Электричка идет по расписанию

Электричка идет по расписанию

Миллионы пассажиров уже успели оценить удобство путешествий по железной дороге. У этого вида транспорта имеются особые козыри, в числе которых его экологичность и безопасность движения. К тому же, по образному выражению председателя парламентского комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства Владимира Чепеля, электропоезда — единственный транспорт, который всегда прибывает вовремя. Электрички не зависят от загруженности дорог и ходят по расписанию, потому что не боятся пробок.

О развитии пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом и повышении качества транспортного обслуживания населения шла речь на расширенном заседании комитета по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства, состоявшемся в последних числах мая в ЗСК по поручению председателя краевого парламента Юрия Бурлачко.

Безальтернативный транспорт

Железнодорожные пассажирские перевозки в последнее время приобретают особую актуальность в нашем регионе. В условиях санкционного давления и действующего на юге страны режима закрытого неба именно поезда становятся практически безальтернативным видом транспорта. Как отметил руководитель комитета ЗСК по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Чепель, почти все кубанские муниципалитеты, через которые не проходят поезда, обращаются в комитет с просьбой пустить их или восстановить железнодорожное сообщение там, где оно раньше было.

Простую истину о том, что расширение железнодорожной сети — это снижение нагрузки на автотрассы, а следовательно, и повышение качества транспортного обслуживания жителей и гостей региона, сегодня на Кубани принимают многие. По мнению замначальника СКЖД Сергея Дмитриева, высокая востребованность электропоездов обусловлена прежде всего удобством этого вида транспорта, а также большим спросом на него пассажиров.

В прошлом году, к примеру, в поездах пригородного сообщения проехали больше 12,5 миллиона человек. Со временем пассажиропоток будет только расти, считают эксперты. А чтобы в ближайшем будущем вместе с пассажиропотоком росло и качество транспортного обслуживания, уже сегодня необходимо работать на опережение, расширять маршрутную сеть и создавать соответствующую инфраструктуру, уверен Владимир Чепель.

Siemens ушел, но «Ласточки» остались

Если касаться темы комфорта в вагонах электропоездов, то стоит отметить, что он не всегда отвечает самым высоким стандартам. В частности, большинство электричек, курсирующих по территории Краснодарского края, не оборудовано системами кондиционирования воздуха.

По мнению Максима Жукова — гендиректора компании «Кубань Экспресс-Пригород» (одного из трех железнодорожных перевозчиков, работающих в крае), решить проблему поможет замена подвижного состава. Вместо электричек с низким уровнем комфортности для пассажиров на линию могут выйти электропоезда российского производства: ЭП2Д (для линий с постоянным током) и ЭП3Д (для линий с переменным). В этих электропоездах предусмотрена современная система микроклимата с применением кондиционирования и обеззараживания воздуха внутри салонов, в них имеется достаточно свободной площади, есть экологически чистые туалетные комплексы. Также в них создана безбарьерная среда для людей с ограниченными возможностями.

Хорошо зарекомендовали себя и рельсовые автобусы РА-3, которые вышли на пригородное направление Ростов-на-Дону — Ейск летом 2021 года. Двухвагонные комфортабельные составы оборудованы климатической установкой с системой очистки и обеззараживания воздуха. В салонах установлены мягкие сиденья, широкие багажные полки, светодиодное освещение, информационные табло и санитарные модули. Рельсовые автобусы могут использоваться на неэлектрифицированных участках железных дорог.

Пассажиры уже успели оценить удобство и комфорт путешествия в скоростных электропоездах «Ласточка» на сочинском участке компании «Кубань Экспресс-Пригород». Здесь еще в прошлом году был полностью обновлен подвижной состав. Теперь этот участок обслуживает принципиально новый моторвагонный подвижной состав. Новые «Ласточки» могут перевозить больше пассажиров благодаря увеличенным габаритам и бестамбурному исполнению вагонов.

— Замена подвижного состава в целом положительно скажется на формировании имиджа Краснодарского края как гостеприимного региона,— отметил Максим Жуков.

Сегодня завод-производитель электропоездов «Ласточка», как и многие другие российские предприятия, ощущает последствия санкционного давления. После ухода из России концерна Siemens, поставлявшего детали для «Ласточек», производитель решает вопросы импортозамещения. Как отметил замначальника Северо-Кавказской железной дороги Сергей Дмитриев, «Ласточки», как и прежде, будут летать по железным магистралям Кубани.

К морю без пробок

Развитие сети железных дорог по направлению к черноморскому побережью для Краснодарского края, ежегодно принимающего миллионы туристов, приобретает особую актуальность. В ближайшей перспективе в регионе могут появиться новые маршруты пригородного сообщения.

Как уточнили в краевом Минтрансе, сегодня по предложению председателя профильного комитета ЗСК определяются возможности для организации пригородного железнодорожного маршрута Анапа — Темрюк — Анапа. Планируется, что поезда в данном направлении могут перевозить пассажиров в высокий летний сезон. Также в настоящее время определяется целесообразность организации пассажирских перевозок по маршруту Приморско-Ахтарск — Тимашевск и Курганинск — Мостовской.

А на сегодняшний день, по данным Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, пригородная железнодорожная сеть состоит из 47 маршрутов. Общая протяженность маршрутов превышает четыре тысячи километров. Каждый день по железнодорожным магистралям перевозят пассажиров без малого сто пар поездов.

Пригород в приоритете

Электрички стали эффективным средством против пробок не только на направлениях к побережью. В вагонах электропоездов жители столицы Кубани могут быстро добраться на работу в утреннее время и с работы — в вечернее. Пожалуй, на сегодняшний день это самый скоростной способ перемещения в пределах Краснодарской агломерации, считает гендиректор компании «Кубань Экспресс-Пригород» Максим Жуков.

Маршрутная сеть «наземного метро» ежедневно обслуживается 162 рейсами пригородных поездов, а количество пассажиров, пользующихся городской электричкой в Краснодаре с момента ее запуска в 2014 году, выросло в четыре раза.

В перспективе городская электричка должна стать главным транспортом жителей окраины и пригородов. Для нее будет создана необходимая инфраструктура и перехватывающие парковки, открыты маршруты общественного транспорта. А задача на сегодняшний день, как отметил Владимир Чепель,— найти алгоритм совершенствования пригородного железнодорожного сообщения, проработать проекты развития электрички и строительства путепроводов, чтобы значительная часть жителей и гостей Краснодара могла приезжать в город электричкой, а не на машине. Пригород тоже должен быть в приоритете.

Развитие сети городских электричек в перспективе свяжет скоростными маршрутами не только микрорайоны Краснодара, но и самые отдаленные пригородные территории. Проект развития радиально-кольцевого пригородного пассажирского сообщения в пределах Краснодарской агломерации до 2030 года включает строительство 18 новых и модернизацию 24 существующих остановочных пунктов, а также создание девяти пересадочных узлов.

Транспортные узлы — важная деталь инфраструктуры. Они позволяют тем, кто подъехал к Краснодару на автомобильном транспорте, пересесть на электрички и заехать в город по схеме радиального движения. А после, уже в самом городе, продолжить путь по линиям кольцевого движения — без пробок и вынужденных задержек.

Всем сестрам по серьгам

Еще одним преимуществом электричек является вполне бюджетная цена билетов. В пригородном железнодорожном транспорте действуют все виды абонементных билетов и все виды льгот, в числе которых бесплатный проезд для граждан, имеющих льготный статус федерального уровня, половинная стоимость проезда для региональных льготников, а также проезд школьников и студентов ссузов Краснодарского края с 50-процентной скидкой с первого сентября по пятнадцатое июня.

Стоит отметить, что край оказывает серьезную поддержку перевозчикам. В краевой казне только в нынешнем году на покрытие выпадающих доходов от госрегулирования тарифов предусмотрено больше 750 миллионов рублей, еще пятьдесят миллионов должны компенсировать железнодорожным компаниям за перевозку учащихся.

На нестыковки в данном вопросе обратил внимание Владимир Чепель. Он отметил, что сегодня приезжие оплачивают проезд в пригородном железнодорожном транспорте по льготной цене наравне с жителями края. При этом компенсация выпадающих доходов перевозчику производится из бюджета в равной мере как за приезжих, так и за население региона.

— Решить проблему помогут электронные проездные билеты, которые жители края смогут приобретать по льготным ценам, а туристы — за полную стоимость,— считает руководитель комитета по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства.

Екатерина КАРЕТИНА