ЮРИЙ БАШМЕТ: «Чтобы быть хорошим человеком, надо работать над собой»

Зимний международный фестиваль искусств в Сочи под артистическим руководством народного артиста СССР Юрия Башмета в этом году установил рекорд посещаемости.

Мероприятие прошло в семнадцатый раз, по традиции на десять дней курорт превратился в настоящий центр культуры, собрал лучшие концерты академической, джазовой, этнической музыки, шедевры балета, драмы, выставки и многое другое. Среди участников — Ильдар Абдразаков, Евгений Миронов, Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Игорь Бутман, Денис Мацуев, Светлана Захарова, камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» и Всероссийский юношеский симфонический оркестр. Помимо российских звезд, на сцену Зимнего театра вышли представители Китая, Бахрейна, Италии, Франции и Германии. О том, почему зарубежные артисты хотят ехать в Россию, что слушает Путин и чего ждет сам маэстро Башмет,— в его интервью.

— Юрий Абрамович, Зимний фестиваль искусств проходит в Сочи уже семнадцатый раз. В чем его основное достижение?

— Конечно, семнадцать лет — это очень много. На следующий год будем совершеннолетие отмечать. Самое главное на фестивале — это зритель, это расширение его кругозора симфонической музыкой. Моему внуку, как и фестивалю, семнадцать лет. Он занимается скрипкой. Когда был маленьким, в пять-шесть лет, он традиционно участвовал в новогоднем концерте в филармонии. Знаете, такой маленький Дед Морозик выходил. Со сцены он чаще всего уходить не хотел, но каждый раз перед выступлением приходилось его уговаривать, чтобы он занимался, чтобы он выступал. А в этом году я заметил, что он сам проявляет инициативу. И вот такой интерес считаю не меньшим достижением, чем развитие фестиваля. Раньше всегда говорил: «Если он будет скрипачом…», а сейчас уверен: будет.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Фестиваль международный и, несмотря на все сложности, продолжает поддерживать этот статус. Как это удается?

— Знаете, мы просто решили, что в текущей ситуации не будем ничего менять. Ведь не все же исполнители недружественных стран — плохие и не все в дружественных — хорошие. Искусство — выше. На фестивале я выступал совместно с немецкой оперной звездой Симоной Кермес, она очень живая артистка, очень востребована в Германии, Европе. Она сама проявила инициативу, сказала, что ее не волнует отношение «плохих немцев — они надоели», любит и будет выступать в России, поскольку такой живой публики нет ни в одной стране. Я очень люблю импровизацию, но с ней очень непросто: она поет то, чего нет в партитуре. Бесконечно импровизирует. Конечно, по понятиям обычного немца, обывателя, она не очень дисциплинированна. Она очень счастлива, что приехала. Не знаю, что с ней будет, когда она вернется. Потому что уже был пример, когда один музыкант из Австрии согласился стать членом жюри Конкурса Чайковского, пришел к руководству, сказал, что поедет в Москву. Его, конечно, отпустили, но предупредили, что контракт могут и не продлить. В итоге смотрел конкурс онлайн. А вот композитор из Бельгии Патрик де Клерк постоянно приезжает — его ничто не останавливает.

— Расскажите немного про конкурс композиторов, который вы проводите. Насколько изменилась география его участников?

— С конкурсом композиторов у нас случился невероятный бум. Очень много заявок поступило в этом году: из шестидесяти девяти стран мира. В финал вышли участники из России, Испании и даже с Украины. Конечно, есть ряд стран, которые рады, что сегодня российские исполнители не приезжают на гастроли. Для их артистов, которые всегда стояли во втором, третьем ряду, это шанс. Но земной шар большой, а наша страна — больше всех. В какой еще стране среди композиторов были сразу и Петр Чайковский, и Борис Чайковский, и Александр Чайковский? Очень жду, что в итоге благодаря конкурсу появится современный Бах, Моцарт, Рахманинов, Шостакович. Такое состязание дает определенный импульс — творческий человек начинает сочинять, у него есть цель. Очень рад, что на нашем фестивале участники конкурса композиторов имеют возможность услышать свои произведения в профессиональном исполнении. Однажды подарил диск с записью президенту России Владимиру Путину. Позже при встрече спросил: «Слушаете?» Сказал, что да, особенно в самолете. В подтверждение перечислил произведения, которые были указаны на диске, и уточнил, что Шуберт при жизни так и не услышал собственных симфоний. А ведь многие музыканты этого не знают.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Владимир Владимирович был на вашем Зимнем фестивале зрителем. Смотрел спектакль по мотивам произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» — «Не покидай свою планету». Уже много лет он открывает фестиваль и неизменно собирает полный зал. В чем, на ваш взгляд, секрет успеха?

— Секрет — в импровизации, искренности, в наших теплых, дружественных отношениях с Константином Хабенским, который играет главную роль. Кстати, спектакль был на грани закрытия в Москве. Несмотря на то что он родился здесь, в Сочи, он с успехом долгие годы шел в столичном театре «Современник». Мы отметили сотый спектакль — и тут Косте предложили стать художественным руководителем МХТ имени А. П. Чехова. Тогда я спросил: «Тебе же по-прежнему интересен этот спектакль?» Он ответил: «Да!» — и через неделю постановка «переехала» в МХТ и теперь продолжает феерично жить. Очень часто на спектакль приходят люди, которые уже были на нем несколько раз, но в нем всё время какие-то новые краски возникают. Мы бесконечно импровизируем, шутим. Например, там есть такой момент, где Константин подходит к оркестру. Я вообще дирижирую без палочки, а однажды взял ее, спрятал под нотами и, когда Костя подошел к нам, протянул ее. Константин отреагировал, взял палочку и начал играть с ней. Вот в каждом спектакле есть такое хулиганство в хорошем смысле этого слова. Это живой процесс, постановка не становится музейной. Даже наши музыканты, когда приходят на спектакль, знают, что получат эмоциональное и интеллектуальное наслаждение.

— Многие постановки Зимнего фестиваля — это не просто премьеры, но спектакли на стыке нескольких жанров. Как найти гармонию музыки и слова?

— Для меня самого это всегда открытие. В программе текущего фестиваля была постановка, где Евгений Миронов вместе с Александрой Урсуляк читали рассказ Максима Горького «Рождение человека». Когда-то на нашем фестивале Женя читал «Гамлета», а мы играли музыку Шостаковича для одноименного фильма. Но Горький для меня стал открытием. Он мне всегда казался каким-то ленинским писателем, в школе же проходили только «На дне» и «Мать». А ведь он гениальный автор. Когда начали готовиться к постановке, сделал открытие: где-то нашел, что любимый композитор Горького — Григ. И здесь всё сложилось. Зацепившись за такую деталь, Евгений Миронов и Александра Урсуляк читают рассказы Горького под музыку Грига.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

— Помимо выступлений, Зимний фестиваль искусств содержит и большую образовательную программу. Например, работает Школа журналистики. Что ждете от подобных проектов?

— Как жду, что среди композиторов родится Шнитке или Прокофьев, так хочу, чтобы и среди журналистов появился тот, кто после концерта напишет критическую статью, в которой будут полезные для исполнителя советы. Но это должна быть уважительная статья. А не как в девяностые годы. Никогда не забуду, как одна девушка написала, что скрипки играли настолько не вместе, что исполнители водили смычками в разные стороны. А у этой журналистки была подружка, она работала в моем оркестре и очень хорошо играла на скрипке. Я сказал: «Ты передай, что она дура!». В этом месте у Петра Ильича Чайковского одна скрипка играет длинную ноту, а другая играет две короткие. Это называется дивизия. Вот хотелось бы, чтобы о культуре писали глубоко профессионально, с хорошим вкусом и интеллигентно. Потому что обидеть артиста каждый может.

— Что бы вы сами пожелали участникам фестиваля, как сделать его лучше?

— Мы приглашаем тех людей, исполнителей, которые, только не падайте и не смейтесь, любят музыку и любят свою профессию. Помимо хорошего уровня профессионализма, они обладают еще и харизмой и с удовольствием занимаются этим делом, даже несмотря на то, есть у них гонорар или нет. Играть — для них это и есть их счастье. Мы таких зовем, а они развиваются, растут. В этом году у нас на виолончели играла девочка Мария Зайцева. Пять или шесть лет назад она просто приезжала на фестиваль как молодая виолончелистка, чтобы участвовать в мастер-классах. А сегодня сама выступала на сцене в Сочи. Это уже профессионал высокого уровня. Что мне ей советовать? Ничего. Выходи — и получай удовольствие.

— И в заключение необычный вопрос. Недавно журналист Такер Карлсон собрал больше двух миллиардов зрителей, которые посмотрели его интервью. Если бы вам представилась возможность обратиться к такой огромной аудитории, что бы вы сказали человечеству?

— Я бы сказал, что надо всю жизнь работать над собой, чтобы быть хорошим человеком.

Ирина СИЗОВА

Фото Юрия КОРЧАГИНА

К сведению

X Международный конкурс молодых композиторов памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера прошел в рамках XVII Зимнего международного фестиваля искусств под артистическим руководством народного артиста СССР, Героя Труда России Юрия Башмета. Конкурс состоялся в двух номинациях, в его финал вышли двенадцать композиторов.

Победителем в номинации «Струнный квартет» стал композитор Адай Луис(Испания). Первая премия в номинации «Фортепианный ансамбль» не присуждена. Вторую премию в номинации «струнный квартет» получил Антон Смирнов (Украина), а в номинации «Фортепианный ансамбль» — Андрей Артемов (Россия).Третью премию в номинации «Струнный квартет» получила Алина Подзорова (Россия), а в номинации «Фортепианный ансамбль» — Игорь Андрич (Сербия).

Сочинения всех финалистов прозвучали на концерте в Зале органной и камерной музыки города Сочи в исполнении солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы». Лауреаты конкурса также удостоились материальной премии и памятных дипломов, призовой фонд конкурса составил порядка шестисот тысяч рублей.