Как сберечь миллионы

 

Почти все мошеннические схемы удается «рассекретить» по результатам первичной проверки клиентов на благонадежность. Проверить компанию, будь то партнер, деловые отношения с которым проверены временем, или фирма, с которой дела только налаживаются, никогда не лишнее. Ведь это – успех в бизнесе, в ином случае – риск, от которого могут пострадать клиенты, деловая репутация уважаемой компании.

Другими словами, как распознать фирму-однодневку и сберечь миллионы от действий недобросовестных контрагентов? На эти и другие вопросы руководители предприятий, юристы, бухгалтера, финансисты получили ответы на бесплатном семинаре, организованном для них в Торгово-промышленной палате Краснодарского края. Вела семинар директор ООО «Бизнес Онлайн» Татьяна Чернова.

Первый вопрос, возникающий при работе с контрагентами, доверять или нет? В любой компании нужно заранее определить, кто и в какой мере отвечает за эту работу – директор или бухгалтер? Почему важна проверка контрагентов? Полученные сведения позволят обеспечить комплексную коммерческую безопасность компании, а также повысить репутацию, снизить риск заключения контрактов с недобросовестными поставщиками и мошенниками, образования просроченной кредиторской задолженности и проведения встречных налоговых проверок.

Прежде чем начинать работать с контрагентом, руководителю компании нужно собрать всю необходимые сведения о нем. Фраза «Тот, кто владеет информацией, владеет миром» хоть и стара, как мир, но со временем не теряет большую значимость. Ведь располагая достоверными данными о деловых партнерах и контрагентах, можно избежать многих неприятных ситуаций или, наоборот, подписать выгодный договор.

Важно представлять, кто он, потенциальный партнер? Для чего порой достаточно проверить, по указанному ли адресу находится его офис, позвонить по номеру телефона фирмы, чтобы убедиться, что жизнь в ней бьем ключом, или, наоборот, что на звонок даже ответить некому.

Обратите внимание на репутацию компании, с которой планируете сотрудничать, и ее опыт работы на рынке. Если о фирме ни слова нет в Интернете, а ее представители не могут толком объяснить, как компания планирует развиваться, впору задуматься: вряд ли такая фирма планирует просуществовать долго. Также пора забеспокоиться, если в течение года у предприятия были хорошие финансовые показатели, а потом – резкий спад, настолько ли компания стабильная, как хочет казаться.

Конечно, сегодня появляются и новые серьезные компании, но, как правило, такие структуры не скупятся на рекламу и вкладывают большие средства в развитие предприятия, продвижение своей продукции.

Многое о контрагенте могут рассказать оперативные справки, подтверждающие предыдущие сделки, отзывы компаний, с кем он сотрудничал ранее. А также бизнес-проект, привлекательность которого оценивается по наличию финансовой отчетности, в каком виде она представлена, каков экономический потенциал компании. После чего есть возможность оценить: можно с этими людьми иметь дело или нет смысла садиться с ними за стол переговоров.

При проверке бизнес-планов необходимо четко представлять свои потребности на перспективу не только в материальных, трудовых, но и финансовых ресурсах. Важно предусмотреть и источники их получения, уметь выявлять эффективное использование ресурсов во время работы предприятия. Одним словом, бизнес-план – это карта, по которой будет развиваться бизнес, но при составлении плана встречаются типичные ошибки, на которые руководству компаний важно обращать внимание, прежде чем принять решение о сотрудничестве с контрагентом.

На семинаре много говорили о том, как распознать фирму-однодневку. Факт того, что за директором организации числится еще с десяток подобных организаций (минимальный уставный капитал, один и тот же юридический адрес, одинаковые виды деятельности) наводит на мысль о том, что к компании следует внимательно присмотреться. А если компания регулярно судится по одному и тому же поводу со своими контрагентами, может говорить и о том, что заключив с нею договор, можно легко попасть в список кредиторов. И потерять свои деньги.

Отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента может сослужить для компании «печальную» службу также и в налоговых органах. За работу с фирмами-однодневками могут быть доначислены налоги и штрафы, суммы которых зачастую очень сильно «бьют по карману» компании.

Что нужно сделать, чтобы проявить должную осмотрительность? Для этого можно воспользоваться методическими рекомендациями МинФина, организовать собственную службу безопасности, воспользоваться услугами сторонних юридических агентств, а можно приобрести специальную программу. Каждый руководитель в данном вопросе руководствуется собственным опытом, интуицией и спецификой деятельности компании. Главное не забывать важное правило – «Доверяй, но проверяй».

Так, например, контрагент должен быть зарегистрирован как налогоплательщик. На слово нельзя верить, поэтому желательно запросить у него копию свидетельства о постановке на налоговый учет и копию устава предприятия. Лицо, подписывающее документы от имени контрагента, должно быть наделено соответствующими полномочиями. Нужно проверить копии приказов о назначении генерального директора и главного бухгалтера. Если контрагент занимается лицензированным видом деятельности, копия лицензии только прибавит к нему доверия.

С недавнего времени руководителям предприятий при принятии решений придется быть более осторожными. Это связано с тем, что Пленум Высшего

арбитражного суда принял постановление о взыскании убытков с директоров. Особо важно это постановление для «наемных» директоров. В постановлении «О некоторых вопросах возмещения убытков лицами, входящими в состав органов юридического лица» ВАС дал разъяснения судам, как следует рассматривать эту категорию дел.

Одним словом, участники семинара обсудили многие актуальные вопросы. Им был предоставлен бесплатный доступ к сервису проверки контрагентов и материалы, которые при глубоком изучении позволят избежать ошибок, не дадут стать жертвами нечистых на руку мошенников.

Наталия МЕЛЬНИКОВА