Казаки-наставники

Сегодня в созданной на Кубани системе казачьего образования работают 1684 казака-наставника. Один из них — помощник атамана Центрального районного казачьего общества Игорь Васильевич Кирюшин.

Дорога в школу

К наставничеству старший вахмистр Кубанского казачьего войска Кирюшин шел всю свою жизнь. По образованию, полученному на филфаке Кубанского госуниверситета, Игорь Васильевич — преподаватель русского языка и литературы. Но после возвращения со службы во внутренних войсках, которую он в 1991 году завершил в Абхазии, Кирюшин пошел трудиться не в школу, а в милицию города Сочи. Правда и там он первое время работал с детьми — был инспектором по делам несовершеннолетних, в самые трудные для страны девяностые годы вытаскивал подростков из криминальной среды.

О том, что он происходит из казачьего рода, Игорь Кирюшин никогда не забывал. После ухода в отставку в чине майора полиции прошел стажировку и вошел в созданную в 2013 году в Сочи казачью дружину. Вместе со старыми и новыми коллегами обеспечивал охрану правопорядка во время проведения зимней Олимпиады в 2014 году.

Защиту общественного порядка в Сочи вместе с казаками-дружинниками и сотрудниками полиции Кирюшин обеспечивает по сей день. А в свободное от службы время ходит в школу: в СОШ №24 Центрального района Сочи на его попечении находятся ученики 2, 4 и 8-го казачьих классов.

Наставники и товарищи

Игорь Васильевич стал одним из первых казаков-наставников: своих восьмиклассников он ведет с первого класса, то есть с тех самых пор, как казачьи классы стали появляться в общеобразовательных школах Кубани.

Можно сказать, вырастил ребят вместе с родителями и учителями. Сегодня в их сложном подростковом возрасте проводит профилактику правонарушений, делясь наглядными примерами из своей службы по охране правопорядка, доходчиво рассказывает и показывает, как может сломать молодую жизнь хулиганство, употребление алкоголя и наркотиков.

Для своих казачат Игорь Васильевич и его напарник Сергей Федорович Воронов не только наставники, но и старшие товарищи, с которыми можно обсудить проблемы взросления и планы на жизнь.

Игорь Кирюшин говорит, что многие ребята из старших казачьих классов сегодня заинтересованы в поступлении в кадетские казачьи корпуса, военные училища, на бюджетные места в вузы по некоторым гражданским специальностям, а также в прохождении срочной военной службы в составе казачьих подразделений войсковых частей на территории Краснодарского края.

В общем, казачье воспитание дает свои плоды. И эти плоды появляются не только среди старшеклассников. Игорь Васильевич говорит, что две семьи планируют подавать документы детей на поступление в кадетский корпус в Краснодаре после того, как те окончат свой четвертый казачий класс.

Союз наставников

Казачатам из школы №24 повезло вдвойне — не только с казаками-наставниками, но и с классным руководителем. Ирина Петровна Тищенко происходит из казачьего рода, искренне этим гордится. Ее знаний о казачьей культуре и традициях хватает на то, чтобы удивить не только учеников, но и наставников. Да и педагогическим опытом она делится щедро.

Можно сказать, в этой сочинской школе уже сложилась такая ситуация, к которой с переменным успехом стремятся во всех школах казачьей направленности в Краснодарском крае. Ситуация, когда школьные учителя и казаки-наставники становятся единомышленниками и соратниками, когда одни продолжают ту работу по казачьему воспитанию и образованию, которую начали другие. Очевидно, что такое деятельное сотрудничество очень важно, ведь учителя проводят с детьми больше времени, чем наставники, у них есть больше возможностей закрепить полученные на казачьих уроках знания и умения.

История, традиции и вера

Впрочем, и сам Игорь Кирюшин, и его напарник по наставнической работе стараются как можно больше времени проводить с детьми: приходить на занятия в школе не реже чем раз в неделю, почаще выезжать с казачатами на экскурсии, отправляться в походы на природу, ходить с ними в православный храм.

Руководство казачьего общества им в этом всячески содействует: график прохождения службы в казачьей дружине строят таким образом, чтобы наставники вместе успевали всё это делать.

И они действительно многое успевают. Показывают детям все виды казачьей формы: парадной, повседневной, походно-полевой, рассказывают о том, как служили и служат сегодня казаки своему Отечеству, как защищают Родину, как охраняют государственную границу, в том числе на заставах в окрестностях Сочи. Ведут с казачатами базовую строевую подготовку, разучивают традиционные казачьи и современные патриотические песни. Например, в этом году на конкурсе в рамках месячника военно-патриотической работы спели песню «Казаки в Берлине», исполнили народный казачий танец.

Наставники рассказывают о том, что казаки были и остаются не только воинами, но и земледельцами, что они всегда не только отвоевывали, но и обустраивали землю. Не забывают знакомить с уникальными природными богатствами Сочи — вот буквально на днях побывали с казачатами на Агурских водопадах.

И еще напоминают о том, что казак без веры не казак. Игорь Васильевич отмечает, что за восемь лет работы он ни разу не услышал никаких возражений по поводу того, что наставники водят детей в один из старейших в Сочи православных храмов — собор Архангела Михаила. А беседы об основах православной веры, о православных святых и небесных покровителях казачества проводит с ними священник этого храма — отец Александр. В казачьем классе учатся дети разных национальностей, но и они и их родители прекрасно понимают, что родная земля у всех у них одна, а историю и традиции этой казачьей земли знать необходимо.

Настоящее возрождение

И взрослым эти знания нужны ничуть не меньше, чем детям. Игорь Васильевич, как и многие другие казаки-наставники, не только учит, но и сам постоянно учится. У него всегда под рукой разработанные Кубанским казачьим обществом методические пособия, научные книги по истории кубанского казачества.

Он считает, что для школьных учителей необходимы обучающие курсы по кубановедению, истории казачества. Их можно организовать на базе одного из высших учебных заведений, входящих в Ассоциацию казачьих вузов, где сегодня ведется обучение казаков-наставников. И тогда тот тандем, который сложился в сочинской школе №24, станет не отдельным ярким примером, а повседневной практикой в школах, которые имеют статус казачьей образовательной организации, а учителя смогут продолжать и развивать с детьми то, что было дано на уроках наставниками.

Но самое главное уже свершилось. Опыт Игоря Кирюшина и других наставников свидетельствует: казачье образование охватывает не только детей, но их родителей. В семьях дети делятся впечатлениями и знаниями, полученными на уроках казаков-наставников. И это постепенно, но наверняка меняет к лучшему восприятие казачества современным обществом.

— Казаки приходят в детсады и школы, несут службу по охране общественного порядка, участвуют в парадах и других торжественных мероприятиях наравне с Росгвардией, МВД. И весь город их приветствует, а глава Сочи обращается не иначе как «браты-казаки». Люди это видят, люди воспринимают казаков как своих защитников,— говорит Игорь Кирюшин. — Казачество становится неотъемлемой частью жизни нашего общества. Это и есть настоящее его возрождение.

Подготовила Наталья НИКОЛАЕВА