За треть века, что черноморский курорт принимает «Киношок», фестиваль много раз менялся: когда-то кинофорум объединял кинематографистов бывшего СССР, а теперь получил международный статус — благодаря участию лент из Ирана, Индии и Казахстана. Превратив свою самую народную программу бесплатных показов «Кино на площади» в «Ночной сеанс» под крышей Городского театра Анапы, фестиваль стал бесплатно приглашать нежно любящих его анапчан и на конкурсные показы.
Снято на Кубани
Каждый январь, пока мы наслаждаемся новогодним бездельем, отборщики конкурсов «Киношока» — полнометражных и короткометражных, телевизионных и детских фильмов — берутся за дело. На тридцать третий по счету фестиваль из трехсот с лишним картин из стран СНГ и не толькоотобрали около тридцати. Одна из них — «Туда, где хорошо» Ксении Пчелинцевой, воспитанницы мастерской Павла Лунгина на Высших курсах сценаристов и режиссеров — была снята на Кубани. Декорациями для истории рождения и смерти дружбы двух девочек — из бедной и богатой семей, участвовавшей в конкурсе короткометражек, стал выброшенный штормом на берег за Кабардинкой танкер «Рио».
— Кубань давно стала точкой притяжения для кинематографистов, и даже мне приходилось недавно помогать одной из съемочных групп в окрестностях Анапы,— говорит президент «Киношока» Ирина Шевчук. —У нас даже была идея собрать в этом году отдельную программу из снятых в Краснодарском крае фильмов «Сделано на Кубани», что мы непременно и сделаем на тридцать четвертом фестивале в будущем году.
Как наградить целый край
Пока же «Киношок» отдал должное кинематографическому гостеприимству региона, где краевая кинокомиссия возвращает кинопроизводителям часть потраченных на кубанские киноэкспедиции средств рибейтами, иным образом. На открытии фестиваля приз «Госпожа удача» имени Павла Луспекаева, вручаемый обычно мэтрам киноэкрана за многолетние заслуги в профессии, был присужден Краснодарскому краю за поддержку кинематографистов и многолетнюю помощью в организации «Киношока».
— И пусть Анапа сама решит, оставить приз у себя или передать администрации Краснодарского края,—заметила почетный гражданин города-курорта Анапа Ирина Шевчук.
— Благодарю за такую честь «Киношок», который создал уникальное творческое сообщество, которое каждый год знакомит зрителей с новыми качественными фильмами из России и других стран,— заметила первый вице-мэр Анапы Светлана Балаева,принимавшая награду.
Очереди как в Венеции
Любовь «Киношока» и анапчан проверена временем, но всё еще горяча. Недаром Ирина Шевчук, сетовавшая на трудную логистику в регионе закрытых аэропортов, заметила: «Наш фестиваль много раз хотел переехать, но, когда я вижу глаза наших зрителей, отбрасываю эту идею». Впрочем, сам «Киношок» в этом году тоже имел весьма замысловатую географию, буквально растянувшись на весь город: конкурсные кинопоказы проходили не только в Городском театре, но и в кинозалах торгового центра вдали от сердца курорта, а пресс-конференции и вечерние обсуждения лент принимал отель в самом конце Пионерского проспекта.
Открыв все без исключения конкурсные показы для обычных зрителей, «Киношок» лишний раз убедился в безоговорочной любви к себе кубанцев: они в мгновение ока заполняли не только крошечный пятидесятиместный зал гортеатра, но и полутысячный зал киноцентра — не без давки и споров за места, что стало сюрпризом для кинематографистов и кинокритиков, привыкших приходить за час на фестивальные показы в Венеции или Карловых Варах, но никак не в Анапе. И конечно, не слишком готовых к битве за кресло с пенсионерками-киноманами или отпущенными с пар студентами.
О любви — к отцу и маркам
— Давно мечтал попасть на «Киношок», но всё как-то не получалось, а тут мне оказали честь и пригласили председателем жюри конкурса полнометражных фильмов,— говорит Юрий Кара, режиссер «Завтра была война», «Мастера и Маргариты» и «Пиров Валтасара». —Среди лент буду отмечать те, где герои не убивают, а созидают,— как русский дипломат ХIX века граф Николай Игнатьев, освободивший Болгарию и присоединивший к России Приморье умом, а не грубой силой: о нем я буду снимать следующий фильм.
Отчасти так и случилось: киношоковское Гран-при «Золотая лоза» и приз за лучшую женскую роль Алине Ходжевановой получила «Филателия» — медитативная мелодрама Натальи Назаровой о работающей на почте девушке Яне с ДЦП, собирающей себя как марки и ждущей отца в городке у условного моря. У конкретного моря — Черного — разворачивается драма «Последняя цена» абхазского петербуржца Наура Гармелии: русская семья в разрушенном войной городке выращивает на продажу фундук — орехи же станут причиной убийства. «Последней цене» кинопресса фестиваля отдала свой диплом, а жюри «Киношока» — приз за лучшую режиссуру (Наур Гармелия) и приз имени Анатолия Княжинского за лучшую операторскую работу (Дмитрий Знаменщиков).
Кого еще наградил «Киношок»
●Лучший короткометражный фильм: «Слишком хорошая Анна» (режиссер — Яна Климова-Юсупова).
●Лучший детский фильм: «Мухадракон» (режиссер — Татьяна Колганова).
●Лучшие детские роли: Всеволод Клименок («Мухадракон») и Виталия Корниенко («Папу маме заверни», режиссер — Иван Архипов).
●Лучший сценарий в полнометражном кино: Любовь Борисова и Алексей Романов («Легенды вечных снегов», режиссер — Алексей Романов).
●Лучшая музыка к полнометражному фильму: Андрей Карасев («Лиссабон», режиссер — Светлана Филиппова).
●Лучшая мужская роль в полнометражном кино:ОрынбекШаймаганбетов («Крик», режиссер — КенжебекШайкаков).