«КЛАД АРГОНАВТОВ»

В Сочинском художественном музее очень интересная экспозиция. Можно увидеть картины Ивана Айвазовского, Виктора Васнецова, Кузьмы Петрова-Водкина. Но многие из посетителей обычно еще с порога спрашивают, а нет ли случайно в этот день экскурсии, включающей осмотр так называемого «Клада аргонавтов»? Такие экскурсии проводятся крайне редко, по специальной записи. Уж слишком большую ценность представляют собранные экспонаты. Любые деньги за коллекцию «Клад аргонавтов» готовы хоть сейчас заплатить Британский музей Лондона, парижский Лувр, берлинский Пергамон. Но «Клад аргонавтов» хранится в Сочи, и его периодически представляют посетителям Сочинского художественного музея.

ОТКРЫТИЯ «ЧЕРНОГО РЫНКА»

История появления «Клада аргонавтов» в Сочинском художественном музее походит на настоящий детектив. В июне 1997 года на «черном рынке» города появились в продаже уникальные вещи – античные вазы, наконечники старинных дротиков, серебряные пластинки – фалары. Цены на весь этот антиквариат были хотя и высокими, но не запредельными, так что некоторые из любителей старины успели даже пополнить свои домашние коллекции. Тогда же одну из древних вазочек предложили приобрести знаменитому сочинскому адвокату Римме Левинсон. Желая удостовериться в подлинности античной находки, она принесла ее на экспертизу в Сочинский художественный музей. Специалисты взглянули на вещицу и… онемели. Великолепное изделие, подлинная работа древних мастеров.

— Знаете что, Римма Михайловна, вы скорее верните эту штуковину продавцу, и ни в коем случае не покупайте! — посоветовал директор Сочинского художественного музея Петр Хрисанов. — Судя по ее огромной художественной ценности, это — достояние государства! Где бы и кем она ни была найдена, принадлежать должна всему нашему народу…

В тот же день информация о гуляющих по «черному рынку» античных вещах была передана сотрудникам Сочинского управления ФСБ.

Дальше все развивалось молниеносно. Через неделю было установлено, что через подставных лиц уникальными вещами пытается торговать житель поселка Казачий Брод Андрей Чамкин. Среди односельчан он был известен как большой любитель горных путешествий, промышляющий поисками кладов. Значит, нашел! Когда сотрудники ФСБ пригласили к себе парня и напрямую рассказали ему о ценности его находок, он тихо охнул и тут же безропотно все передал специалистам. Несколько уже проданных вещиц

работники Сочинского художественного музея выкупили у новых владельцев. Таким образом, вскоре весь клад сконцентрировался в музейном хранилище.

В сентябре 1997 года в Сочи прилетел известный археолог, доцент кафедры зарубежного искусства Российской Академии художеств Владимир Семенов. Вместе с группой местных кладоискателей он побывал в долине реки Мзымты, на том горном склоне, где были найдены античные вещи. От поселка Казачий Брод до места находки пришлось идти через густой лес около трех часов. На восточном выступе вершины 604 была обнаружена каменная платформа, близ которой Андрей Чамкин и собирал древние предметы. Судя по всему, это было какое-то горное святилище, имевшее и свою сокровищницу. Дополнительно никаких находок сделать не удалось.

Тем временем в Сочинском художественном музее побывала реставратор высшей категории из Эрмитажа Ольга Семенова. Вот что она записала в своем экспертном заключении:

«Клад представляет собой комплекс памятников античного мира и включает 26 изделий декоративно-прикладного искусства из золота и серебра, оружие и детали конской упряжи из железа, шлем и предметы быта из бронзы. Тематика рельефов, изящество художественного решения, стилистическая ясность и цельность, прекрасное качество исполнения, присущие данным предметам, позволяют отнести их к произведениям ведущих художественных центров Древней Греции, выполненных в период расцвета античного искусства в Y – IY веках до нашей эры. Несомненная художественная ценность данных памятников позволяет отнести их к разряду немногих редких находок, имеющихся в музеях России только в единичных экземплярах…»

После этого специалисты Эрмитажа взялись за тщательную реставрацию всех находок найденного клада. Эта кропотливая работа продолжалась более десяти лет. И только в октябре 2009 года в Сочинском художественном музее вся коллекция была собрана в одном зале. Сюда стали устраиваться крайне редкие экскурсии для специалистов – историков и искусствоведов, к которым всегда присоединяли по несколько человек из числа обычных посетителей.

ПРИВЕТ ИЗ ЭЛЛАДЫ

Пока шла реставрация древних находок, в научных кругах России стали возникать необычные споры. Появление сообщений о найденном кладе всколыхнуло интерес к теме освоения древнегреческими мореплавателями и торговцами Черноморского побережья Кавказа. Историки и искусствоведы занялись изучением старинных литературных источников, надеясь найти разгадку тайны в мифах Древней Эллады. Все чаще и чаще найденный в окрестностях Сочи клад стали именовать в литературе «Кладом аргонавтов». Совсем не случайно!

Первые греческие города-полисы стали появляться на берегах Черноморского побережья Кавказа в YI веке до нашей эры. Самыми крупными из них были Гермонасса (Тамань), Горгиппия (Анапа), Торик (Геленджик), Питиунт (Пицунда), Диоскурия (Сухуми). В окрестностях Сочи развалин больших древнегреческих населенных пунктов археологам обнаружить не удалось. Однако известный ученый, профессор Юрий Воронов в своей книге «Древности Сочи и его окрестностей» убедительно доказывал, что сыновья Эллады бывали и здесь. Судя по археологическим находкам, в устье реки Псахо, на территории нынешнего поселка Мамайка находилась торговая греческая фактория. Погребальные комплексы древних эллинов были обнаружены возле сел Богушевка и Соболевка. А в междуречье Мзымты и Псоу, где сейчас построен Олимпийский парк Сочи, еще в 60-е годы ХХ века было сделано множество древнегреческих находок – монеты, терракотовые статуэтки, чернолаковые сосуды.

С колониями на берегах Черного моря греческие купцы из городов Балканского полуострова вели оживленную торговлю. Их путешествия по морю были сопряжены с множеством трудностей, о приключениях мореплавателей складывались устные сказания – мифы. До наших дней эти народные легенды дошли в различных литературных произведениях, главными из которых являются поэмы «Теогония или происхождение слов» Гесиода, «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Аргонавтика» Аполлония Родосского, а также сочинение римского поэта Овидия «Метаморфозы». С Черноморским побережьем Кавказа тесно связаны три древнегреческих мифа – о прикованном к скале Прометее, о приключениях Одиссея в государстве амазонок и о поисках аргонавтами Золотого руна. Уже утвердилось в людском сознании, что Прометей страдал на склонах Фишта, отважные амазонки жили на Таманском полуострове, а судно «Арго» с мореплавателями, возглавляемыми Ясоном, причалило к берегу вблизи нынешнего города Поти.

Однако в последнем утверждении найденный близ Сочи клад заставил усомниться. Легенда утверждает, что судно «Арго» с 50-ю гребцами на борту отправилось в путь к берегам страны колхов. Много лет считалось, что страна колхов — это нынешняя Колхидская низменность, именно там, на берегу реки Фазис находился город Эя, в котором правил царь Эот, где жила его дочь, красавица и целительница Медея. Постойте, но ведь древняя Колхида была намного обширнее Колхиды современной, она простиралась вплоть до долины реки Туапсе. А что, если мифическая река Фазис это не нынешняя река Риони, как считалось много лет, а река Мзымта? Точно не установить! К тому же, в мифе об аргонавтах речь шла о реке, пробивающейся среди скал, как Мзымта, а не о бегущей по равнине, как Риони. Так где же искал Ясон знаменитое Золотое руно (золотую баранью шкуру), вблизи нынешнего города Поти или близ современного Сочи?

Этот спор с каждым годом разгорался все активнее и активнее. Жители Поти приводили свои доводы, ведь именно этот город лежит в самом центре Колхидской низменности. Но и жители Сочи не собирались отступать.

Вспомните, говорили они, разве не на сочинских ручьях в прежние времена люди добывали золото, опуская в горные ручьи бараньи шкуры? Потом, в мифе говорится о платанах, а ведь платаны растут только в нашей части Черноморского побережья Кавказа! Наконец, чем лечила страдающих воинов Медея? Целебной водой в подземных пещерах. Разумеется, речь шла о знаменитой сочинской Мацесте!

Конечно, ко всем этим спорам надо относиться с изрядной долей иронии. За давностью лет никто не сможет наверняка доказать, а существовали ли в реальности такие люди, как Ясон, Медея, Эот, Геракл, Орфей, братья Амфий и Телехий Диоскуры? Может, не была их никогда! Всем понятно, что основу мифа об аргонавтах составили устные рассказы о многочисленных поездках древних греков к берегам Черноморского побережья Кавказа. Где тут правда переплетается с вымыслом? Так может и впрямь, существовало на свете судно «Арго», и путешествующие на нем мореплаватели оставили сокровища на скалистом выступе в долине реки Мзымты? К тому же название зазвучало так красиво – «Клад аргонавтов»…

МУЗЕЙНЫЕ ШЕДЕВРЫ

Хотя я работаю репортером уже несколько лет, в таинственном зале Сочинского художественного музея побывала всего один раз, да и то случайно. Попала в него вместе с группой олимпийских чемпионов. Понравилось безумно! Серебряные вазы, бронзовый шлем, наконечники копий и дротиков, меч с золотой рукояткой, конская упряжь, ну и так далее. И возникало удивительное ощущение древности, всем этим находкам было как минимум по 2.300 – 2.500 лет.

Наибольшее впечатление произвела серебряная часть коллекции. В нее вошли три вазы с рельефными орнаментами и два диска-фалара, которые могли крепиться как к щитам, так и входить в часть конной упряжи. Просто поразительным казалось, насколько филигранно работали древние мастера серебряных дел. Одна ваза словно увита цветами лотоса, другая – виноградной лозой. А на третьей – рельефное изображение танца, который ведут прекрасные молодые гречанки вместе с эротами — богами любви. Что же касается фаларов, то на них изображены мифические сюжеты. На одном – сцена охоты, которую ведут сыновья Геракла – Агафирс, Гелон и Скиф. На другом – несчастная красавица Сцилла, которую из ревности волшебница Цирцея превратила в чудовище. (Любителям наверняка помнится этот известный миф – колдунья отравила воду в заливе, где купалась девушка, та вошла в воду и ее стройные ноги превратились в змеевидные щупальца и собачьи морды).

Но одними серебряными изделиями клад не ограничивается. В состав коллекции входят прекрасные образцы оружия древних воинов, посуда, монеты, керамические изделия. Ученые были правы, находки такого класса в

лучших российских музеях встречаются в виде единичных экспонатов. А тут – целая коллекция!

КУДА ПЛЫВЕШЬ, «АРГО»?

Вся эта история, связанная с поисками «Клада аргонавтов» в окрестностях Сочи, отозвалась не только в России, но и в Греции. И не случайно. Там многие древние мифы воспринимают как совершенно неоспоримые исторические факты, люди верят в их реальность в обязательном порядке. В греческом городе Волосе, который в древности назывался Иолком и откуда, согласно легенде, и отправились в путь аргонавты, никто не сомневается в том, что Ясон существовал на самом деле. Главный проспект города носит имя Ясона, на центральной площади – скульптурное изображение судна «Арго», сувенирные лавочки забиты книгами и открытками, напоминающими о путешествии аргонавтов. Вся туристская индустрия в этом городе строится на знаменитой легенде. Вот дом – здесь родился Ясон! Вот река – переходя ее, Ясон потерял сандалию, о чем предупреждал оракул. Вот мастерская мастера, построившего корабль «Арго». Ну и так далее, и так далее! Разве можно отказываться от мифа, благодаря которому в небольшой городок Волос каждый курортный сезон приезжают сотни тысяч гостей.

Сообщение о появлении в Сочи «Клада аргонавтов» вызвало в Волосе целую бурю эмоций. Мэр Волоса Кириякос Митру направил сочинцам благодарственное письмо. Профессор института древнего кораблестроения Куртис Апостолос и художник Христо Янис решили воссоздать точную копию судна «Арго», чтобы отправиться к Черноморским берегам Кавказа. Вроде, все было готово, но потом, в связи с экономическими неурядицами в Греции проект отложили до лучших времен.

Со своей стороны и сочинцы начали «раскручивать» древнюю легенду. Возле здания Сочинского художественного музея уже установлена скульптура «Золотое руно». Как и говорится в знаменитом мифе, золотую баранью шкуру охраняет страшный, хорошо еще, что каменный дракон. И финала у этой истории пока еще нет! Да и не может его быть! Ведь в Сочи всегда прибывали, и будут прибывать сотни тысяч туристов из самых разных государств мира. Среди них всегда будут любители редких древностей и изящных искусств, которым будет интересно взглянуть на знаменитый «Клад аргонавтов»…

Ирина СИЗОВА