Когда откликается душа

Солист Краснодарского музыкального театра ТО «Премьера» заслуженный артист России Анатолий Бородин 27 августа отметил свой юбилей. Если честно, ему не дашь и половины тех лет, которые у него за плечами, потому что он по-прежнему влюблен в свою профессию. Анатолий Александрович не очерствел душой и неравнодушно относится к тому, что дарит ему жизнь.

Работа, семья и вера

На вопрос о том, что сейчас приносит ему наибольшее наслаждение, Анатолий, не задумываясь, говорит:

— Конечно, работа. Я трудоголик. Это было во все времена. Но, когда помоложе был, относился к большому количеству работы как к естественному порядку вещей. Я легко всё делал, не задумываясь. А сейчас, например, перечитывая европейских классиков, Шекспира, осознаю, что многие свои роли сыграл бы совершенно по-другому. И, конечно, радуюсь, когда дома собираются все родные, особенно когда сын приезжает, дочь. Жаль, что внучкам редко из Ростова удается вырваться в Краснодар.

Семья для Анатолия Александровича многое значит. В его роду были донские казаки, прадед, деды — георгиевские кавалеры, отец — кавалер ордена Славы. Именно в семье ему привили особое отношение к вопросам веры.

— Вы знаете, что означает выражение «человек без царя в голове»? — спрашивает Анатолий Александрович. — Для меня это человек без Бога в душе. Сейчас, слава Богу, стало другое отношение к вере. В настоящее время выступают академики и говорят о божественном происхождении земли и всего, что на ней существует, о том, как появился человек, о многих необъяснимых с точки зрения обывателя вещах… И об этом можно поразмышлять. Меня нельзя назвать глубоко верующим человеком: я грешнее многих. Но страх держать ответ перед Богом у меня есть. Помню, как мама в детстве зашивала крестик в мою одежду: в советское время носить его открыто было нельзя.

На краснодарских подмостках

В столицу Кубани, в краснодарскую оперетту, Анатолия Александровича позвал знаменитый дирижер Эрих Розен. Примечательно, что на сцену здесь артист вышел буквально сразу, как был зачислен в труппу,— 19 ноября 1975 года, уже вечером следующего дня он играл в спектакле «Фиалка Монмартра».

В жизни Бородина было огромное количество ролей, в том числе кинематографических. Среди тех, что по-особенному вспоминает Анатолий Александрович, роль Петра Первого в спектакле «Табачный капитан» В. Щербачева.

— Есть роли, в том числе Петра Первого, которые сейчас сыграл бы, конечно, по-другому. Ведь многое уже переосмыслено,— говорит он.

Всего же только на краснодарских подмостках Анатолием Александровичем сыграно более 250 ролей.

Примечательно, что сначала в далеком уже 1956 году Анатолий Бородин поступил после окончания школы в Ростовское техническое училище. Затем была учеба в Ростовском педагогическом институте, служба в армии (был солистом образцово-показательного оркестра Северо-Кавказского военного округа) и поступление в Ростовское музыкальное училище. Четыре года Анатолий Александрович прослужил в Театре оперетты в городе Энгельсе Саратовской области, более двух лет был режиссером народного театра в городе Пролетарске Ростовской области. Далее — краснодарский театр. Надо сказать, что Анатолия Александровича звали во многие театры, но он остался на Кубани. Его приглашали в Минск, Киев, Новосибирск, Омск, Йошкар-Олу и Москву. Но так уж он устроен, что просто не мог повернуться и уехать. Конечно, сыграла свою роль и семья.

В следующем году будет 45 лет, как Анатолий Бородин служит на краснодарской сцене! А всего, если посчитать, за его плечами уже 53 года творческой работы!

Вспоминая друзей

— В Москву, в Театр киноактера, меня приглашал Станислав Иосифович Ростоцкий,— вспоминает Анатолий Александрович. — Говорил: Толь, приезжай, будешь с Ниной играть (Нина Евгеньевна Меньшикова — жена С. А. Ростоцкого. — Авт.).

Незадолго до своей гибели и сын Станислава Иосифовича Андрей Ростоцкий также звал Анатолия Александровича сыграть в фильме по произведению Ф. Купера «Последний из могикан», который должен был сниматься в нашем крае, но трагедия в Сочи не дала осуществиться задуманному.

Свой первый киноопыт Анатолий Бородин приобрел именно на съемочной площадке у Станислава Ростоцкого: это была роль в киноленте «Из жизни Федора Кузькина» (1989). Талантливейший режиссер увидел его кинопробы на роль в фильме «Досье человека в мерседесе» (на съемки его, к сожалению, не отпустило тогдашнее руководство краснодарской оперетты) и пригласил Анатолия Александровича к сотрудничеству.

Со Станиславом Иосифовичем Анатолия Александровича связывала многолетняя дружба.

— Ничего не бывает случайно. Вот недавно я познакомился с одним талантливым парнем — Максимом Самариным. Он оканчивает наш Институт культуры и уже снял несколько короткометражных фильмов,— рассказывает Анатолий Бородин. — Несколько лет назад я снялся у него в ленте «Лайки» и вот недавно сыграл главную роль в «Ночном госте» по произведению известного на Кубани политика, а ныне адвоката Александра Травникова. Эту работу еще не видели зрители.

«Лайки» — это история про взаимоотношения и ценности разных поколений, в этой ленте Анатолий Александрович сыграл деда, участника Великой Отечественной войны.

Анатолий Бородин откликается на просьбы молодых режиссеров, в том числе студентов КГИК. Так, он снялся в таких работах, как «Пластинка» и «Память», и это не всегда главные роли, но всегда с большим смыслом!

Бенефис

Сейчас у Анатолия Александровича не так много работы в театре, как раньше. Все-таки годы, как признается Анатолий Александрович, берут свое:

— Если чувствую, что не справляюсь с ролью, не выйду на сцену — не буду работать. На сцене нужно быть во всеоружии.

Сейчас артист занят в нескольких спектаклях, таких как «Ночь в Венеции», «Летучая мышь», «Бабий бунт», сказка «Путешествие Нильса с дикими гусями», лайт-версия «Севильского цирюльника» для детей.

Одной из знаковых стала работа в музыкально-драматическом спектакле по произведению Виктора Лихоносова «Мой маленький Париж». В прошлом сезоне в этой роли на сцену он выходил даже с температурой — на ногах перенес инфекционное заболевание. Не смог подвести коллег, после чего угодил в больницу, пережил операцию. Тем не менее роль в спектакле-воспоминании станет для него бенефисной: в этом сезоне в «Музыкальном театре» спектакль «Наш маленький Париж» посвятили 80-летию Анатолию Бородина.

Нет равнодушия души

Анатолий Александрович признается, что до сих пор не может оставаться равнодушным, если в общественном транспорте или на улице кто-то по-хамски себя ведет, нецензурно выражается — обязательно вмешается и выскажет свое мнение. Он может сделать замечание или даже вступить в перепалку с молодыми людьми, если считает, что они неправильно себя ведут.

Вообще, Анатолий Александрович считает, что если молодой человек и имеет неправильные представления о жизни, то всё равно сам должен набивать шишки: иначе ничего не поймет и никаких выводов о том, что правильно, а что нет, не сделает.

Актера часто приглашают принимать участие в своих мероприятиях библиотеки. Он не отказывается, ведь часто это означает, что в его исполнении будут звучать стихи великих классиков! Он с огромным удовольствием читает поэзию Шекспира, Шиллера, Пушкина, Лермонтова, Майкова, Баратынского, Маяковского.

— С годами проще стал смотреть на жизнь. Никто не знает, сколько кому отпущено. Поэтому нужно жить в полную силу. Не заниматься рвачеством. Делать, что должно. И помнить, что на всё есть Божия воля! — говорит Анатолий Александрович Бородин.

Марина АДАМОВА