Выпуск №83 (4786)

Свежий выпуск

23 октября 2020

Конкурировать с Западом

Заменит ли кубанское побережье сотрудникам госкорпораций зарубежный отдых? Напряженная международная обстановка из-за которой не только силовикам и госслужащим, но и сотрудникам госкорпораций настоятельно не рекомендуют выезжать на отдых в другие страны, может увеличить спрос на отдых среднего и высокого качества на курортах Краснодарского края. Не секрет, что до недавнего времени основным спросом здесь пользовались экономичные средства размещения – «советские» фанерные домики и крохотные номера с фальшивым «евроремонтом». Привыкшим к определенному уровню сервиса и комфорта руководителям департаментов и управлений, топ-менеджерам и генералам такой отдых будет явно не по вкусу.

О том, смогут ли отечественные отели и санатории воспользоваться полученным преимуществом, что мешает анапским пляжам стать чистыми и почему улыбка горничной дорогого стоит, рассказали управляющий одной из ведущих здравниц Краснодарского края – Санаторий & Спа «Старинная Анапа» Артем Мусаэлян и руководитель группы компаний АСМ Михаил Мусаэлян. К слову, на днях «Санаторий & Спа «Старинная Анапа» - когда-то первая советская гостиница на всесоюзном детском курорте – отметила 80-летие.

- Михаил Георгиевич, на Ваш взгляд, что сегодня мешает Анапе развиваться как городу-курорту?

- Действительно есть ряд вопросов, мимо которых пройти невозможно. Например, если летом проехать по артериальным улицам курорта, то увидим – на них почти не осталось ни газонов, ни тротуаров, все они забиты машинами. И региона «23» (Краснодарский край – прим.авт.) почти не увидишь – по номерам представлена вся Россия от начала до конца. Пару месяцев назад на встрече с руководителями санаториев я поднимал вопрос о снижении машинопотока в Анапе, что улучшит качество отдыха. Тогда коллеги возмутились – зачем об этом говорить? Прошло время и глава города на встрече с губернатором поднимает вопрос про объездную дорогу вокруг Анапы, а на федеральном уровне в серьез обсуждается вопрос об ограничении на въезд в Москву.

С учетом рекомендаций не ездить за границу сотрудникам госструктур и госкорпораций можно представить, что в Анапе будет твориться следующим летом. Конечно, запретить свободное перемещение мы не можем. Но есть опыт олимпийского Сочи, где вводили подобное ограничение. Вероятно, следует продумать вопрос о «перехватывающих» парковках, круглосуточном общественном транспорте – все это должно быть качественным и работать как часы, чтобы приезд на наше побережье был действительно комфортным.

- А Ваше мнение, Артем Михайлович?

- Вторая глобальная проблема – пляжи. Конструкция федерального законодательства устроена таким образом, чтобы пляжи были свободны от влияния частных лиц. И это правильно. Но с другой стороны администрация ищет, и я ее понимаю, возможность как-то привлечь прилегающий санаторно-курортный бизнес на поддержание порядка на пляжах. Туристы, побывавшие в Египте и Турции, хотят отдыхать на чистом песке, в удобных шезлонгах. При этом четкого закона, позволяющего частному бизнесу иметь отношение к пляжной полосе, нет.

Безусловно, пляжи должны быть общедоступными. Но за границей, когда мы идем на чистый и комфортный пляж, мы платим деньги. За это получаем чистый лежак, полотенце, зонтик. Бизнес зарабатывает на сервисе.

Любой предприниматель должен подсчитать – сколько средств нужно потратить на проект, когда они отработаются. Чтобы это подсчитать, нужно обладать законными гарантиями того, что расчеты оправданы. Пока же у нас нет надлежащего нормативного материала, стандартов, а есть бешенное желание бизнеса что-то получить, выжать из взятого в аренду побережья все, что можно. Но эко-ресурс же не бесконечный.

- Чтобы этого не было, бизнес должен иметь гарантии долгосрочности вложений!

- Это проблема базиса и надстройки, - добавил Михаил Мусаэлян. – Если надстройки в виде законодательства нет, то и базис не работает. Невозможно создать перспективы развития, когда не уверен, что тебя поддержит государство. Ни одно предприятие курортной отрасли не может существовать без конкретных стандартов работы. При сдаче пляжа в аренду бизнесмен должен получать стандарт работы – какие материалы можно использовать, столько шезлонгов положено на такой площади, какие услуги должны предоставляться, как часто необходимо производить уборку пляжной территории и т.д.

- И тогда наше побережье станет похожим на турецкое. А в чем, собственно, преимущество отечественных курортов?

- Ни разу не был Турции, но общался с турками, владеющими на родине десятками отелей, - продолжает Михаил Георгиевич. – Года три назад они приезжали в Анапу, смотрели на наши пляжи – брали ладонью песок и просеивали его… Говорили, что такой песок есть не везде в мире. Белый песок менее полезен, а кварцевый желтый богат йодом и другими полезными веществами.

- Любопытно, но у иностранцев наши курорты пользуются популярностью, - добавил Артем Мусаэлян. – Потому что медицина и сервис такого уровня заграницей стоят в разы дороже. Недавно в «Санаторий & Спа «Старинной Анапе» останавливались туристы из Германии, которые были искренне удивлены: на их родине такое лечение обошлось бы раз в пять дороже. Я сам недавно прилетел из Флоренции, где за номер в частном отеле уровня трех звезд отдал 250 евро. Средняя стоимость проживания в Анапе в самый пиковый сезон вместе с питанием и лечением – около 8 тысяч на двоих. Другие преимущества – не нужно далеко лететь, здесь говорят на родном языке, немаловажный момент – россиянин защищен российским законодательством. Отдых на курортах Черного моря – выбор патриотов.

- Артем Михайлович, но в ту же Флоренцию или Египет туристы едут и из-за исторического наследия, которое в России, к сожалению, сохраняется не лучшим образом…

- Туристы охотно едут и в Лас-Вегас, построенный в пустыне. Потому что их ждет хороший уровень сервиса, огромное количество ресторанов, клубов, казино, летают чартеры. Из Лас-Вегаса туристы уезжают счастливыми, получив то, зачем приезжали.

Это, к слову, главная цель и отельера, и ресторатора и курортного города в целом. Здесь немаловажно именно отношение персонала. Знаете, кто главные в отеле? Как ни странно, это три человека: горничная, администратор и официант. По их отношению гость делает вывод о всем заведении, это командная работа.

- Этим летом госслужащим и сотрудникам госкорпораций рекомендовали не ездить зарубеж. Почувствовали их приток в Анапе или всех переманил Крым?

- Пока Крым не представляет для нас конкуренции. На ставшем российском полуострове не развита инфраструктура, малое количество средств размещения, которые можно назвать действительно достойными – хотя бы уровня трех звезд в той же Турции или Египте. Безусловно, большое количество наших соотечественников ринулись посмотреть Крым, но это всего лишь любопытсво и желание побыть наедине с природой Крыма. Наши гости ценят предоставляемый им сервис и комфорт, именно поэтому они являются нашей целевой аудиторией.

Конечно, нам приходится доказывать, что в Анапе и на отечественном побережье можно отдохнуть не хуже, чем зарубежом. Это рынок, нужно завоевывать клиентов. Конечно, в глубине души приятно конкурировать с Западом, - подытожил Артем Мусаэлян. – Опыт средств размещения на Западе не сравним с нашим – он формировался не одно столетие. Стандарты того же «Хилтона» пишутся уже около ста лет. Если хотите составить реальную конкуренцию и доказать российским туристам, что сможем разметить их не хуже, этот путь нужно форсировать за пару лет. Конечно, используя лучшие стандарты зарубежных коллег.

Те, кто приезжают на российские курорты – по сути, патриоты. Неужели мы не можем предложить им качественный отдых? Я благодарен тем, кто раскрыл отечественным госслужащим, до этого отдыхавшим в других странах, глаза на черноморское побережье Краснодарского края. За последние годы здесь появились отели и санатории в сегменте «средний класс» и выше, способные удовлетворить ожидания туристов, привыкших к определенному уровню комфорта.

Андрей Кошик

[widgetkit id=31]

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение