Костенко: Рейд ОНФ показал, что очереди за ОСАГО — не системная проблема, а результат плохо организованной работы конкретных компаний

Участники рейда по оценке качества услуг страховых компаний при выдаче полисов ОСАГО, который ОНФ с августа проводит в городах Краснодарского края, побывали в Ейске. Ему не удалось побить рекорд Армавира, где в очереди только в одной страховой компании стоят около 1,5 тысячи человек, но Ейск получает «заслуженное» второе место за очередь почти в тысячу автовладельцев, желающих оформить договор ОСАГО и ради этого вынужденных по два месяца ежедневно отмечаться в самодеятельных списках.
Как и в предыдущих городах, где побывали участники рейда, в Ейске самым проблемным оказался офис «Росгосстраха». На глазах у активистов в блокнот, куда народ записывается, чтобы спустя месяцы получить заветный полис ОСАГО, мужчина внес свою фамилию под номером 974.
По словам посетителей офиса, чтобы не лишиться своего места в списке, им приходится по два месяца ежедневно отмечаться и узнавать, насколько они продвинулись. Но движется очередь со скоростью старой и очень больной черепахи: клиенты рассказали, что ждут с утра и к трем часам дня сотрудники обслужили только трех человек.
По словам посетителей, на каждого клиента уходят часы из-за постоянно зависающих компьютеров. Один из автовладельцев рассказал участникам рейда, что накануне просидел возле сотрудника страховой компании два часа в ожидании полиса, но так его и не получил –компьютер работал 15 минут, а потом раз за разом зависал. Помимо этого, в офис постоянно заходят какие-то люди, которых принимают вне очереди, ссылаясь на то, что это сотрудники компании и им ждать не положено.
Как результат – за месяц, по словам самих очередников, список желающих вырос с 250 человек до почти тысячи. При этом сотрудники компании усиленно делают вид, что понятия не имеют о каком бы то ни было списке, который ведут автовладельцы. При этом свои фамилии люди вносят в блокнот с символикой «Росгосстраха». Но руководитель филиала на все вопросы однообразно отвечала: «Обращайтесь в пресс-службу компании. Мы работаем и никому не отказываем».
«Нельзя сказать, что она совсем уж лукавит: когда наш активист подал заявление на оформление договора ОСАГО, документ приняли и внесли в официальную очередь под номером 61. То есть такая очередь, оказывается, существует! Кто в нее попадает — знакомые сотрудников или просто те клиенты, кто не соглашается безропотно терпеть подобное положение вещей и начинает отстаивать свои права, — сказать не берусь. Но совершенно понятно, почему сотрудники не ставят людей в известность о том, что им не обязательно ходить и отмечаться изо дня в день в каком-то самодеятельном списке, а можно просто зарегистрировать заявление в компании и ждать приглашения в офис: ведь если все станут такими грамотными, страховой компании придется соблюдать законные сроки и выдавать полисы не позднее, чем через 30 дней», — пояснила адвокат, эксперт по правовым вопросам ОНФ Ольга Гаврилова.
Есть и другой способ избежать очереди – оформить договор у страховых агентов. Правда, обойдется это вдвое дороже. По словам посетителей офиса «Росгосстраха», агенты сидят по всему городу, но оформляют договор ОСАГО они только в том случае, если согласишься на дополнительные страховки — жизни, имущества и т.д.
Следующим пунктом на пути активистов ОНФ стал офис Военно-страховой компании. И здесь участники рейда застали непривычную картину: никаких списков и двойных очередей, с приходящими автовладельцами сразу заключают договоры автогражданской ответственности. Но и сотрудники этого «автострахового рая» оказались не без греха. Посетители рассказали, что перед ними ставят условие: если они согласятся заключить дополнительные договоры страхования, то с ними немедленно заключают и договор ОСАГО. Если нет – то придется ждать оговоренные в законе 30 дней. По мнению юриста Ольги Гавриловой, таким образом людей вынуждают заключать и оплачивать ненужные им страховки – то есть идет завуалированное навязывание дополнительных услуг. При этом сами сотрудники искренне считают, что никакого нарушения закона в этом нет: хочешь полис поскорее – переплачивай, «пожадничал» – жди.
«Мы уже месяц проводим рейды по оценке качества услуг страховых компаний в Краснодарском крае и видим, что происходящие повсеместно нарушения закона – это не системная проблема, это проблема конкретных компаний. Мы сами убедились, что огромные очереди – это результат плохо организованной работы офисов. Самые большие списки очередников мы обнаружили в Армавире и Ейске, чуть лучше ситуация в Краснодаре и Тихорецке. По всем этим случаям мы обратимся в прокуратуру и Центробанк РФ. По новому закону за невыдачу полисов ОСАГО для страховых компаний предусматривается штраф до 300 тыс. рублей. Наша задача — заставить таким образом конкретные офисы грамотно работать с людьми. К слову, в результате наших рейдов ситуация уже начала улучшаться: больше нет очередей в Туапсинском районе, изменения к лучшему наши активисты обнаружили в Новокубанском районе. Мы будем мониторить ситуацию до тех пор, пока людям не начнут оказывать качественные услуги в соответствии с требованиями законодательства. Но и самих граждан призываем отстаивать свои права», — сказала член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко.