Краевой бюджет принят в первом чтении

 

О настоящем и будущем Кубани речь шла на очередной 15-й сессии Законодательного собрания Краснодарского края. Вел заседание председатель кубанского парламента Владимир Бекетов.

Первый блок вопросов, внесенных в повестку дня, можно назвать перспективным, потому как в первом чтении предстояло рассмотреть главный финансовый документ региона и бюджет Территориального фонда ОМС на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов. Накануне проекты этих законов широко обсуждались на парламентских слушаниях, и казалось, что уже нет спорных моментов, но…

Что будущее нам готовит

Депутаты начали свою работу с рассмотрения индикативного плана социально-экономического развития Краснодарского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, на основе которого просчитываются параметры краевого бюджета. Накануне проект плана детально обсуждался на заседаниях профильного комитета и парламентских слушаниях. Депутаты предложили увеличить ряд важнейших показателей. Мнения были услышаны – на сессии министр экономики региона Игорь Галась представил план уже с учетом их.

В текущем году ВРП края оценивается на уровне 1 триллиона 482 млрд. рублей с приростом к 2012 году в сопоставимых ценах на 1,1 процента. В 2014 году объем ВРП (в сопоставимых ценах) планируется удержать на уровне 2013 года и довести его объем в действующих ценах до 1 триллиона 541 млрд. рублей. Но уже в 2015 и 2016 годах прогнозируется 5-процентный среднегодовой экономический рост, что позволит к 2016 году нарастить объем ВРП края относительно 2012 года на 10,7 процента.

Секторами экономики, которые своим ростом компенсируют, так называемые выпадающие объемы, в плановом постолимпийском периоде должны стать промышленность, потребительский рынок, санаторно-курортный комплекс и связь.

В промышленности краевые темпы будут превышать среднероссийские в 1,5–3 раза. Так, в 2014 году темп прироста производства в крае прогнозируются на уровне 6,5 процента, в то время как по России – 2,2. Драйверы роста в этот период – производство нефтепродуктов, стройматериалов, машин и оборудования, транспортных средств, металлургия и деревообработка.

Оборот розничной торговли в 2014 году возрастет относительно оценки 2013 года на 5,6 процента, оборот общественного питания – на 5,4, объем платных услуг населению – на 7,2 процента. В 2016 году темпы роста к 2015 году составят соответственно 5,5, 4,9 и 5,3 процента. Как результат, в 2016 году

относительно 2012 года темп роста в торговле составит 120,4 процента против 118,5 по России, платных услуг – 127 процентов против 112 по России.

Общий объем услуг связи в 2014 году планируется нарастить на 16 процентов, в 2016 году он превысит уровень 2012 года на 41 процент.

В сельском хозяйстве по известным причинам, к сожалению, в ближайшие два года пока не удастся достигнуть утерянных в 2012 году позиций, хотя для этого прилагаются усилия по восстановлению животноводства. Только к 2016 году край сможет переломить ситуацию и выйти на объемы, показанные в успешном 2011 году.

Прирост продукции сельского хозяйства в 2014 году составит 3,3 процента к 2013 году (РФ – 102), а в 2016 году относительно 2012 года возрастет только на 12,3 процента (РФ – на 15,3). Это произойдет за счет увеличения валовых сборов зерновых и зернобобовых, подсолнечника, картофеля и других овощей.

Что касается развития санаторно-курортного комплекса, то в 2014 году поток туристов вырастет до 12,1 млн. человек (6,1 процента к 2013 году), объем услуг увеличится до 74,5 млрд. рублей (4,6 процента). В 2016 году ожидается принять 12,5 млн. туристов; объем услуг – 78,9 млрд. рублей.

Завершение строительства олимпийских объектов, конечно, окажет значительное влияние на развитие инвестиционных процессов в крае. В 2014 году инвестиционные вложения планируются в объеме 570 млрд. рублей, или 58,1 процента к уровню 2013 года, но уже в 2015 году инвестиционный рост ожидается на 2,5 процента до 613,9 млрд. рублей. В 2016 году объем инвестиций должен составить не менее 675,8 млрд. рублей с приростом к 2015 году на 4,7 процента.

Как следствие, строительный комплекс в ближайшие четыре года несколько сдаст позиции. Причина та же – завершение олимпийского проекта. В 2014 году объемы стройподряда снизятся до 40–43 процентов к 2013 году. Но уже в 2015 году ожидается восстановления прежних позиций.

Игорь Петрович отметил, что основные тенденции в развитии реального сектора экономики закономерно найдут свое отражение в финансовых результатах деятельности предприятий. Прибыль прибыльных предприятий в 2014 году возрастет на 13,3 процента к 2013 году. К концу 2016 года она достигнет 223,8 млрд. рублей, превысив уровень 2015 года на 5,7 процента.

Фонд оплаты труда в 2014 году прогнозируется в сумме почти 460 млрд. рублей с приростом относительно оценки 2013 года на 10,5 процента, а к 2016 году он составит 569 млрд. рублей, что в 1,5 раза больше, чем в 2012 году.

Среднемесячная номинальная заработная плата в 2016 году предположительно возрастет до 33 тысяч рублей, что в 1,5 раза выше, чем было в 2012 году, а в реальном выражении увеличится на 20,5 процента.

Такова базовая часть индикативного плана. Следующие его разделы детализируют развитие хозяйственного комплекса края в разрезе основных видов экономической деятельности городских округов и муниципальных районов. Всего у муниципалитетов около 40 индикаторов, половина которых относится к сельскому хозяйству. Драйверами роста в новом индикативном плане выступают Армавир, Северский, Славянский и Ленинградский районы.

В завершение своего выступления министр экономики региона обратил внимание депутатов на то, что в процессе дальнейшей работы будет уделяться внимание повышению качества планирования. Поэтому совместно с ЗСК края планируется продолжить цикл выездных совещаний в муниципалитеты, особенно в проблемные, дабы разобраться в причинах невыполнения плановых заданий.

Депутат Геннадий Шабунин поинтересовался у докладчика, с чем вызван тот факт, что динамика роста занятости в плане указана положительная, а количество безработных увеличивается. Игорь Петрович объяснил, что уменьшение общего количества занятого населения в 2014 году связано с сокращением работ на строительстве олимпийских объектов, а в 2015-м – по обслуживанию этих объектов, 2016-м году запланирован рост.

Председатель ЗСК Владимир Бекетов предложил, чтобы профильные комитеты кубанского парламента совместно с департаментами администрации края ежеквартально представляли на сессию ЗСК информацию о выполнении индикативного плана. Это позволит депутатскому корпусу лучше контролировать его выполнение, в случае необходимости помогать территориям.

Также руководителя краевого законодательного органа беспокоит уменьшение количества прибыльных предприятий. Комитету по экономической политике, предпринимательству, финансовым рынкам и внешнеэкономическим связям поручено разобраться в ситуации.

Развитие прежде всего

Проект краевого бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов представил вице-губернатор Кубани, министр финансов региона Иван Перонко. За последние три недели наша газета неоднократно рассказывала о том, как он формируется. На сессии Иван Александрович остановился на основных моментах, которые не будет лишним повторить.

Особенность этого бюджета в том, что он сформирован в программной формате. Вместо действовавших на сегодняшний день 103 краевых и ведомственных программ, в регионе будет работать 25 государственных программ.

В основу проекта бюджета заложен следующий сценарий социально-экономического развития края в 2014 году: обеспечивается сохранение объема ВРП края на уровне 2013 года; рост прибыли прибыльных предприятий на 13,3 процента; фонд оплаты труда вырастит на 10,5 процента.

Основные параметры собственно краевого бюджета: доходы – 175,9 млрд. рублей; расходы – 186,3 млрд. рублей.

Российская экономика замедляется, сокращаются налоговые поступления в бюджеты всех уровней. В проекте федерального бюджета на 2014-2016 годы, доходы бюджета сокращены почти на 500 млрд. рублей в 2014 году и более чем на 1 трлн. рублей в 2015 году.

В Краснодарском крае сохраняется стабильность. И в 2013 и в 2014 году бюджетные доходы края не сокращаются, а увеличиваются почти на 10 процентов. Однако расходы будут значительно сокращены в связи с необходимостью сокращения дефицита бюджета и государственного долга края. Вдвое сокращаются бюджетные инвестиции, расходы на материальные закупки, приобретение оборудования и капремонт. Но при этом социальные выплаты увеличатся, а все социальные обязательства края будут выполнены в полном объеме.

Прогноз собственных доходов краевого бюджета на 2014 год – 155 млрд. рублей, с ростом на 9 процентов к уточненному бюджетному назначению 2013 года.

В консолидированный бюджет края в 2014 году планируется мобилизовать 205,3 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов – с ростом на 9,8 процента к уточненному бюджетному назначению текущего года. Объем безвозмездных поступлений из федерального центра на текущий момент запланирован в сумме 21,3 млрд. рублей. Без учета федеральных ассигнований на строительство олимпийских и инфраструктурных объектов в Сочи это практически столько же, сколько запланировано на 2013 год.

В целом доходы краевого бюджета на 2014 год рассчитаны в сумме 175,9 млрд. рублей. Расходы на текущий момент запланированы в сумме 186,3 млрд. рублей.

Иван Александрович заметил, что социальная направленность бюджета в 2014 году не только сохранится, но и усилится. На социально-культурную сферу будет направлено более 124 млрд. рублей – 67 процентов всех расходов краевого бюджета. В ближайшие три года на социальную сферу будет направляться более 65 процентов расходов бюджета. Продолжится работа по повышению уровня зарплат работникам бюджетной сферы.

На образование в 2014 году планируется направить 46,3 млрд. рублей. На профессиональное образование и переподготовку кадров – 5,2 млрд.

С 2014 года с муниципального на региональный уровень передаются полномочия по обеспечению дошкольного образования. С нового года муниципальные и частные детские сады будут получать бюджетное финансирование из краевого бюджета по утвержденному подушевому нормативу. На эти цели в бюджете 2014 года предусмотрено 12,9 млрд. рублей. Более

2 млрд. рублей в консолидированном бюджете предусмотрено на строительство ремонт и реконструкцию детских садов (в 2013 году направляется 4,5 млрд. рублей).

На здравоохранение в 2014 году пойдет 38,7 млрд. рублей, на социальную политику – 31,9 млрд. рублей, на физкультуру и спорт – 4 млрд. рублей. Значительная доля расходов направляется на развитие инфраструктуры и экономики края.

На финансирование мероприятий по развитию и повышению конкурентоспособности агропромышленного комплекса края из краевого бюджета будет направлено 3,5 млрд. рублей, плюс из федерального бюджета планируется привлечь не менее 3,7 млрд. рублей. На поддержку малых форм хозяйствования в АПК пойдет более 500 млн. рублей, на развитие сельских территорий – свыше 200 млн.

Выступил депутат Николай Осадчий, который отметил, что депутаты фракции КПРФ обсудили проект краевого бюджета. Их беспокоит тот факт, что развитие экономики ожидается ниже уровня текущего года. Есть спад в животноводстве (сокращение поголовья КРС). На газификацию, теплоснабжение выделяется очень мало средств. Николай Иванович обратил внимание на то, что каждый год говорит о необходимости поддержки сельских клубов, а вопрос решается медленно.

По мнению фракции КПРФ, краевой бюджет на 2014 год не предполагает развития, поэтому поддерживать его не будет. Сказала и сделала. Однако при этом не высказав ни одного предложения, как улучшить ситуацию, где искать резервы.

Вице-губернатор Кубани Иван Перонко аргументировано ответил оппонентам на их замечания. Напомнив и о том, что на оказание помощи пострадавшим и восстановление территорий от стихийного бедствия, которое захлестнуло регион летом прошлого года, из краевого бюджета было выделено около 10 миллиардов рублей. И когда речь идет о бюджете развития, то подразумеваются вложения не только в экономику – в человека: на повышение зарплаты, улучшение качества жизни.

– Сегодня нужно не критиковать, а думать, что делать, – сказал председатель ЗСК Владимир Бекетов. – Проект бюджета прошел широкое обсуждение в крае. Были высказаны предложения, куда лучше вкладывать средства, но прежде чем распределять, их нужно заработать. Не должно быть потребительского отношения к бюджету. Необходимо только вместе – администрации края, Законодательному собранию, муниципалитетам, партиям – работать над тем, чтобы сделать экономику региона более эффективной.

Большинством голосов проект бюджета на 2014 год принят в первом чтении.

Также в первом чтении рассмотрен законопроект «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Депутат Игорь Лобач обеспокоен тем, что в поликлиниках и других лечебных учреждениях не искореняются очереди. Есть учреждения, где получить талон на прием – проблема, не говоря уже о том, чтобы записаться в электронную очередь.

На сессии прозвучало: в этом плане есть большие недоработки. В крае разработана программа по автоматизации учреждений здравоохранения, но она не позволяет решить проблему нехватки врачей.

По мнению Владимира Бекетова, нужно повышать ответственность всех, кто работает в системе здравоохранения.

На контроль!

На этом заседании депутаты рассмотрели несколько контрольных постановлений. В частности, эффективность исполнения краевого закона «О сельских усадьбах в малых сельских населенных пунктах». Первый заместитель председателя ЗСК, руководитель комитета по вопросам аграрной политики и потребительского рынка Иван Петренко доложил о том, что в настоящее время утверждены целевая программа по поддержке организации сельских усадеб, порядок и перечень необходимых документов по проведению конкурсного отбора претендентов на организацию усадеб, положение и состав краевой конкурсной комиссии. Даны соответствующие рекомендации органам местного самоуправления, разработан механизм предоставления муниципалитетами земельных участков для организации усадеб, выявлены свободные земли, в некоторых районах сформированы конкурсные комиссии по рассмотрению заявлений претендентов. В этом году этими комиссиями были рекомендованы 20 претендентов для участия в краевом конкурсном отборе. Победителями признаны 13 глав фермерских хозяйств.

Вместе с тем депутаты отметили в контрольном постановлении, что в некоторых муниципальных образованиях края недостаточно хорошо организовано информирование населения о мерах господдержки создателям сельских усадеб. В результате задача – создать в текущем году 50 сельских усадеб – пока невыполнима. Кроме того, несмотря на разработанный пошаговый алгоритм предоставления участков, муниципалитеты сталкиваются с трудностями в оформлении документов.

Председатель ЗСК Владимир Бекетов отметил необходимость активизации работы органов местного самоуправления в вопросах поиска земельных участков для предоставления их под усадьбы, информирования населения о предлагаемых участках через СМИ. Профильному комитету ЗСК поручено держать исполнение закона об усадьбах на контроле. В частности, нужно будет заслушать представителей городов и районов края о проводимой ими работе.

Другой контрольный вопрос связан с исполнением закона «О государственной политике Краснодарского края в области сельскохозяйственного товарного рыбоводства». В принятом постановлении указывается, что отрасль

развивается, увеличивается производство и вылов товарной рыбы. Но, как отметили депутаты, есть и нерешенные проблемы. Бизнесу в этой сфере сильно вредит браконьерство. Краевым профильным министерством не использована возможность участия в федеральной программе развития сельскохозяйственного товарного рыбоводства, и по этой причине не получены дополнительные средства господдержки предприятий. Органы местного самоуправления не приняли муниципальные программы по оказанию помощи рыбоводам. Депутаты рекомендуют учесть все недоработки и обеспечить создание условий для дальнейшего развития отрасли.

 

Комментарий

На ноябрьской сессии депутаты приняли решение обратиться к начальнику Главного управления Центрального банка РФ по Краснодарскому краю Алексею Войлукову по поводу ситуации, сложившейся в области предоставления кредитов и займов населении. Подробности узнали от первого заместителя председателя комитета ЗСК по финансово-бюджетной и налоговой политике Николая Кравченко.

– На Кубани выросла задолженность по потребительским кредитам с 232 до 280 миллиардов рублей, в том числе просроченная – с 10 до 12 миллиардов рублей, – говорит Николай Петрович. – Прежде чем принять обращение, мы проанализировали работу не только крупных банков – всех без исключения. Серьезное беспокойство вызывают недобросовестные микрофинансовые организации. На каждом углу видим рекламу: «бери легко, отдавать не сложно», а человек, не разобравшись, не обладая финансовой грамотностью, получает кредит и попадает в финансовую кабалу. Об эффективной процентной ставке говорить не приходится, ведь есть случаи, когда она вырастает до 60 процентов.

По поручению председателя ЗСК Владимира Андреевича Бекетова мы подготовили обращение к начальнику Главного управления Центрального банка РФ по Краснодарскому краю Алексею Войлукову с предложением совместно изучить этот вопрос. Вполне возможно, что нужно будет разработать законодательную инициативу по внесению изменений в федеральное законодательство. Речь идет не об ужесточении условий кредитования, а о сохранении в регионе нормального кредитного рынка. Хотим оградить кубанцев от принятия необдуманных решений, потому как, повторяю, взять кредит легко, а чем отдавать. В том числе это подрывает и экономику Кубани, потому что финансовый рынок – один из рычагов ее развития.

Наталия МЕЛЬНИКОВА

Фото Петра ЯНЕЛЯ