Легендарному артисту Александру Плахтееву исполнилось 85 лет

Легендарному артисту Александру Плахтееву исполнилось 85 лет

Творец музыкальной вселенной

Восемнадцатого января замечательному исполнителю классических и народных произведений, неисправимому жизнелюбу и оптимисту, кумиру нескольких поколений зрителей и слушателей заслуженному артисту России Александру Ивановичу Плахтееву исполнилось 85 лет. 19 января в доме офицеров собрались друзья, поклонники, близкие, чтобы поздравить артиста с юбилеем. В адрес юбиляра прозвучало много теплых слов и пожеланий еще долго радовать нас своим голосом и задушевными песнями.

У каждого из нас есть своя примечательная черта, которая отличает нас от других. У Александра Ивановича такой чертой является улыбка. В пол–лица. Или точнее, во всё лицо. Как это ему такое удается, не знаю. Я, во всяком случае, так улыбаться не могу. Не видел, чтобы это удавалось другим. От ушей до ушей. Так улыбаться могут только открытые счастливые люди, заряженные добром. Увидишь Александра Ивановича, и мучавшие тебя проблемы как-то незаметно исчезают. Как будто их вовсе и не было.

Я познакомился с ним лет тридцать назад. Срок достаточный для того, чтобы узнать человека. Мне нравился его смех, открытый и по-детски искренний. Нужно ли говорить, что я сразу влюбился в его бархатный мощный бас, как только услышал его пение. Басом вообще обладает редко кто. А красивым, сильным – тем более. Этот красивый рокот завораживает, так рокочут деревья под напором ветра, так рокочет река, сбегающая с гор, и этот рокот хочется слушать бесконечно. В его голосе, большом и красивом, каким природа редко награждает людей, звучит сама наша жизнь.

Плахтеев искренен в каждой песне, которую он исполняет. В каждой ноте. Даже когда он просто говорит, угадывается, что за этим говором скрывается большой потенциал певца с лирическим или драматическим окрасом.

Беседовать с ним – всегда наслаждение. Он всегда, когда я брал у него интервью, импровизировал в ответах, зажигаясь от самой возможности творить в обычном интервью новую музыкальную вселенную.

Мне приходилось вспоминать о нём по разным житейским случаям. Помню, мы с семьёй приехали в Ялту и прежде всего отправились на встречу с Чеховым, в его усадьбу, его последнее пристанище. В то место, откуда он давно уже съехал навсегда, оставив в нем свою душу. Было замечательное умиротворяющее утро в щедрой росе. Далеко внизу, гладкое, как стекло, лежало море. А здесь, в усадьбе, благоухающей цветами, о чем-то шептался с берегом ручей, создавали благодатную тень посаженные Антоном Павловичем деревья. И среди этого великолепия звучала томительная элегия Масне «Где вы, дни любви…». Песня лилась из открытых окон и дверей дома классика. Элегия удивительно гармонировала с домом, садом, цветниками, с низким, кажется, лежащим на кронах деревьев синим промытом дождями небом, синевой моря вдали. Элегия звучала в неповторимом исполнении Федора Ивановича Шаляпина. И я остро пожалел, что в этот момент не было рядом с нами Александра Плахтеева, с его шаляпинским голосом, бесконечно любящего творчество русского неповторимого баса, который невозможно спутать с другим.

Я не случайно вспомнил о Плахтееве, слушая Шаляпина. Песни, арии в исполнении великого русского певца Саша Плахтеев слушал еще мальчишкой, стоя у сельского репродуктора, единственного в его родной станице Рязанской. Он мог часами слушать так произведения в исполнении Лемешева, Козловского, Розена. И уже тогда пытался подражать им, исполняя услышанные арии. И мечтал, когда вырастет, стать певцом.

В те трудные послевоенные годы даже патефон был большой редкостью в станице, и Саша считал праздником, когда ему удавалось побывать в таком доме и насладиться музыкой и пением любимых исполнителей. Это была первая вокальная школа будущего известного кубанского певца.

Что еще он помнит из тех незабвенных послевоенных детских лет, лет голода и холода? Помнит, как пели станичницы, его мать, отправляясь на работу, или возвращаясь с полей. Несмотря на все тяготы жизни, они пели, веря в лучшее завтра. И юный Саша зачарованно слушал их, и ему казалось, что лучшего исполнения он никогда потом не услышит и останется верным не только классическим произведениям, но и народным, услышанным в детстве. И уже тогда был заражён творчеством.

Они мальчишками устраивали свои концерты в парке. На этих самодеятельных концертах Саша аккомпанировал себе на гармошке и пел. А станичники слушали и танцевали. Там услышал голос Плахтеева его земляк, будущий велкий хирург Владимир Оноприев и поверил в большое творческое будущее юного певца. Они подружились на всю жизнь.

После школы Саша Плахтеев вынужден был думать о том, как помогать семье. И уехал в Донбасс. Работал шахтером. Им прилично платили. Он был честным и трудолюбивым. И когда пришло время уходить на службу в армию, его не хотели отпускать. У шахтеров была бронь. Но Саша Плахтеев хотел испытать себя на военной службе и увидеть мир. Служил в Германии. Однажды услышал, что приглашают на прослушивание желающих выступать в ансамбле песни и пляски группы советских войск в Германии. И Саша решился испытать себя, свой голос. В его исполнении руководитель ансамбля народный артист России Сурен Боблоев услышал знаменитую песню «Вдоль по Питерской», отметил сочный бас претендента и принял Александра в коллектив. Это был поворот в его судьбе. Наверное, уже в то время голос Плахтеева привлекал внимание слушателей. И радовал руководителя ансамбля. Красивый бас – всегда находка. Когда закончился срок его службы, Сурен Боблоев предложил Александру Плахтееву остаться на сверхсрочную и продолжать работать в ансамбле. Но молодой певец страшно соскучился по дому и рвался на Кубань. Поступил в Краснодарское музыкальное училище.

Здесь он прошел настоящую вокальную школу у преподавателя Константина Ардатова. Мудрый опытный преподаватель с самого начала старался развить кругозор своего студента. Давал читать книги Станиславского, Немировича-Данченко, двухтомник Шаляпина и другие.

– Как много тогда я для себя открыл! – вспоминает Александр Иванович, – я быстро понял, что Ардатов был таким человеком и педагогом, которого я искал всю жизнь. Он был артистичный. Высокий, не по годам статный, красивый дед. Брови – вразлет. Взгляд – цепкий и бородка клинышком. Точно Мефистофель. Только без грима. Настоящий. Ардатов обладал эрудицией, культурой, интеллигентностью. У него можно было учиться и учиться.

Ардатов был воспитанником московской консерватории. В свое время учился у итальянского маэстро. Затем основы итальянского бельканто передавал своим ученикам. Он мог бесконечно объяснять, как надо исполнять ту или иную партию или арию.

Плахтеев и сегодня прекрасно помнит, как Константин Александрович рассказывал ему, кто такой был Сусанин. Что он сделал в жизни, почему завёл поляков в таёжную глухомань, откуда невозможно было найти выход.

– Потом, когда я исполнял арию Сусанина, – вспоминал Плахтеев, – я зримо представлял то, о чем рассказывал Ардатов, и легко вживался в роль.

Окончив музыкальное училище, Плахтеев поступил в знаменитую Ленинградскую консерваторию, куда был всегда большой конкурс. Но жить на стипендию было невозможно, а помощи из дома ждать не приходилось. И он вынужден был продолжить образование дома на Кубани – в Краснодарском институте культуры. Получив диплом, остался преподавать в институте. Одновременно начал профессиональную карьеру певца в Краснодарской краевой филармонии. За время работы с музыкальным лекторием исколесил всю нашу необъятную родину.

Потом лектории ушли в прошлое, а вот тематические программы остались. Это литературно-музыкальные композиции по произведениям Пушкина, Лермонтова, Есенина. За многие годы его хорошо узнали в каждой кубанской станице и городе. Удивлялись не только его сильному красивому басу, но и постоянно растущему мастерству.

– Мастерство – это постоянное стремление к совершенству, – говорил Плахтеев в одном из интервью. – Я это понял, еще делая первые шаги на профессиональной сцене. И всегда стремился преодолевать инерцию собственных достижений. Спеть какую-то арию, песню по-новому – это вовсе не эксперимент, а реализм, который надо понимать как реальность. Каждое новое время и каждый новый материал говорят на своем языке и диктуют, как надо их исполнять. Втискивать же новое время и новый материал в параметры когда-то отживших манер и навыков мне кажется насилием над реальностью и искажением её.

Любой юбилей, тем более 85–летний – и праздник, и испытание. Подведение итогов. У Александра Ивановича есть на что оглянуться. Особенно памятным стало выступление в московском доме-музее Федора Ивановича Шаляпина.

Приглашение выступить в доме-музее, связанном с именем великого певца, само по себе дорогого стоит. Александр Иванович в тот незабвенный день исполнял исключительно произведения из репертуара Шаляпина. На его выступление отозвалась газета «Вечерняя Москва». В рецензии говорилось: «Это ожившие шедевры шаляпинской пробы».

На концерте присутствовали представители Министерства культуры Белоруссии. Они были впечатлены выступлением кубанского баса и тут же пригласили его посетить Белоруссию с концертами.

– Это была незабываемая поездка. – вспоминает Александр Иванович. – Я открыл для себя замечательный край, богатую культуру братского народа, его тепло и радушие.

Ему довелось быть участником и другого замечательного мероприятия – Всероссийского фестиваля «Две жизни – две судьбы» посвященного 125-летию со дня рождения двух гениев – Федора Ивановича Шаляпина и Сергея Васильевича Рахманинова.

Юбилейные торжества с большим успехом прошли на сценических площадках Кисловодска, Пятигорска и Ессентуков. Открытие фестиваля прошло в Кисловодске, в зале имени Сафонова, в котором великолепная акустика. В этом зале когда-то выступал Шаляпин, а аккомпанировал ему Рахманинов.

Можно только представить, с каким трепетом, душевным волнением пел на этой сцене, помнящей великих исполнителей, Александр Иванович Плахтеев.

И тогда же Плахтееву пришла мысль провести подобное мероприятие в Краснодаре, где довелось в свое время выступать двум великим музыкантам. И идея была претворена в жизнь. В Кисловодске же выступление Плахтеева произвело такое впечатление, что ему было предложено стать членом оргкомитета по ежегодному проведению шаляпинских дней в Кавказских Минеральных Водах. Куда он будет ездить со своими концертами много лет. Плахтеев и меня не раз приглашал поехать вместе с ним. Я много раз бывал в разные годы в Кавминводах. Не прочь был побывать еще раз. Но увы, не срослось. Жалею до сих пор. А вот на его концертах в Краснодаре и на родине певца в станице Рязанской бывал неоднократно. Видел, как горячо принимали его исполнение земляки, как, затаив дыхание, слушали ученики музыкальной школы. Подумалось: хорошо бы присвоить рязанской детской музыкальной школе имя Александра Плахтеева. Будет с кого им брать пример.

Александр Иванович многократно бывал в нашей редакции газеты «КС». Не только по приглашению, но и заглядывал, как говорится, на огонёк. Рассказывал о музыкальных, культурных новостях. Делился впечатлениями от поездок с концертами.

На своем юбилейном вечере Плахтеев с большим воодушевлением и эмоционально исполнил несколько произведений из своего обширного репертуара. И невольно подумалось, что, несмотря на свой почтенный возраст, уважаемый Александр Иванович, «Песне ты не скажешь до свиданья. Песня не прощается с тобой!».

Виктор БОГДАНОВ

Фото: kultura.krasnodar.ru