Лучшие эксперты в области инноваций дадут советы молодым стартаперам

27—28 февраля в Ставрополе состоится региональный этап Open Innovations Startup Tour «Цифровой регион». Лучшие эксперты в области инноваций дадут советы молодым стартаперам и выберут их самые перспективные проекты. Советник президента Фонда «Сколково» Пекка Вильякайнен рассказал, какие качества нужны начинающим предпринимателям, чтобы достичь успеха на глобальных рынках, и поделился своими ожиданиями от нового сезона Стартап Тура.

В чем заключаются очевидные сильные стороны российских стартапов? Что определяет их конкурентоспособность на глобальных рынках?

В России люди очень хорошо образованы. В университетах сохраняются традиции математического и аналитического образования. Здесь огромный рынок талантов по сравнению со многими другими странами. Еще одно преимущество состоит в том, что у россиян есть большие диаспоры за границей. Поэтому начинающим предпринимателям из России легко найти соотечественников в Нью-Йорке или Лондоне, заключить с ними партнерские отношения и придать своей компании международное измерение.

Вы замечаете какие-либо различия и сходства между столичными и региональными стартапами? Нужна ли стартапам в регионах особая стратегия?

Нет, я не вижу никаких различий. Москва, конечно, особый город. Но возможностей заработать большие деньги в Новосибирске или Мурманске ничуть не меньше. В конечном счете инновационные стартапы все равно выходят на международные рынки. Если вы работаете в сфере высоких технологий, людям, как правило, совершенно все равно, из Москвы вы, из Хельсинки или из Нью-Йорка. Они просто хотят получить ваш продукт. Между прочим, строить бизнес с нуля в российских регионах может быть даже выгоднее, чем в столице. Оборудование, офисы и квалифицированные сотрудники обходятся дешевле.

Как вы порекомендовали бы стартаперам подходить к поиску инвесторов?

В первый день Стартап Тура пройдет мой мастер-класс, где я рассказываю об этом подробно, приглашаю всех прийти послушать. На самом деле, когда проект находится на ранней стадии развития и есть только идея продукта, инвестор не нужен. Есть множество примеров успешных стартапов, которые на старте обходились без помощи инвесторов, использовали собственные средства или обращались к родителям. Например, я в молодости работал на двух работах, чтобы финансировать собственный бизнес. Конечно, на старте перспективные предприниматели могут получить гранты от «Сколково» или других институтов развития. Но им надо быть готовыми финансировать бизнес самостоятельно, пока у них не появится продукт, который можно продемонстрировать. Когда у стартапера уже есть что показать, он может найти первых клиентов и финансировать дальнейшие разработки за счет полученных от них денег.

Как вам кажется, насколько хорошо российские стартаперы понимают, что от них требуется такая последовательность действий при поиске инвестиций?

Я бы сказал, что начинающие предприниматели, не только в России, а вообще везде, часто бывают наивны и ведут себя по-детски. Им кажется, что, если у них есть идея, они могут немедленно пойти и попросить денег у какой-нибудь венчурной компании. Это заблуждение. Получить первые вложения от венчурных компаний обычно можно, только когда бизнес уже пошел в гору.

Как вы считаете, почему технологическим предпринимателям из регионов стоит участвовать в Стартап Туре?

Думаю, главная мотивация — это возможность познакомиться с другими предпринимателями и выстроить с ними отношения. Приезжая в новый город, мы часто слышим от стартаперов: «О, я знаком со всеми бизнесменами, которые здесь живут». Почти всегда это оказывается неправдой. Обычно стартаперы не знают своих коллег. Так что им стоит прийти на Стартап Тур и знакомиться, обмениваться опытом, учиться друг у друга. Вполне возможно, что за время мероприятия предприниматели смогут найти для себя нужных сотрудников или объединиться для совместной работы с теми, кто работает над похожими идеями. И, конечно же, стартаперам стоит прийти к нам, чтобы учиться. У нас будет много мастер-классов с участием экспертов, которые прошли долгий путь в бизнесе. Важно не только слушать, но и задавать вопросы, наши лекторы на них с радостью ответят.

Кто из участников прошлогоднего Стартап Тура вам больше всего запомнился?

Не хочется озвучивать отдельные имена, скажу в целом. Когда люди презентуют на Стартап Туре свои проекты — это увлекательное шоу. На сцену выходит человек, и он выглядит абсолютно обычным. Он не одет с иголочки, не идеально говорит по-английски, у него самая обыкновенная прическа — в общем, он кажется совершенно заурядным. И он представляет потрясающий проект, говорит о важных проблемах, которые может решить. Это поражает и восхищает.