Магия театра или уникальная профессия Елены Макаровой

В театре есть много замечательных профессий, о которых мы, зрители, мало что обычно знаем. Благодаря опыту и знаниям представителей этих профессий во многом создается таинство, которые мы мечтаем увидеть в свете рамп. Профессионал с большой буквы, человек, в буквальном смысле влюбленный в свою профессию,— Елена Макарова, начальник гримерно-постижерного цеха Краснодарского Молодежного театра. В этом мае Елена Николаевна отметила круглую дату. Это ли не повод рассказать о ее театральных буднях?

Правильный выбор

В профессию, которой уже отдано больше двадцати лет, Елена Макарова пришла осознанно, по зову сердца. Можно сказать, что сама судьба привела ее в театр, где она нашла себя и занимается все эти годы любимым делом.

В 1998 году юная девушка из станицы Нововеличковской Динского района окончила Краснодарский техникум сахарной промышленности. Но устроиться по полученной специальности — техника-технолога сахарной промышленности — в те сложные постсоветские времена не представлялось возможным. Те, кто помнит девяностые, знает, как закрывались целые организации и предприятия. Люди целыми месяцами не получали зарплату. Мама Елены работала в детском саду сначала воспитателем, потом заведующей.

Денег в семье было немного, и девушка сразу же после техникума стала работать, в первое время — санитаркой в больнице. Елена, яркая, красивая, всегда с запоминающимися макияжем и прической, постепенно начала пробовать себя в роли парикмахера — сначала тренировалась на знакомых, близких. То, как она делала прически, которые всегда были к лицу, оценили многие подруги. Елене самой очень нравилось заниматься именно этим. Постепенно укреплялась в мысли, что ей стоит учиться парикмахерскому искусству и развиваться профессионально именно в этом направлении.

Найти дело своей жизни

Елена пошла на платные курсы парикмахеров в Краснодаре и попросилась на ночные дежурства в реанимационном отделении больницы — чтобы учиться днем. Она выучилась и через какое-то время решилась перейти на работу в парикмахерскую. Клиентов у нее не было отбоя. В это время Елена познакомилась с Татьяной Волковой, работавшей в творческом объединении «Премьера». Именно Татьяна и предложила попробовать ей поработать по профессии — на новогодних представлениях во Дворце искусств «Премьера».

— Меня сразу научили, как надевать парики актерам. Причесывать я уже умела,— вспоминает она,— но нужно было еще знать, как наносится грим. Постепенно всему училась.

Можно сказать, магия театра захватила Елену Николаевну. Работа в гримерно-постижерном цехе, даже в том бешеном графике, который обычно бывает, когда в театрах идет новогодняя кампания и в день дается сразу несколько спектаклей, ее увлекла. Пришло понимание, что вот оно, дело жизни, когда можно при помощи грима и парика из молодого человека сотворить старика, из обычной девушки, женщины — красавицу или, например, Бабу-ягу, кикимору, создать образ известного писателя, сказочного героя или любого книжного персонажа.

rpt

Но на тот момент во Дворце искусств «Премьера» не было вакансий. Но коллеги Елены представили ее Вячеславу Пинчуку, который в то время был директором Молодежного театра. Двадцатидвухлетнюю девушку охарактеризовали ему как очень внимательную и ответственную. И директор театра пообещал, что возьмет на работу, но только если Елена начнет обучение на курсах визажистов и принесет справку о том, что она учится на них.

Сомнений не было — она пошла на курсы и одновременно начала стажировку в Молодежном театре. Елена с благодарностью вспоминает Вячеслава Самуиловича Пинчука, который, можно сказать, дал ей настоящую путевку в профессию.

Официальным стартом профессиональной карьеры стало седьмое марта 2001 года. Эта дата числится в трудовой книжке Елены Николаевны как начало работы в Молодежном театре в должности гримера-постижера.

Ручная работа

Елена Макарова научилась виртуозно создавать парики, накладки, искусственные усы, бороды, ресницы и так далее. Каждое такое изделие — это, можно сказать, ручная работа. Ведь практически каждое подгоняется под конкретного актера, для этого индивидуально снимаются мерки. Например, парики создаются как из натуральных волос, так и из искусственного волокна, а также из шерсти буйвола. Для каждого парика делается болванка, потом готовятся трессы (тонкие полоски с натуральными или искусственными прядями волос), они нашиваются на монтюр — специальную сетку для парика, которую не отличить от кожи человека…

А если, например, нужно сделать бороду, непременно необходимо измерить подбородок актера — от виска до виска… Чтобы борода держалась как надо и смотрелась как настоящая.

На самом деле слушать объяснения профессионала о том, как создается образ персонажа, очень интересно. Например, как рассказала Елена, грим актеру или актрисе нужно наносить, в том числе исходя из особенностей сцены и зрительного зала. Чтобы глаза у прекрасной героини казались большими и распахнутыми, нужно знать кое-какие профессиональные секреты. Гример перед тем, как создавать макияж актрисе, должен понимать, как нанесенные на лицо краски будут восприниматься, например, с середины зрительного зала. Нужно еще учитывать, каким будет свет и световые спецэффекты в спектакле.

Быть вечным студентом

Секреты профессии Елене Николаевне раскрыла Евдокия Николаевна Поднебесная, которая в свое время заведовала гримерно-постижерным цехом в театре. Передала весь свой опыт.

На самом деле профессионалов, владеющих тайнами перевоплощения актеров в персонажей спектаклей, наперечет. Это специалисты, которые постоянно учатся чему-то новому.

Уже двенадцать лет Елена Николаевна Макарова работает в должности начальника гримерно-постижерного цеха — с первого сентября 2012 года. Вместе с ней трудятся два специалиста.

— Сейчас так называемая бьюти-индустрия, откуда мы черпаем многие навыки, не стоит на месте, постоянно появляется что-то новое, и нам тоже надо быть в курсе новых технологий,— говорит Елена Николаевна,— поэтому мы все время чему-то учимся. Мне всегда всё интересно.

Она в шутку называет себя вечным студентом. Нового Елена Макарова не боится, постоянно чему-то учится в профессии.

В свое время Елена Николаевна получила высшее образование и регулярно проходит различные курсы повышения квалификации.

У нее есть опыт работы гримером в кино, это совсем иной труд, чем в театре. Несколько лет назад попробовала себя в ином качестве во время законного трудового отпуска — на съемках сериала «Морской патруль» в Анапе. Это был целый месяц каждодневного труда: смена длилась по двенадцать часов. Елена и с таким испытанием справилась.

Например, в прошлом году прошла курсы повышения квалификации художников-гримеров: получила диплом и три сертификата к нему — по темам аквагрима, театрального грима и спецэффектов в гриме. Научилась делать уникальные маски из латекса. К примеру, чтобы облегчить создание образа кикиморы в спектакле-сказке: из латекса изготавливается крючковатый нос — он клеится на лицо актрисы, а потом наносится относительно легкий грим. Образ получается очень впечатляющий!

Чем сложнее, тем интереснее

Елена Макарова признаётся, что ей нравится решать сложные творческие задачи. Чем труднее цель, которую ставит художник спектакля перед ней, тем больше азарт и желание найти интересное решение.

Работа над каждым новым спектаклем в гримерно-постижерном цехе начинается с того, что художник-постановщик передает его специалистам эскизы, а также озвучивает свои пожелания по поводу того, каким он хочет видеть каждого из персонажей, какой должен быть у них цвет и длина волос и так далее. Как объясняет Елена Макарова, поиск решения поставленных задач идет около двух-трех месяцев и незадолго до премьеры все находки представляются художнику. Придуманный грим и созданные парики на актере, если можно так сказать, тестируются за несколько дней до премьеры. И если что-то кажется неподходящим в контексте общего замысла спектакля и времени остается в обрез, чтобы придумать новое решение, это не пугает никого. Со всеми сложностями в цехе под началом Елены Макаровой легко справляются. Самый сложный образ найдет свое воплощение!

— Самый любимый мой спектакль в театре сегодня — это «Золотой петушок», потому что у нас при подготовке к нему было очень много работы,— рассказывает Елена Николаевна. — Мы перед его премьерой приобрели даже специальный прибор — аэрограф, при помощи которого краска на лицо и тело распыляется тонкой струйкой.

Интересен образ Шамаханской царицы в «Золотом петушке», ее играет прекрасная Людмила Дорошева. Она предстает сначала перед зрителями юной, завораживающей своей красотой девушкой, а потом в мгновение ока превращается в Смерть. Как это получается? Этот секрет, известный только актрисе и работникам гримерно-постижерного цеха.

Например, для персонажей спектакля «Цахес» Елена Макарова создала удивительные пышные черно-белые парики. Как они держатся на актерах, известно только той, кто их придумал…

Много работы для гримерного-постижерного цеха выдается и когда идет спектакль «Самоубийца»: там занят большой актерский состав. Почти всем нужно нанести индивидуальный грим, сделать прически, которые носили советские люди в тридцатых годах прошлого века… Или же когда настает время «Мертвых душ»: каждый гоголевский герой очень колоритный, неповторимый.

— Если спектакль идет много лет, стараешься пронести через годы задумку художника. Постоянно обращаешься к тому, что изначально было задано автором постановки,— подчеркивает Елена Макарова.

Она признаётся, что любит свою работу, коллектив, в котором работает. Она нашла свое призвание, а ведь это очень ценно в жизни каждого человека!

Марина АДАМОВА