Маргарита Симоньян, известная своей острой публицистикой и непредсказуемостью, снова удивляет. После успешного сборника рассказов, она презентовала новый роман «В начале было Слово — в конце будет Цифра», стартовавший с впечатляющего тиража в 45 тысяч экземпляров и почти десятитысячным предзаказом. Книга, по словам самой Симоньян, ускользает от жанровых определений, будучи одновременно сатирой, антиутопией и фантастическим произведением.
Роман погружает читателя в будущее, от сегодняшнего дня до него — около шестидесяти лет. Центральная интрига строится вокруг учителя, апостола Иоанна, диктующего юному ученику Прохору новое Откровение. Это Откровение предвещает не традиционный апокалипсис, а цифровой, где ядерная война кажется уже незначительным событием на фоне куда более ужасающих перспектив, пишут РИА Новости.
Мир романа – это мир, лишённый естественного воспроизводства. Люди не рождаются, а проектируются, выращиваются, синтезируются. Имплантация чипов – обязательная процедура, подчиняющая жизнь человека алгоритмам и контролю. Вместо традиционных религиозных символов, вершиной поклонения становится святая Гертруда – свинья, первая подопытная Илона Маска. Даже само божество принимает цифровую форму, подчёркивая всепроникающую власть технологий.
Симоньян мастерски использует приёмы сатиры, высмеивая как наивные утопические проекты, так и опасные тенденции современности. Она не просто описывает мрачную картину будущего, но и иронизирует над ним, используя яркие, запоминающиеся образы и лёгкий, доступный стиль.
Роман заставляет задуматься о цене технологического прогресса, о потенциальной опасности тотального контроля и утрате человечности в погоне за совершенством. Что сказать о таком будущем? Разве что одно: жги, Господи.
Новая книга Симоньян – это вызов, заставляющий задуматься не только о её содержании, но и о самой природе современной литературы. Автор создаёт нарочито гротескную реальность, в которую верится с трудом, но которая одновременно цепляет своей афористичностью и многослойностью. Это не просто сатира на цифровую эпоху – это попытка диалога с массовым читателем о вечных ценностях, осуществлённая с использованием инструментов метамодерна.
Стилистически книга напоминает замысловатую мозаику: аллюзии, цитаты, намеренная игровая манера со смыслами – всё это создаёт эффект непрерывного поиска глубинного смысла. В этом сходство с «Ночным кино» Мариши Пессл очевидно: QR-коды, встроенные в текст, приглашают читателя в затягивающую воронку дополнительных источников. Риск «провалиться» в эту воронку высокий.
Однако главной фишкой книги является, пожалуй, появление самого Христа. Его простое и точное объяснение сути вечной жизни – это неожиданно эффективный инструмент коммуникации. В эти моменты текст превращается в проповедь, доступную и понятную широкому кругу читателей.
В книге есть моменты, вызывающие тревогу, моменты, которые могут оказаться пророческими: «Ничего ты не понял, Прохор! — Да никто ничего не поймет! — закричал Прохор в отчаянии. — Никто и никогда! — Когда наступят последние времена, все-все поймут, — устало сказал Учитель». Эта цитата подчеркивает сложность понимания текста, и возможно, самоиронию автора, рассчитывающего на не мгновенное понимание, а на медленную, многоступенчатую работу над осмыслением.
Новая книга Симоньян – это смелый эксперимент, игру с форматом, жанром и восприятием. Он требует активного участия читателя, готовности к нестандартным приемам и многоуровневому пониманию.