Марк Цукерберг купил WhatsApp

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook сообщила о покупке за $19 млрд одного из наиболее популярных сервисов по обмену сообщениями — WhatsApp. Аналитики задаются вопросом о дальнейшей судьбе WhatsApp, однако Facebook обещает, что бренд будет сохранен, а глава WhatsApp Ян Коум войдет в состав совета директоров всей Facebook.

Заявление о покупке WhatsApp было сделано минувшей ночью. Сообщается, что $12 млрд FB заплатит собственными акциями, $4 млрд — свободными денежными средствами и еще $3 млрд — опционом на акции с ограничениями. Один из разработчиков и нынешний глава WhatsApp — предприниматель украинского происхождения Ян Коум, эмигрировавший вместе с родителями в США в 1992 году. Аналитики британской исследовательской компании Ovum Неха Дхария и Эден Цоллер считают эту сделку абсолютно логичной и закономерной, отмечая, что «рынок обмена мгновенными сообщениями через мобильные устройства стремительно растет — к концу 2014 года число пользователей таких сервисов достигнет 1,8 млрд человек, а количество сообщений — 69 трлн. У самой WhatsApp более 450 млн активных пользователей».

WhatsApp и подобные ему сервисы — Viber, а также Skype, позволяющие обмениваться текстовыми сообщениями, в том числе бесплатно, между абонентами разных сетей и регионов, многие эксперты уже давно называют убийцами SMS, полагая, что эти сервисы активно вытесняют традиционный способ обмена текстовыми сообщениями через мобильные средства связи. Именно поэтому мессенджеры и привлекают в последнее время внимание крупных игроков — за неделю до сделки Facebook с WhatsApp, 14 февраля, сервис Viber был куплен японской интернет-корпорацией Rakuten за $900 млн. В 2011 году Skype был куплен Microsoft за $8,5 млрд.

С учетом того что популярность Facebook на развитых рынках снижается не первый год, компании нужны новые источники дохода и новые потребители. В апреле 2012 года Facebook уже выложила за популярный сервис Instagram $1 млрд. Вопросы у аналитиков вызывает не столько сама целесообразность покупки WhatsApp, сколько дальнейшее будущее этого мессенджера. «Вопросы связаны с тем, как FB будет позиционировать WhatsApp и свой собственный Facebook Messenger в долгосрочном периоде. В краткосрочном они, скорее всего, продолжат работать как два отдельных приложения. В дальнейшем вполне вероятно объединение двух сервисов, и, возможно, это произойдет под брендом WhatsApp, который более узнаваем, чем Facebook Messenger»,— отмечают аналитики Ovum.

В свою очередь, Марк Цукерберг пообещал, что покупка WhatsApp приведет лишь к развитию этого бренда. В заявлении Facebook отмечается, что такой подход уже удачно применен по отношению к Instagram. Сообщается, что бренд WhatsApp будет сохранен, ее штаб-квартира останется на прежнем месте, Ян Коум войдет в состав совета директоров всей Facebook, а мессенджер WhatsApp и Facebook Messenger продолжат работать как два разных приложения.