Массовое увлечение

Массовое увлечение

Мы все, как говорится, родом из детства, а детство людей старшего поколения было в СССР. Пусть немного наивное, но самое веселое и запоминающееся для них.

Большинство мальчишек занимались в различных спортивных секциях и моделированием в домах пионеров, а девчонки прилежно занимались танцами и посещали кружки «Умелые руки». Но жизнь необходимо было запечатлевать, и для этого не только у детей, но и у взрослых были фотоаппараты. У юного поколения — довольно простенькие вроде «Смены», у состоятельных взрослых — фотоаппараты посолиднее и подороже. Например, «Зенит», «Киев, «Салют» или Praktica.

Советским детям фотоаппараты казались венцом творения инженерной мысли. Самой популярной была камера «Смена». Если точнее, «Смена-8М» стоимостью пятнадцать целковых. Многие подростки копили на такой фотоаппарат несколько месяцев, стараясь не тратиться на школьные обеды. Это если родители не помогали собрать требуемую сумму.

В итоге через пару-тройку месяцев «голодовок» заветный фотоаппарат оказывался в руках восторженного мальчугана. И он начинал щелкать всех и вся: друзей, домашних животных, школу, автомобили и т. д. Всё, что попадало в объектив.

Учились фотоделу чаще всего самостоятельно. Книг по фотоделу было не очень много, и среди них выделялась «Двадцать пять уроков фотографии». Ясное дело, что любители фотографии не могли миновать начальных ступеней овладения техникой съемки и печати. Поэтому посильно на первых порах помочь им, и не только им,— это задача книги, вышедшей в свет в 1961 году. Причем это был не просто учебник, а очень хорошее практическое пособие для самостоятельных занятий черно-белой фотографией.

Ценно это издание тем, что написано оно было, как говорится, человеческим языком. В книге описывалось практически всё, что было необходимо знать фотолюбителю, и это один из удачнейших учебников тех лет для занимавшихся фотоделом.

Первая часть книги содержала самые необходимые для первоначального освоения фотодела сведения: от момента, когда начинающий фотограф впервые взял в руки аппарат до получения готовых отпечатков.

Во второй части книги детализовались основные стадии фотографического процесса. Она предназначалась для читателей, уже знакомых с азбукой фотодела, умеющих обращаться с аппаратом в ходе съемки, проявлять черно-белую пленку, печатать снимки и желающих подробнее изучить технику фотографирования.

Что касается третьей части книги «Двадцать пять уроков фотографии», то в ней доступным языком рассказывалось о том, как достигаются положительные результаты при различных видах фотографической съемки, а также излагался коллективный опыт отечественных и зарубежных фотографов. Эта часть книги была адресована уже технически подготовленным читателям, а не новичкам в фотоделе.

Каждый из двадцати пяти уроков фотографии не обязательно было проходить, как говорится, в один присест. Можно было заниматься и неделю, а то и больше. Словом, в зависимости от желания и обстоятельств.

Конечно, книга «Двадцать пять уроков фотографии» помогала начинающим фотографам совершенствовать свои знания. Но многое зависело от их настойчивости и практической подготовленности.

Что касается специализированных журналов для любителей фотографии, то и их было не так уж много. Правда, выпускался шикарный журнал «Советское фото», но доступен он был не каждому. Журнал с 1926 по 1997 год был единственным фотоизданием в нашей стране, которое представляло собой новый тип журнала для широкого круга читателей. Популярный журнал в те годы, многие номера которого до сих пор хранят фотографы старшего поколения.

Буквально всем начинающим фотолюбителям приходилось учиться на своих же ошибках. Сколько было засвеченных пленок, слез над неудачными кадрами! Зато какая радость переполняла сердце, когда кадры выходили удачными!

Нередко родители дарили своим детям на дни рождения фотоувеличители, и это для юных были по-настоящему царские подарки. В СССР существовали различные модели, но практически все начинали с УПА — увеличителя портативного автоматического. Стоил он, если не ошибаюсь, рублей шестнадцать.

Итак, фотоувеличитель и разное оборудование есть. Вот тогда-то и начиналось волшебство. Закрывшись в ванной комнате и включив красный фонарь, который не засвечивал фотобумагу, любитель начинал печатать снимки, внимательно наблюдая за появлением силуэтов. И когда они становились всё четче и четче, фотокарточка опускалась в ванночку с водой и прополаскивалась, после чего помещалась в раствор закрепителя, который иначе назвался фиксажем.

Затем фотоснимки сушили и глянцевали, если был, конечно, глянцеватель. Это если говорим о черно-белых фотографиях. Процесс печатания цветных был куда сложнее, да и бумага с пленкой были не из дешевых.

Анекдот.

Пингвин и зебра пришли в фотоателье.

— Будем делать цветную фотографию? — спрашивает фотограф.

— Нет, достаточно черно-белой.

В те годы к каждому кадру относились бережно, ведь на пленке было всего 36 кадров. И что ты сфотографировал, увидеть можно было только после проявки пленки. И эта самая пленка продавалась завернутой в черную непроницаемую для света бумагу в коробочках с указанием светочувствительности: 32, 64, 125 и 250 единиц.

Наибольшей популярностью пользовалась пленка «Фото-65» (после 1987 года — «Фото-64»). А всё потому, что среди фотолюбителей она считалась универсальной. Как и печатание снимков, проявка пленки также требовала определенного мастерства и терпения.

Сегодня пленка — это уже давно анахронизм, но тогда… В свое время Александр Агафонов, член Союза фотохудожников России, заметил: «Пленка, конечно, интересней, когда ты весь процесс ведешь от начала до конца — снимаешь, потом проявляешь пленку, смотришь, что получилось, выбираешь кадр и с ним работаешь».

Число фотографов-любителей в Советском Союзе росло с каждым годом. Снимали повсюду: в походах и армии, в городах и селах, в квартирах, на дачах и морском побережье.

О фотографии и фотографах написаны многие книги. Одна из них принадлежит перу Владимира Никитина и называется «Рассказы о фотографах и фотографиях». Автор пишет: «Всю свою сознательную жизнь я так или иначе занимался фотографией. Это совсем не значит, что всё это время я просидел в темной комнате с красным фонарем. Почему-то принято считать, что если ты фотограф, то жизнь твоя проходит в темноте, а любимое занятие — это засесть в лаборатории и печатать, печатать, печатать. Нет, это не совсем так…

Давным-давно, когда я только начинал, мне нравилось буквально всё. Возиться с аппаратурой, проявлять пленку, печатать снимки. Какое это было счастье, завесив окна в комнате, дожидаться, когда в проявителе вдруг появится первое изображение: нечеткое, мутное, но напоминающее тот неповторимый миг, который тебе удалось запечатлеть и оставить его жить до тех пор, пока будет цел фотографический снимок — этот удивительный носитель информации…

Вначале был настоящим фотолюбителем, то есть процесс получения фотографии был для меня главным. Мне казалось всё равно, что снимать, и я абсолютно не думал, зачем я это делаю. Важно получить изображение. Так как я был самоучкой, то всё, что я желал, несло на себе элемент неожиданности. Я открывал для себя тайны фотографии…»

А как работалось фотографам-профессионалам в СССР? Преимущественно они трудились в печатных изданиях и в загсах. И конечно, в фотоателье. Как, например, чудаковатый Володя Орешников в фильме «Зигзаг удачи».

Роль фотографа исполнил и колоритный актер Александр Бенедиктов, сыгравший в фильме «Мы с вами где-то встречались». В киноленте он самый что ни на есть халтурщик и любитель поживиться за счет клиентов, завышающий стоимость отпечатанных снимков.

Уровень зарплаты был почти такой же, как и у работников сферы обслуживания. Объем выполненной работы не сильно влиял на уровень заработной платы, а возможности уйти в «свободное плавание» у профессионалов особо не было.

Но всё же находились те, кто искал дополнительную возможность подзаработать своим ремеслом. Поэтому, несмотря на определенный риск, они соглашались на выездные фотосессии: свадьбы, юбилеи и другие торжества.

В советские годы было принято фотографировать детей в связи с важными событиями: исполнился год со дня рождения, ребенок пошел в школу и т. д. Так как не все могли позволить себе водить ребенка в фотоателье, спрос на фотографа с выездом увеличивался.

Фотомастер с многолетним стажем Анатолий Черников вспоминал, как фотографировали юное поколение в фотоателье: «Фотографировать детей, конечно, дело непростое. Случалось, что все дети, пришедшие на съемку, плакали…

Требовалось быть хорошим психологом. Встречать ребенка с честным, веселым лицом. Важно же, чтобы он тебя не испугался. Шутишь, разыгрываешь какие-то сценки с игрушками, добиваешься улыбки и быстро-быстро фотографируешь…»

А классик советской фотографии Владимир Лагранж как-то сказал: «Я не люблю, когда человек идет по линии привлечения внимания к себе, делает что-то только для того, чтобы поразить всех, сказать: „Это я сделал”. Это не искусство. К сожалению, сейчас в фотографии такое очень распространено.

Сейчас многие авторы выворачивают себя наизнанку, чтобы привлечь к себе внимание, и это мне не по душе. Искусство фотографии состоит не в этом. Не так сложно снимать — сложно придумать, что снимать…

А развить свое мышление помогут не игры, которыми сейчас молодежь в метро занимается, а чтение книг…»

Кстати, известные люди также в свое время занимались фотографией. Страстный любитель природы писатель-натуралист Михаил Пришвин не мог обойтись без фотоаппарата, и многие снимки, сделанные им, стали иллюстрациями книг писателя.

Писатель Эмиль Золя любил фотографировать любимый Париж. С утра и до обеда он писал, а после полудня занимался фотосъемкой.

Бернард Шоу обожал фотографировать себя, а снимки, сделанные Ильей Ильфом, публиковались в газетах. После поездки писателя в Америку 150 фотографий, сделанных Ильфом, появились в журнале «Огонек». Увлекался фотографией и писатель-фантаст Александр Беляев. Известна его фотография «Человеческая голова на блюде в синих тонах».

Стэнли Кубрик до своего режиссерского дебюта несколько лет проработал фотографом, а Андрей Тарковский увлекался фотографией, уже будучи маститым режиссером.

Ценность каждой фотографии в советские годы была колоссальной, а предвкушение новой было сродни детскому восторгу. Разница между «тогда» и «сейчас» в основном в том, что фотограф в те годы должен был продумывать композицию, освещение, ракурс, экспозицию и некоторые другие важные моменты. То, о чем некоторые, беря сегодня в руки фотокамеру, и понятия не имеют.

«Тогда» человек с фотоаппаратом должен был, так сказать, быть снайпером, а не бешеным пулеметчиком, как сейчас. Но это не касается профессиональных фотографов — настоящих мастеров своего дела.

Михаил МИШИН