Мегаполис всегда мечта

Мегаполис всегда мечта

Круглый стол на тему «Краснодар как городская агломерация. Особенности и реализация „Стратегии-2030”» прошел в Краснодаре.

В нем приняли участие политики, эксперты, общественники. Специальными гостями встречи стали депутаты Государственной Думы РФ: экономист, публицист Михаил Делягин и политтехнолог Дмитрий Гусев, от Законодательного Собрания Краснодарского края присутствовал Денис Хмелевской.

Краснодар стремительно развивается. По темпам развития он занимает семнадцатое место среди российских городов. Официальная перепись населения в 2021 году дала городу статус миллионера, однако статистика разнится. В официальных источниках называют количество жителей от 1,3 до 1,7 миллиона человек, всеми аналитиками прогнозируется дальнейший рост количества проживающих в Краснодаре. Власти работают над стратегией развития растущего города и административной реформой, планируя новые районы. А эксперты считают, что переход к Краснодарской агломерации неизбежен. И начался он еще в 2020 году. Более двух лет тема не теряет актуальности.

В Краснодаре продолжают активно строить школы и детские сады, прокладывать трамвайные линии и реализовывать инфраструктурные проекты, но на первом месте стоит вопрос развития транспортной инфраструктуры.

Сегодня политики, эксперты и общественники, искренне радеющие за развитие города, обсудили правовой статус городских агломераций, кейсы развития других городов, экономическую составляющую, вопросы транспортного сообщения, необходимость перехватывающих парковок и зон роста. Также участники встречи затронули и вопросы взаимодействия агломерации кубанской столицы с Республикой Адыгеей, находящейся в непосредственной близости от Краснодара.

Придумано в Краснодаре

— Перед Краснодаром стоит задача, как и перед многими крупными городами, которые справились с ней успешно, стать крупным мегаполисом. Причем очень быстро! Это в первую очередь предполагает развитую транспортную и энергетическую инфраструктуру. На моих глазах в течение десяти лет разрослась Москва, которая преобразилась, приобретая черты большого города. Проблемы возникают. И никто не должен испытывать иллюзий, что их не будет. Это просчитать нельзя. И по опыту могу сказать: чем раньше вы подумаете об этапах развития, тем дешевле это обойдется. Надо создавать свой финансовый центр. Это позволит развиваться,— выразил мнение Михаил Делягин.

Эксперт объяснил, что существуют и проблемы, вызванные правовым регулированием на городском уровне. В пример привел Волгоград, в котором пришлось отстаивать старые постройки, доказывая целесообразность этого.

Вопросы правильного расширения города привели к инициативам создания городской агломерации. Например, Ростовская область приняла закон об агломерации. Это предстоит и Краснодару. Проект разрабатывался на федеральном уровне, но правового статуса не получил.

Михаил Делягин посоветовал придумать фирменные стиль и знак, отражающие идею города, роста цивилизации, которая поведет за собой, потому что люди идут за мечтой.

Эту идею об идеологической составляющей поддержали участники круглого стола.

— В условиях санкций, когда нам объявлен бойкот, важно объединяться. Люди должны оставаться в России. Для того чтобы в нашей стране было комфортно жить дальше, необходимо, чтобы власть взяла всё в свои жесткие руки и руководила тем, как мы будем развиваться. Необходимо обдумать наличие зеленых пространств, развитой инфраструктуры. Я изучил стратегию развития Краснодара и осознал, что власть должна понимать необходимость переориентирования городского пространства и освобождения центра. В спальных районах для жизни горожан должны быть созданы все условия: построены поликлиники и бизнес-центры, открыты досуговые организации. Если мы хотим сделать Краснодар столицей юга, надо учитывать его особенности,— считает Дмитрий Гусев.

Он обратил внимание на то, что сильно усложняет жизнь автомобилистов железная дорога, проходящая через город. На его взгляд, все эти вопросы требуют решений, воли и преемственности власти.

Также участники встречи подняли вопрос о постоянных пробках в сторону Республики Адыгеи, соседствующей с краевой столицей.

На уникальность геолокации обратил внимание коллег Денис Хмелевской. По его словам, Краснодар находится одновременно в двух субъектах России. Поэтому выработка краевого закона, который регулировал бы нормы одного региона без интересов другого, невозможна. Работа должна проходить синхронно с законодателями Республики Адыгеи. И такая работа по линии партия «Справедливая Россия» ведется. После второго июля запланирована встреча с представителями власти Республики Адыгеи. Однопартийцы Дениса Хмелевского ведут совместные проекты, затрагивающие интересы и общественников, и местных жителей. Например, партия «Справедливая Россия» ждет ответ от Министерства транспорта Адыгеи по прокладке трамвайной ветки по старому Яблоновскому мосту. Это могло бы снять социальное напряжение для жителей поселка. Когда ответ будет получен, начнется диалог с администрацией города и края, профильными министерствами. Также решатся вопрос о расширении выезда из ТРЦ «МЕГА Адыгея-Кубань». Для этого планируется создать совет агломерации из экспертов и Кубани, и Адыгеи.

— Необходимо учитывать, что многие дороги, пролегающие через Кубань, находятся в федеральной собственности, поэтому работу надо выстраивать непосредственно с Министерством транспорта России и Росавтодором. Допустим, наши последние запросы по реконструкции Ростовского шоссе показали, что у Росавтодора есть конкретные планы реконструкции, он ставит себе сроки выполнения работ по расширению шоссе до шести полос в 2024—2026 годах в связи с рядом проблем: наложением границ на лесной фонд, проведением археологических раскопок, вопросами, связанными с наложением границ на территорию, которая прилегает к историческому памятнику «Катюша». Одна часть вопросов решена на местном уровне, а другая требует госэкспертизы. Самые важные вопросы в создании агломерации — транспортные,— считает Денис Хмелевской.

КубГТУ — за развитие транспортной инфраструктуры

Одну из версий развития Краснодарской агломерации представили ученые КубГТУ. В создании проекта приняли участие сотрудники, находящиеся на пике научных разработок, все они причастны к транспортной, строительной, архитектурной деятельности. По мнению исследователей, скелетом городской агломерации должна стать транспортная инфраструктура. Именно правильное транспортное сообщение даст новый импульс к развитию.

Проект презентовал Олег Воронков, студент вуза, который работал под руководством Виктора Брагина.

— Создание агломерации на сегодняшний день является популярным туристическим трендом. И крупные города, вокруг которых образуются мелкие поселения, постепенно перерастают в городские агломерации. Мы рассматривали несколько крупных регионов: Ростовскую область, Краснодарский и Ставропольский края. В агломерацию Краснодарского края вошли: Краснодар, Горячий Ключ, Динской и Северский районы, два района Республики Адыгеи — Теучежский и Тахтамукайский. Задачи, которыми мы руководствовались при разработке концепции,— гармоничное развитие межмуниципальных территорий, повышение экономических показателей и благосостояния жителей. Это возможно при фронтальной стратегии развития. Кроме того, этому бы способствовали поправки к Земельному и Градостроительному кодексам Краснодарского края, которые запретили бы переводить под жилую застройку земли сельхозназначения и те, которые пригодны для выращивания винограда. Увеличение городской агломерации на 247 километров может пройти за счет городов-спутников, также это позволит развиться приросту населения на 250 тысяч человек. При разработке транспортной инфраструктуры рассматривали территории, находящиеся на расстоянии от пятидесяти до восьмидесяти километров: Горячий Ключ, Динской и Северский районы, средний пояс — Абинск и Усть-Лабинск — и дальний, который включает в себя Крымский район, Кореновск и Белореченск,— рассказал Олег Воронков.

За или против

Краснодар — город, ежегодно бьющий рекорды по масштабам строительства на юге и привлекающий мигрантов. Наряду с этим у Краснодара выше, чем у других городов юга России, показатели торгового оборота, общепита, строительства жилья — именно они формируют уровень потребления в городе, который неразрывно связан с ростом населения. И темпы застройки частного сектора являются одной из серьезных проблем.

Владислав Граф-Колесник акцентировал внимание собравшихся на проблеме людей, живущих в частном секторе в центре города, привыкшем к тишине и спокойствию. Он рассказал, что недобросовестные застройщики пользуются лазейками в законодательстве и создают массу проблем. Среди них отсутствие парковок, закрытые для спасателей проезды… Он считает, что на законодательном уровне необходимо ввести сбор подписей жителей (пятьдесят процентов плюс один голос) частного сектора, где в радиусе двухсот метров планируется многоэтажная застройка. Сейчас, по его словам, от этого защищают общественные слушания, однако застройщики решения общественников оспаривают через суд.

— В 2020 году принят план, согласно которому отсутствуют зоны, где возможны застройки в зоне жилого сектора. Застройки разрешены только там, где будет разработана социальная и транспортная инфраструктура, запланировано строительство детской площадки и парковки,— возразил главный архитектор Краснодара Артем Саламатин.

К дискуссии присоединился заместитель председателя городской Думы Краснодара Геннадий Уфимцев, поддержавший архитектора. Он подтвердил, что в течение последних пяти лет в городе отсутствует точечная застройка. Она была допустима в индивидуальном порядке, после рассмотрения специальной комиссией только после предоставления необходимой документации. При принятии решения члены комиссии учитывали мнения общественников. По его мнению, у Краснодара есть более серьезные проблемы, замедляющие его развитие.

— В семидесятых годах прошлого века эксперты считали, что Краснодар мог развиваться только при привлечении других городов. Потом эти разработки были утеряны из-за перестройки. Главная проблема сегодня упирается в ограничение границ муниципалитетов. В результате в пригороде полупустые классы, а в Краснодаре открывается по тридцать классов. Оптимизации требует и транспортная инфраструктура. Люди из пригородов могли бы работать в Краснодаре и возвращаться домой. Чем раньше мы озадачимся решением этих вопросов, тем раньше начнем развивать наш город. Конечно, реализация изменений невозможна без поддержки на законодательном уровне,— считает Геннадий Уфимцев.

Исторические особенности

Общественник, гражданский активист Мирослав Валькович заострил внимание участников встречи на том, что нет ответственного за развитие городской агломерации. В документах есть казус: в них не прописали согласие жителей тех муниципалитетов, которые хотят присоединить к крупным городам.

Для развития транспортной инфраструктуры можно учитывать исторические особенности краевой столицы, например развитие транспорта на реке Кубани, протекающей через многие районы. Также необходимо задействовать железную дорогу, которая связывает все точки притяжения.

Заместитель председателя комиссии Общественной палаты Краснодара по вопросам экономики, инвестиционного развития, потребительской сферы, туризма, торговли, малого, среднего бизнеса и спорта Евгений Панасенко считает, что в настоящее время люди знают обо всех проблемах, знают, что надо делать. Количество мероприятий, прошедших с 2016 по 2022 год, очень большое. Это привело к тому, что все знают, что делать, но по отдельности. Нет взаимодействия между людьми, администрацией и бизнесом. По мнению общественника, всё это завязано в плотный гордиев узел.

Подводя итоги встречи, Дмитрий Гусев предложил представителям городской власти помочь организовать встречу с коллегами из Москвы для обмена опытом по управленческим технологиям и работе, связанной с переходом в городскую агломерацию. Участники встречи согласились с тем, что изучение кейсов крупных городов поможет в решении вопросов и проблем на местном уровне.

Марина ЛЬВОВА