Между мечтой и реальностью: как научная фантастика формирует будущее профессий обсудили на ПМЭФ

Научная фантастика – это не просто увлекательное чтиво. Согласно недавнему опросу «Мастерской новых медиа» и АНО «Диалог Регионы», 42% россиян верят, что она уже предсказывает появление новых профессий. Эта цифра сама по себе впечатляет, указывая на растущее понимание влияния фантастической литературы и кинематографа на формирование технологического и социального ландшафта будущего. Более того, 32% опрошенных считают, что научная фантастика способна делать такие прогнозы, пусть и для более отдаленной перспективы.

Этот феномен обсуждался на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где эксперты затронули вопрос взаимосвязи между художественным предвидением и реальными технологическими прорывами. Беспилотные автомобили, нейроинтерфейсы, колонизация Марса – все это когда-то было плодом воображения писателей-фантастов, а сегодня становится реальностью. Идеи, рожденные в фантастических произведениях, находят свое воплощение в таких областях, как космические технологии, медицина, робототехника и искусственный интеллект. Эти сферы, по мнению респондентов опроса, наиболее вероятно увидят реализацию фантастических концепций в ближайшее время, за ними следуют транспортная сфера и военная индустрия.

Юлия Аблец, заместитель генерального директора АНО «Диалог Регионы» и основатель «Мастерской новых медиа», подчеркнула, что научная фантастика не только предсказывает, но и формирует будущие профессии и компетенции. Она подчеркнула результаты опроса, показывая, как общественное мнение уже признает этот факт. Однако мнения о влиянии современных медиа разделились: только треть опрошенных считают, что они способствуют развитию интереса к профессиям будущего.

Астрофизик и фантаст Николай Горькавый (США), выступая на ПМЭФ, дал краткое, но ёмкое определение роли фантастов: «Фантасты не просто мечтатели, они профессиональные думатели, они не просто предсказывают, они творят будущее, а потом приходят инженеры и реализуют его». Это позволяет понять глубинный смысл взаимодействия научной фантастики и технологического прогресса. Фантасты являются своеобразными «архитекторами» будущего, определяя не только технологические вехи, но и социальные последствия их внедрения.

В этом контексте становится понятным интерес Китая к инвестициям в фантастику, о чем также шла речь на ПМЭФ. Это не просто культурное вложение, а стратегическое решение, направленное на формирование образа будущего и подготовку к нему.

Генеральный директор «Геоскан Москва» Павел Степанов подчеркивает, что именно фантастические произведения зачастую становятся катализаторами для новых технологий и идей. К примеру, развитие беспилотных технологий, которые сегодня активно используются в космосе, во многом стало возможным благодаря воображению писателей и сценаристов, описывающих автономные летательные аппараты и роботов.

Научная фантастика не только формирует образы будущего, но и предупреждает о возможных рисках, связанных с технологическим прогрессом. Это позволяет обществу заранее задуматься о последствиях внедрения новых технологий и искать пути их безопасного использования. Фантастические сюжеты часто поднимают важные вопросы о морали, этике и ответственности, что делает их актуальными для обсуждения в образовательных учреждениях.

Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев отметил важность гибкости образовательной системы. В условиях быстро меняющегося мира необходимо адаптировать подходы к обучению. Запрос работодателя и потребности будущего должны стать основой для формирования образовательных стандартов. Бугаев говорит о том, что образование должно стать «конструктором компетенций», который позволит работодателям подбирать необходимые навыки под свои нужды.

В этом контексте проект «Профессионалитет» представляет собой шаг к модернизации системы среднего профессионального образования. Он нацелен на то, чтобы сделать обучение более практикоориентированным и соответствующим требованиям рынка труда.

Эксперты выделяют базовые компетенции, которые будут востребованы в будущем. Заместитель вице-президента по образовательным проектам VK Анна Степанова подчеркивает, что искусственный интеллект становится ключевой компетенцией для профессий будущего. Однако специальный представитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков акцентирует внимание на том, что обучение должно основываться на фундаментальных дисциплинах, а не только на быстро меняющихся трендах.

«В школе нужно учить математике, физике. Учить искусственному интеллекту, который поменял за последние 4 года 4 поколения, и каждый из которых требует совершенно другого подхода к обучению, абсолютно бессмысленно.  Биология говорит, что залогом выживания является разнообразие. Единственный способ иметь правильный ответ – иметь множество неправильных ответов. Если ваша система образования и система экономики позволяет делать множество дешевых ошибок, то вы лучше готовы к тем вызовам, которые ждут вас в будущем», – заметил Песков.

Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, а также с тем, что элементы сайта могут использовать cookies и другие аналитические данные.