Муниципальный бюджет всегда будет социальный

На одиннадцати заседаниях комитета по финансам, бюджету и налогам, проведенных в текущем году, было рассмотрено свыше 150 проектов решений местного парламента. Приоритет – проекту городского бюджета. Практически на каждой заседании гордумы вносятся поправки в главный финансовый документ Краснодара. Комитет дает заключение об исполнении бюджета по кварталам, по итогам полугодия.

– Основное отличие бюджета 2013 года от бюджетов предыдущих лет – увеличение поступлений от земельного налога, – говорит председатель комитета Вадим Дьяченко. – Благодаря этому налогу местная казна дополнительно пополнится на сумму более полутора миллиарда рублей. Пока город получил один миллиард 586 миллионов рублей, но декабрь еще не закончился. Для сравнения: в 2012 году Краснодар получил всего 500 миллионов. В текущем году этот налог стал фактически градообразующим, потому что он второй после НДФЛ. На следующий год его ставки остаются без изменений, за исключением ставки для земельных участков, предназначенных для торговых объектов: в следующем году в бюджет Краснодара поступит еще 70 миллионов рублей.

Уже три года комитет тесно сотрудничает с контрольно-счетной палатой города, прямая обязанность которой – строгий контроль за рациональным использованием бюджетных средств. Коллегия финансового контроля участвует во всех заседаниях комитета и постоянно проводит мониторинг местного бюджета, который, по прогнозам, уже в следующем году будет полностью исполнен.

В этом году из федерального и краевого бюджетов в городскую казну поступило более девяти с половиной миллиардов рублей. А вот собственные доходы Краснодара должны составить свыше 13 миллиардов.

– При плане в 13 миллиардов мы уже собрали 11 миллиардов 4 миллиона 751 тысячу, что составляет 82 процента исполнения местного бюджета. И до конца года мы исполним его на 100 процентов, – заверил Вадим Александрович.

В следующем году доходы Краснодара должны вырасти на пять с половиной процентов. Кроме того, инвестиции в город увеличатся почти на три миллиарда рублей. Но главным фактором роста городского бюджета по-прежнему остается потребительский рынок. Его рост предполагается более чем на семь процентов, а это дополнительно в бюджет 59 миллиардов рублей.

В течение года власти проводили работу по недоимке. Самая большая – 260 миллионов рублей – по арендной плате муниципальной собственности. Это связано с банкротством некоторых предприятий. Также не полностью уплачены налоги на прибыль организаций и на совокупный доход граждан. Но эти недоимки не превышают 70 миллионов по каждому показателю. Таким образом, наполнение

местного бюджета находится на хорошем уровне. Эта заслуга в том числе и этого комитета, считает Вадим Дьяченко.

Одним из существенных резервов пополнения доходной части местного бюджета в части неналоговых доходов остается задолженность по арендным платежам за землю. Работа по сокращению недоимки проводилась в рамках плана мероприятий, разработанного депутатами комитета совместно с департаментом финансов администрации.

За отчетный период с участием депутатов комитета проведено свыше ста заседаний межведомственной комиссии по финансовому оздоровлению предприятий, совершенствованию системы расчетов и сокращению задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам и по признанию нереальной к взысканию задолженности по налоговым и неналоговым доходам в местный бюджет. На этих заседаниях заслушано более трех тысяч руководителей предприятий и физических лиц, имеющих задолженность по платежам. По результатам работы комиссии в казну поступило более 150 миллионов рублей.

Депутаты комитета рекомендовали администрации города разработать концепцию управления муниципальным долгом, позволяющую определить основные принципы формирования долга на экономически безопасном уровне долговой нагрузки, поддерживать ликвидность местного бюджета и обеспечить поэтапное сокращение объема долга; принять действенные меры по вводу в эксплуатацию в первоочередном порядке объектов муниципальной собственности с высокой степенью готовности, а также к сокращению незавершенных строительных объектов муниципальной собственности. Рекомендовано продолжить работу по формированию земельных участков под многоквартирными жилыми домами для последующего обложения налогом собственников квартир; комиссии по проведению инвентаризации земельных участков – продолжить выявлять участки, неиспользуемые по целевому назначению, что влечет необоснованные потери доходной части бюджета.

На заседаниях комитета анализировалось расходование бюджетных средств на финансирование муниципальных унитарных предприятий и учреждений. По результатам комплексной оценки рынка услуг, динамики спроса на них, численности потребителей, чтобы сократить бюджетные расходы, принимается решение о ликвидации или реорганизации муниципального предприятия или учреждения. В соответствии с положением о порядке управления и распоряжения объектами муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар на заседании комитета рассматривался вопрос об освобождении социально значимых муниципальных унитарных предприятий от перечисления в бюджет города 25 процентов прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Эта мера помогает предприятиям выполнять свои уставные обязанности и избегать сокращения рабочих мест.

В ближайшие годы городской бюджет перейдет на программный формат, что, по мнению Вадима Дьяченко, не отразится на работе Краснодара в целом.

– Программный бюджет – требование закона, – говорит Вадим Александрович. – Бюджет муниципального образования всегда будет социальный. Основные расходы идут на образование, здравоохранение, социальную политику. Все предыдущие бюджеты были таковыми, и переход на программный – это не что иное, как новая форма его исполнения. Поэтому нет повода для беспокойства.

Наталия МЕЛЬНИКОВА