«Мысль» о каждом из нас

В краснодарском «Одном театре» состоялась премьера спектакля «Мысль» по произведению родоначальника русского экспрессионизма Леонида Андреева. Постановка, в которой фактически за малым исключением сценическое пространство принадлежит одному актеру – Арсению Фогелеву, носит исповедальный характер. Но главный герой – доктор Керженцев – не просто рассказывает историю своего преступления, отводя зрителям роль судей, которые должны решить, виновен он или нет. Он пытается сам определить степень своего безумства или нормальности, если можно говорить о ней, когда речь идет об убийстве человека. Что толкает его, Антона Керженцева, на убийство друга? Насколько разумен он в своем желании сделать все по-своему и утвердиться в своем праве на нарушение человеческого закона. О Божием суде речь не идет, ведь в него он не верит…

Известно, что в психологическом этюде «Мысль», созданном в 1902 году, Леонид Андреев стремился опереться на художественный опыт Федора Достоевского. Доктор Керженцев задумывался писателем как параллель Раскольникову (и эти отсылки к «Преступлению и наказанию» чувствуются и в спектакле). Но сама эта тема раскрывается Достоевским и Андреевым по-разному. По-своему раскрывают тему «преступления и наказания» и создатели спектакля.

Режиссером «Мысли» выступил Артем Акатов (Санкт-Петербург). Это уже вторая его постановка на краснодарской сцене: в прошлом году состоялась премьера его спектакля по мотивам произведений о Первой мировой войне (сейчас в репертуаре «Одного театра» он называется «Исповедью»). Как в первый, так и во второй раз режиссер берется за решение очень сложной сценической задачи – сделать спектакль настолько психологичным и наполненным экспрессией, насколько это возможно. На некоторое время отдельные приемы (своего рода заигрывание со зрителями, попытки их рассмешить, удивить) рвут цельность создаваемого полотна повествования о том, насколько человек может быть одержим всего лишь одной идеей. Но в целом режиссер и актеры справляются в «Мысли» с поставленными задачами.

Специально сделано так, что других персонажей истории зрители могут увидеть только в «кинозаписи». Они не так важны: главное – это то, что происходит в душе доктора Керженцева. На реальную сцену выведен лишь один персонаж – медсестра Маша (ее играет актриса Марина Дмитриева). Ее мир, мировоззрение показываются в противопоставление того, чем живет Керженцев. Маша живет, как Бог велит, и этим счастлива. Керженцев – как он сам желает и этим мучается…

В финале спектакля зрители видят фрагменты военной кинохроники, потрясшие весь мир кадры трагедий, произошедших по вине террористов, в том числе и совсем недавнего взрыва на Волгоградском вокзале – это как посыл каждому из нас задуматься о том, какие мысли мы выбираем и по какому жизненному пути следуем.

Марина ВЛАДИМИРОВА

Фото Юрия КОРЧАГИНА

Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, а также с тем, что элементы сайта могут использовать cookies и другие аналитические данные.