На контроле прокуратуры Кубани

Работа с обращениями граждан

Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется в первую очередь статьями 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45 «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».

Так, согласно ст. 10 Федерального закона от 17.11.1995 №168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, в том числе посредством интернет-ресурсов, автоматически их рассылающих (единый портал государственных и муниципальных услуг, единый портал прокуратуры Российской Федерации), а также направленные средствами массовой информации. Рассматриваются также обращения граждан, направленные средствами массовой информации.

Письменное обращение должно содержать либо наименование органа, в который направляется обращение, либо фамилию, имя и отчество соответствующего должностного лица, либо его должность, а также фамилию, имя, отчество (последнее при наличии) гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о переадресовании обращения, изложение существа вопроса, личную подпись указанного гражданина и дату.

Аналогичные реквизиты должно содержать заявление, поступившее в форме электронного документа, в нем также указывается адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ (уведомление).

В соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 №450, письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры.

Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, в семидневный срок пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя.

Не подлежат разрешению обращения: не содержащие сведения о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес); в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения; содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры; если текст письменного обращения не поддается прочтению.

На эти обращения автору в семидневный срок сообщается о недостатках в обращениях, препятствующих их рассмотрению.

В органах прокуратуры обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

Ответ на обращение (запрос) направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившее в органы прокуратуры в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в письменной форме.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации, прокуратурах городов, районов, военных и иных специализированных прокуратурах прием населения проводится в течение всего рабочего дня согласно графику, который должен быть вывешен в доступном для граждан месте. Порядок приема в вечернее время, выходные и праздничные дни определяется руководителями соответствующей прокуратуры.

Руководителями прокуратур прием населения проводится не реже одного раза в неделю. Ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствие с общими требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 №45.

Следует отметить, что с каждым годом граждане активнее используют доступные современные средства подачи обращений, позволяющие направлять их без посещения органов прокуратуры.

Так, в 2023 году количество заявлений, поступивших в органы Прокуратуры Краснодарского края, составило свыше 255 тысяч, каждая пятая жалоба из числа разрешенных признана обоснованной. Для устранения выявленных нарушений прокурорами внесено свыше двадцати тысяч актов прокурорского реагирования.

Вопросы рассмотрения обращений граждан находятся на постоянном контроле органов прокуратуры края.

Оксана ПЕНЗИНА, начальник отдела по рассмотрению обращений и приему граждан Прокуратуры Краснодарского края