На Кубани растет число ДТП с участием подростков на самокатах

По улицам кубанской столицы каждый день проезжает около шести тысяч электросамокатов. Львиная доля таких средств индивидуальной мобильности (СИМ) — до семидесяти процентов — принадлежит кикшеринговым компаниям. В личном пользовании кубанцев только треть от общего количества СИМ. Вместе с тем, как утверждает статистика, жители нашего региона оценили данный вид транспорта. К примеру, в столице Кубани в прошлом году общее количество поездок на СИМ увеличилось почти вдвое. При этом удлинился на 27 процентов общий пробег, а среднее количество поездок на одного пользователя выросло на 48 процентов.

Как отметили в Госавтоинспекции региона, с ростом числа пользователей СИМ растут и другие показатели, совсем не веселые. Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях с участием СИМ. Особенно удручает статистика аварий, в которых пострадавшими оказывались дети и подростки на электросамокатах, моноколесах, сегвеях и прочих средствах индивидуальной мобильности.

Езда без правил

С начала года в Краснодарском крае произошло тринадцать дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних, управлявших каким-либо средством индивидуальной мобильности. Травмы разной степени тяжести в них получили двенадцать юных кубанцев. Один подросток погиб. Невеселая статистика нынешнего года рискует превзойти данные по таким дорожным авариям, случившимся в прошлом году. За весь 2024 год травмы в ДТП с участием СИМ получили двадцать детей и подростков, трое несовершеннолетних погибли.

Как пояснили в краевой Госавтоинспекции, чаще всего дорожные происшествия с участием подростков на СИМ происходят из-за нарушения или элементарного незнания Правил дорожного движения, езды на самокате вдвоем и отсутствия средств защиты у катающихся.

Так, в марте нынешнего года в аварии на электросамокате пострадали двое 12-летних краснодарцев. На самокате, который один из мальчиков взял у своей матери без ее ведома, подростки ехали вместе. Сын хозяйки самоката таким образом решил помочь своему приятелю быстрее добраться до дома.

Школьник вместе с «пассажиром» ехали по улице Киевской — от улицы Академика Трубилина в направлении улицы Смоленской. Напротив дома №95 юный водитель потерял управление и электросамокат опрокинулся. Приятели получили достаточно серьезные травмы, после аварии их госпитализировали в Детскую краевую клиническую больницу.

Слишком быстрым оказался самокат и для двух подростков из Новороссийска. В июле прошлого года мальчики, которые ехали на самокате вдвоем, сбили девочку и протащили лицом по земле. По словам очевидцев происшествия, самокатчики слишком сильно разогнались и попросту не успели затормозить. Пострадавшая девочка получила ссадины и ушибы, всё обошлось без серьезных травм.
Не справился с управлением своим СИМ и несовершеннолетний житель Геленджика. В мае нынешнего года тринадцатилетний подросток вдвоем с приятелем ехали на электросамокате по обочине дороги. Выезжая со второстепенной дороги на главную, водитель самоката не уступил иномарке и врезался в нее. В результате ДТП обоих подростков госпитализировали с травмами.

Всех этих происшествий могло и не быть, если бы сами подростки и их родители отнеслись к управлению средствами индивидуальной мобильности со всей ответственностью.

— Уважаемые родители, Госавтоинспекция Кубани призывает вас не допускать детей к управлению мощными СИМ,— обратились к жителям края дорожные полицейские.

Памятка родителям

Статистика подтверждает тот факт, что подростки младше четырнадцати лет плохо осознают ответственность и не знают Правил дорожного движения. Юные водители, не имея первоначальных навыков вождения и не зная правил поведения на дороге, выезжают на проезжую часть, где от их поведения можно ожидать чего угодно. Поэтому, прежде чем приобретать данное транспортное средство, родителям следует помнить, что тем самым они в первую очередь подвергают своего ребенка повышенной опасности.

Покупая своему ребенку велосипед, новомодный гироскутер, мотоцикл, самокат и прочие средства передвижения, родители прежде всего должны подумать о безопасности, здоровье, а возможно, и о жизни своего ребенка.

Согласно законодательству любое транспортное средство является источником повышенной опасности. Следовательно, от мастерства, опыта и профессионализма водителя зависит не только его жизнь, но и жизнь, безопасность и здоровье всех участников дорожного движения.

Задача родителей — предвидеть и предупреждать опасную ситуацию, в которой может оказаться сын или дочь. Потому, прежде чем отпустить своего ребенка покататься на самокате, родителям стоит убедиться, что он назубок знает правила дорожного движения для СИМ и соблюдает эти правила на городских улицах. Также не будет лишним каждый раз перед выездом проверять техническое состояние средства индивидуальной мобильности. Отметим в скобках, что это правило относится как к прокатным, так и к личным СИМ.

ПДД — основа безопасности

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации средством индивидуальной мобильности (СИМ) называют такой вид транспорта, который имеет электродвигатель, а также одно или несколько колес или роликов. Главное условие: такое средство передвижения предназначено исключительно для индивидуального использования человеком. К СИМ относятся электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные транспортные средства. Правила движения для разных средств единые.

Напомним самые важные правила дорожного движения для СИМ. Итак, дети до семи лет могут использовать СИМ исключительно под присмотром взрослых. Маршруты должны проходить по тротуарам, пешеходным зонам и дорожкам. Правилами разрешено движение СИМ по велопешеходным дорожкам, однако при этом транспортное средство должно двигаться по стороне пешеходов.

Что касается детей постарше, то для них правилами определяется меньше ограничений. Дети от семи до четырнадцати лет имеют право самостоятельно передвигаться на СИМ, при этом ездить разрешено только по тротуарам, пешеходным зонам и велосипедным дорожкам. По обочинам и проезжей части дороги детям от семи до четырнадцати передвигаться на СИМ запрещено.

Дети старше четырнадцати лет могут передвигаться по велопешеходным и велосипедным дорожкам, полосе для велосипедистов и проезжей части велосипедной зоны. Также они могут ездить в пешеходных зонах, если масса СИМ не превышает тридцати пяти килограммов.

В настоящее время для управления СИМ не требуется наличия водительского удостоверения, но если мощность электродвигателя на СИМ превышает 250 ватт, то транспортное средство будет относиться к категории М (мопед) и гражданин, управляющий этим транспортным средством, должен иметь права категории М. Также сейчас СИМ не подлежат государственной регистрации. Однако по планам Минтранса с первого сентября 2026 года регистрация СИМ в федеральном реестре станет обязательной.

Владельцы новых средств индивидуальной мобильности должны будут регистрировать их в течение десяти дней после покупки и получить учетный знак, аналог автомобильного госномера, и учетную метку, QR-код. Владельцы уже находящихся в эксплуатации СИМ получат отсрочку до первого марта 2027 года.

Лучшее средство — профилактика

Решить все проблемы, связанные с СИМ, одними только запретительными мерами можно не всегда. Здесь важна личная ответственность как бизнеса, который предоставляет самокаты в аренду, так и самих пользователей. Воспитывать эту ответственность нужно заранее путем проведения различных профилактических мероприятий. Такого мнения придерживаются сотрудники дорожной инспекции Кубани.

В преддверии лета кубанские автоинспекторы в районах края провели ряд профилактических мероприятий, объединенных общим названием — «Внимание: дети!».

Сотрудники краевого ГУ МВД выезжали в школы и рассказывали ребятам о ловушках и опасностях, поджидающих их на дороге. Также дорожные полицейские напомнили школьникам алгоритм безопасного пересечения проезжей части дороги, отметив недопустимость использования мобильных устройств, гаджетов и наушников при переходе дороги. Особое внимание было уделено переходу дороги при управлении самокатом и велосипедом и применению световозвращающих элементов в темное время суток. Также автоинспектора напоминали подросткам, что соблюдение Правил дорожного движения — это не просто формальность, а необходимость, которая помогает сохранить жизнь и здоровье как им самим, так и окружающим.

В середине июня во всех муниципалитетах края состоялись мероприятия в рамках профилактической недельной акции «Мото-вело-СИМ». Акция проводилась с седьмого по пятнадцатое июня. Инспектора ГИБДД вместе с педагогами напомнили школьникам и взрослым, как безопасно управлять мотоциклами, велосипедами и самокатами.

Особое внимание при этом дорожные инспектора уделили детям, которые катаются без прав, шлемов и без присмотра взрослых.

— Родители, контролируйте, на чем и как передвигаются ваши дети. Это ваша ответственность,— призвали кубанцев дорожные полицейские.

Рина КАРЕТИНА

Продолжая пользоваться этим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных, а также с тем, что элементы сайта могут использовать cookies и другие аналитические данные.