Краснодарский край уверенно движется к созданию современной и комфортной транспортной системы. Масштабная программа обновления общественного транспорта, инициированная губернатором Вениамином Кондратьевым, кардинально меняет облик пассажирских перевозок в регионе. Это не просто замена старого транспорта на новый – это комплексный подход, включающий в себя модернизацию подвижного состава, развитие инфраструктуры и, что немаловажно, ориентацию на потребности всех категорий пассажиров.
В города и посёлки края поступают современные низкопольные автобусы, электробусы и троллейбусы, оснащённые всем необходимым для комфортной поездки: кондиционеры создают приятный микроклимат, терминалы для бесконтактной оплаты упрощают процесс расчёта, а адаптация для маломобильных пассажиров делает транспорт доступным для всех.
Реализация проекта получила мощную поддержку на федеральном уровне. Программа «Безопасные качественные дороги», срок действия которой продлён до 2030 года по поручению президента Владимира Путина, обеспечивает финансовую основу для этих масштабных изменений.
Результаты уже очевидны. За последние 10 лет объем дорожного фонда Краснодарского края увеличился более чем в 4,5 раза – с 13,7 до 60,5 млрд рублей. Это позволило отремонтировать 5,5 тысяч километров региональных и межмуниципальных дорог, значительно улучшив качество дорожной сети. Участие региона в нацпроекте «Безопасные качественные дороги» принесло свои плоды: Краснодарский край стал одним из лидеров в стране по его реализации.

Так, в 2023 году на обновление автобусного парка было выделено 2 млрд рублей, что позволило приобрести 163 новых автобуса для Сочи, Новороссийска, Геленджика, Тихорецка, Кропоткина и Кореновска. Кроме того, введены в эксплуатацию автобусы большой вместимости на междугородних маршрутах, что улучшило транспортное сообщение между населенными пунктами.
Однако, модернизация общественного транспорта – лишь одна из составляющих общей стратегии развития транспортной инфраструктуры. Власти региона понимают, что для обеспечения комфортных пассажирских перевозок необходимо комплексное решение, включающее в себя не только обновление подвижного состава, но и развитие самой дорожно-транспортной сети.
Краснодар за последние десять лет вложил более 12,5 миллиардов рублей в обновление своего общественного транспорта, закупив 609 единиц техники: 23 электробуса, 108 новых трамваев, 70 троллейбусов и 408 автобусов.
Однако закупка новой техники – лишь часть обновления. Знаковым событием стало строительство новой трамвайной ветки по улице Московской до улицы Петра Метальникова – первое подобное строительство за двадцать лет. Работы продолжаются: сейчас ведется прокладка трамвайной линии на Западном обходе, а также начато проектирование новой линии в микрорайоне Гидростроителей.
Параллельно с обновлением электротранспорта, Краснодар активно реализует масштабную дорожную программу «25/35», включающую строительство и ремонт 27 развязок, путепроводов и дорог. Ремонт Тургеневского моста стал первым этапом этой программы, а на текущий год запланировано обновление других ключевых магистралей и строительство транспортной развязки на пересечении улиц Тихорецкой и Володарского. Эти инфраструктурные проекты направлены на улучшение транспортной доступности, снижение загруженности дорог и повышение безопасности дорожного движения.
В прошлом году на международной промышленной выставке «Иннопром-2024» в Екатеринбурге, краснодарская делегация, в составе которой были глава города, его первый заместитель Дмитрий Васильев и директор Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления Александр Грачев, провела ряд важных встреч. В частности, состоялись переговоры с представителями Усть-Катавского вагоностроительного завода, основного поставщика трамваев для Краснодара, где обсуждались перспективы дальнейшего сотрудничества и планы по дополнительной закупке трамвайных вагонов. Также состоялись переговоры с группой «Синара» по вопросам трамвайной концессии, в ходе которых была рассмотрена модель электробуса с впечатляющими характеристиками: запасом хода не менее 240 километров, быстрой подзарядкой, низкопольными входами и мощной системой кондиционирования – несомненно, важный фактор для жаркого климата Краснодара.

— Особенно благодарны Губернатору Кубани Вениамину Кондратьеву за помощь и поддержку в реализации этого проекта. Мы выбираем транспорт максимально доступной современной комплектации: полностью низкопольный, с мощным кондиционером и для пассажиров, и для водителя, с Wi-Fi и USB-розетками. Одновременно такой вагон может перевозить до ста двадцати пассажиров. Важно, что именно «до», ведь мы не хотим набивать его. Наша задача — расширять возможности перевозок. Поэтому конфигурация вагона удобна для родителей с детскими колясками и людей с ограниченными возможностями здоровья,— сказал тогда краснодарский градоначальник.
Мэр также отметил, что по условиям концессии до конца 2026 года на линию выйдет девяносто односекционных и десять трехсекционных трамваев.
Общая картина маршрутной сети Краснодара впечатляет своими масштабами: 120 маршрутов общей протяженностью 4500 километров, включающих 12 троллейбусных, 16 трамвайных и 92 автобусных маршрута (из них 33 пригородных). Ежедневно на линию выходит около 1500 единиц транспорта: 248 трамваев, 152 троллейбуса и 1123 автобуса. Из этого внушительного парка лишь 350 автобусов являются низкопольными.
За последние два года ситуация улучшилась – автопарк пополнился 105 низкопольными автобусами, в текущем году приобретено ещё 14 (12 из них по муниципальному контракту).
Замдиректора департамента транспорта Виктор Балацкий подчеркнул важную роль перехода перевозчиков на брутто-контракты. Суть этого механизма заключается в том, что городская администрация гарантирует перевозчикам определённый доход, а перевозчик, в свою очередь, обязуется использовать современный транспорт, отвечающий всем требованиям, включая доступность для маломобильных граждан. В прошлом году на брутто-контракты перешли семь пригородных маршрутов, в этом году – ещё два городских.
Планы на будущее амбициозны: до 2029 года планируется перевести на брутто-контракты 125 городских маршрутов. Это, по мнению властей, должно кардинально улучшить ситуацию с доступностью общественного транспорта. Однако, этот постепенный переход объясняет медленные темпы обновления парка низкопольными автобусами. Необходимые инвестиции требуют времени и значительных финансовых ресурсов.
— Для того чтобы все перевозчики перешли на брутто-контракты, в муниципальном бюджете потребуется найти дополнительно пятнадцать миллиардов рублей. Из них в городскую казну вернется десять миллиардов, а оставшиеся пять миллиардов придется закрывать, например, за счет краевых субсидий, без которых в данном случае просто не обойтись,— разъяснил замглавы города Владимир Архипов.

В прошлом году в Краснодаре запустили семь новых электробусов. В городе их стало 23, что значительно расширяет сеть экологичного общественного транспорта. Мэр Краснодара Евгений Наумов лично осмотрел новые машины, подчеркнув их важность для жителей города.
Каждый из 23 электробусов – это современные технологии и забота о комфорте пассажиров. Низкопольные модели идеально подходят для людей с ограниченными возможностями здоровья и родителей с детскими колясками, обеспечивая удобный и беспрепятственный доступ. Вместительность каждого электробуса – 31 посадочное место, что обеспечивает достаточную вместимость для пассажиропотока.
Однако внедрение электробусов потребовало и дополнительных инвестиций в инфраструктуру. Для обеспечения бесперебойной работы нового транспорта, вместе с электробусами были установлены четыре мощные зарядные станции. Ночная подзарядка, занимающая около шести часов, обеспечивает электробусам запас хода до 220 километров при полной загрузке. Этого достаточно для обслуживания маршрутов в течение всего дня.
Экономическая эффективность и экологическая безопасность – два ключевых преимущества нового электротранспорта. Электробусы значительно экономичнее в эксплуатации по сравнению с автобусами на дизельном топливе, что положительно скажется на городском бюджете. А главное – они практически не загрязняют окружающую среду, что делает воздух в Краснодаре чище и способствует улучшению экологической ситуации в городе.
Появление 23 новых электробусов стало возможным благодаря реализации муниципальной программы развития общественного транспорта и существенной поддержке со стороны региональных властей.
Сочи, принимавший Зимние Олимпийские игры 2014 года, продолжил масштабную программу развития транспортной инфраструктуры. С 2015 года город пополнил свой транспортный парк на 400 низкопольных автобусов и 10 электробусов, инвестировав в это грандиозное обновление 5,6 млрд рублей. Низкопольные автобусы обеспечивают удобную посадку и высадку для людей с ограниченными возможностями, мам с колясками и пожилых людей, делая общественный транспорт более инклюзивным. Внедрение электробусов – шаг к экологически чистому транспорту, снижающий уровень выбросов вредных веществ в атмосферу курортного города.
Параллельно с обновлением парка произошло расширение маршрутной сети. Открытие 16 новых социально-значимых автобусных маршрутов расширило географию доступности общественного транспорта, улучшив транспортное обслуживание отдаленных районов города. Внедрение системы безналичной оплаты «Пальма» значительно упростило процесс поездки, сделав его более удобным и быстрым. Система электронных транспортных карт способствует оптимизации управления пассажиропотоками.

Новороссийск, в отличие от Сочи, продвигает обновление общественного транспорта более планомерно. За последние шесть лет город направил почти 1,2 млрд рублей на закупку 84 единиц нового транспорта: 27 низкопольных троллейбусов и 57 автобусов. Хотя масштабы инвестиций меньше, чем в Сочи, это всё же значительный шаг вперед для города. Обновление троллейбусного парка позволяет сохранить экологически чистый вид транспорта и улучшить его эксплуатационные характеристики. Добавление новых автобусов способствует улучшению транспортного обслуживания и повышению комфорта пассажиров.
За десять лет в Новороссийске было запущено девять новых маршрутов: восемь городских и один пригородный. Это расширило охват пассажирских перевозок, улучшив транспортную доступность как внутри города, так и для прилегающих районов.
Модернизация транспортных парков, включающая приобретение низкопольных автобусов и электробусов, а также расширение маршрутной сети и внедрение современных систем оплаты, повышает комфорт и удобство для пассажиров, делает общественный транспорт более доступным и привлекательным, способствует развитию края и улучшает качество жизни его жителей. Всего этого удалось достичь за последние десять лет.