Не в ладах с природой

Человек и природа неразделимы. Мы неразрывно связаны с окружающим нас животным и растительным миром и в немалой степени зависим от него. Поэтому неслучайно проблема взаимоотношений человека и природы настолько злободневна.

Безумная кампания

В марте в России и в мире отмечался День воробья. Кажется, эта птица всегда жила бок о бок с человеком, извлекая из этого соседства максимальную выгоду. Причем более многочисленной, бойкой и шустрой птахи среди пернатых найти невозможно.

Но так считают не все. Поэтому в 2010 году британские, а также индийские орнитологи учредили экологический праздник — День воробья — как напоминание о том, что даже такая распространенная по всему земному шару птица может оказаться на грани исчезновения.

Достаточно вспомнить, что за последние годы прошлого столетия во многих странах Западной Европы произошло снижение численности воробьев. В некоторых британских городах птицы попросту исчезли. В уменьшении их численности винили и вышки мобильной связи, и стрижку газонов, и отсутствие насекомых в городах, и новые способы хранения и утилизации отходов. Однако воробьи сумели адаптироваться и выжить.

В свое время воробьям здорово досталось в Китае, и эту трагическую «воробьиную» историю я, тогда еще ребенок, запомнил, потому что она была на слуху в СССР. Что уж в этом случае говорить о тех, кому было уже не пять-шесть лет, а куда больше.

Несмотря на то, что такие страницы человеческой истории и глупости нельзя отнести к техногенным катастрофам, всё же это была настоящая катастрофа в экологическом смысле, причем сотворенная совершенно осмысленно и целенаправленно человеком.

В конце пятидесятых годов в Китае началась политическая кампания «Большой скачок», подразумевавшая резкое экономическое развитие страны, которая в те годы была еще чисто аграрной. Для качественного увеличения урожая необходимо было кардинально изменить подход. Было подсчитано, что из-за воробьев ежегодно теряется объем урожая, которым можно было бы прокормить более 35 миллионов человек. Поэтому китайские специалисты с дотошностью разработали научный (!) план планомерного уничтожения воробьев. Под раздачу попутно попали мухи, комары и крысы, которых, правда, уничтожали не так яростно, как пернатых.

Было установлено, что воробей не может находиться в полете более пятнадцати минут, и к геноциду птах помимо собственно крестьян привлекли огромные массы людей, включая школьников, военных и горожан. Согласно плану они должны были производить громкий шум: кричать, бить в кастрюли и т. п., а также размахивать с крыш домов палками и тряпками. И всё это для того, чтобы испуганные воробьи не могли сесть на землю и от шока умирали прямо в воздухе, замертво падая вниз.

Чтобы вдохновить и без того полных энтузиазма китайцев, в прессе регулярно публиковались фотографии многометровых гор из трупиков птиц. Обычной практикой было снять с уроков учеников школ, выдать им рогатки и приказать отстреливать любых мелких птиц, разорять их гнезда. Особо отличившимся школьникам вручали грамоты.

Массовая кампания принесла свои плоды. Только за три дня в крупных городах было уничтожено около миллиона птиц, а через полгода количество истребленных воробьев насчитывало порядка двух миллиардов.

Прошло около года. Урожай зерна действительно увеличился, потому что воробьи больше не поедали посевы. Но прошло еще немного времени, как объемы урожая стали резко падать, и в этом нет ничего удивительного. Всё дело в том, что из выстроенной природой экологической системы убрали один из важнейших регулирующих факторов — птиц, из-за чего начала бесконтрольно размножаться саранча, гусеницы и прочие вредители, поедающие побеги.

В Китае наступил голод, в результате которого погибло до тридцати миллионов человек. Ситуация с урожаем складывалась катастрофическая, и компартия Китая в срочном порядка приобрела живых воробьев в СССР и Канаде.

Безумная кампания была свернута. В проекте указа Центрального Комитета Коммунистической партии Китая о гигиенических мероприятиях, принятого в марте 1960 года, лидер Китайской Народной Республики Мао Цзэдун написал, что «не надо бить воробьев. Как результат мы лишь получили клопов. Лозунг такой: уничтожать крыс, клопов, мух и комаров».

Минусы и плюсы

Пандемия коронавируса наносит ущерб даже окружающей среде, правда косвенно. Проблема в том, что миллионы использованных масок не утилизируются, а просто выбрасываются и вместе с другим мусором попадают в мировой океан.

При этом маски изготовлены в основном из полипропилена, который не поддается биологическому разложению, поэтому неудивительно, что выброшенные маски засоряют окружающую среду. Они создают серьезные риски для дикой природы, особенно для морских организмов.

Но есть и другие моменты, менее печальные. В связи с карантинными мерами по всему миру снизилось производство той или иной продукции, поэтому выбросы парниковых газов также уменьшились.

По предварительным оценкам, уровень монооксида углерода (угарный газ, образующийся в том числе при работе автодвигателей) по сравнению с прошлым годом упал на пятьдесят процентов. Мировое производства снижается, и с ним снижаются выбросы предприятий, авиа- и автотранспорта.

Климатологи сообщают, что только за последние две недели сокращение использования энергии и выбросов в Китае составило 25 процентов, по итогам года это может привести к снижению выбросов углекислого газа на один процент.

Сокращение производств произошло и в Италии, которая ощутимо пострадала от коронавируса. Ученые предупреждают, что после окончания пандемии уровни загрязнения могут резко взлететь. А пока безлюдные каналы в Венеции стали чистыми из-за отсутствия туристов.

Можно не опасаться

Домашние животные не являются переносчиками коронавируса. Об этом сообщил заместитель главы Роспотребнадзора Вячеслав Смоленский.

Он уточнил, что домашние животные не являются фактором риска передачи инфекции. На время изоляции хозяина кошки или собаки, если за ними нет возможности ухаживать, животных лучше всего отдать на время знакомым, что вполне нормально. В то же время выход в магазин или в какое-нибудь другое место с той же собакой является нарушением самоизоляции.

До свободы один шаг

В Центре восстановления леопардов на Кавказе проходит подготовку к жизни в природе несколько переднеазиатских леопардов. Планируемое время их выпуска в естественную среду — середина лета. В конце апреля с участием научных сотрудников Российской академии наук будет проведена оценка готовности и принято окончательное решение о возможности выпуска животных на волю. В качестве возможных мест эксперты рассматривают Кавказский заповедник в Краснодарском крае и Северную Осетию — Аланию.

Программа восстановления леопарда на Кавказе разработана в 2005 году и предусматривает формирование в неволе группы размножающихся животных, разведение и последующую реинтродукцию молодых особей леопарда в природу.

С воздуха виднее

В ходе зимнего авиаучета ученые Кавказского заповедника насчитали рекордное количество зубров. По сравнению с ежегодными наблюдениями за зимовками этих животных, которые ведутся с 1998 года, в этом году на склонах хребтов обнаружили самые многочисленные группировки копытных.

В ходе авиаучета зубров, зимующих на горных лугах Кавказского заповедника, было обследовано три основных района обитания животных: гора Армовка и хребет Скирда, массив Бамбаки и Бурьянистый хребет. Также исследовались места, где зубры на лугах появляются в небольших количествах либо эпизодически и где зимующие зубры были замечены совсем недавно. Всего провели учет 23 групп животных общей численностью 413 особей.

В целом авиаучет подтвердил знания о зимовке зубров на горных лугах, полученные в предыдущие годы. Зубры из года в год занимают одни и те же определенные участки горных хребтов, корректируя их использование в зависимости от оперативной снеговой обстановки. Это говорит о традиционности этого явления, о стабильности и благополучии популяции.

В то же время зубры продолжают находить новые места для зимовки, порой неожиданные. Пионеры в освоении новых зимовок — самцы, и если место найдено подходящее, то на следующий год здесь уже зимует достаточно большое смешанное стадо.

Учет зубров в Кавказском заповеднике проводится два раза в год. Летом для сбора информации в глубь заповедника отправляются группы научных сотрудников и волонтеров. Зимой труднодоступные участки посетить невозможно, поэтому учет копытных, за исключением некоторых мест, проводится только с воздуха.

Темпы не радуют

Ученые Университета Бангора, Саутгемптонского университета и Школы восточных и африканских исследований в Великобритании выяснили, что крупные природные экосистемы, такие как тропические леса и коралловые рифы, разрушаются значительно быстрее, чем предполагалось ранее. Леса Амазонки могут исчезнуть всего за 49 лет, а коралловые рифы Карибского бассейна — всего за пятнадцать.

Исследователи изучили данные о зафиксированных изменениях в сорока водных и наземных природных средах. Оказалось, что, хотя катастрофический коллапс в крупных экосистемах длился дольше, скорость разрушения в них значительно выше, чем в небольших экосистемах.

Эти результаты объясняются тем, что крупные среды состоят из большого количества подсистем, образованных видами и местами их обитания. Эта модульность изначально обеспечивает устойчивость к стрессу, однако после прохождения критического порога она же становится причиной ускоренного коллапса.

Таким образом, экосистемы, которые существовали тысячи лет, могут разрушиться менее чем за пятьдесят лет. Разрушительный эффект от изменения условий среды выражается, например, в лесных пожарах, которые будут чаще возникать на фоне глобальных изменений климата.

Неожиданный вывод

Британские исследователи выяснили, что шины автомобилей более вредны для экологии по сравнению с выхлопными газами. Они пришли к выводу, что при эксплуатации колеса автомобиля представляют бóльшую угрозу окружающей среде, чем двигатели внутреннего сгорания. Автомобильная резина выделяет в тысячу с лишним раз больше вредных веществ по сравнению с дымом, выходящим из глушителя.

Для исследований был использован популярный семейный хетчбэк, марку которого и модель ученые не раскрыли, но отметили, что двигатель автомобиля соответствовал самому высокому экологическому классу — шестому.

Во время поездок проводились измерения выбросов машины. Испытания показали, что автомобиль за один километр пути выделял 5,8 грамма вредных частиц, что в 1289 раз превышает количество выбросов современного двигателя: мотор выбрасывает в атмосферу 4,5 миллиграмма углекислого газа на километр.

Британские эксперты подчеркнули, что во время исследований в их распоряжении был полностью исправный автомобиль с идеально подогнанными новыми шинами. Кроме того, они предупредили, что в случае, если колеса будут разбалансированы, уровень вредных веществ в выбросах повысится в разы.

Специалисты предложили новый термин — «невыхлопные выбросы», который можно будет применять к электромобилям, которые в настоящее время считаются экологически чистыми, так как никто раньше не обращал внимания на вред от их покрышек.

Лев Толстой: «Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало, чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам,— и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь — не убивать живое!»

Артур Шопенгауэр: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».