Нести культуру в своем сердце

Современному театру необходимы артисты, обладающие свободой мышления, готовые к работе с самыми актуальными формами и жанрами. И особенно важно это для студентов — педагогов театрального отделения Краснодарского педагогического колледжа, обучением и подготовкой которых занимается Исмаил Точиев, преподаватель сценического движения и актерского мастерства высшей квалификационной категории, заведующий театральным отделением с двадцатилетним стажем работы, член Союза театральных деятелей России.

— Исмаил Бесланович, расскажите об успехах ваших студентов в театральных конкурсах на российском уровне. Какие были представлены постановки, чем обоснован выбор?

Мои студенты театрального отделения творчества (ТЕОТ) педколледжа и студии «ШОК» Кубанского государственного университета (КубГУ) давно принимают участие в конкурсах среди лучшей творческой молодежи города, края, страны.

Если говорить о самом известном конкурсе в Краснодарском крае, это «Студенческая весна». Благодаря ему ребята собираются и выясняют, кто из них в творчестве самый «крутой». В этом году свои знания, умения и навыки представляли две мои команды.

Теотовцы представили программу в двух номинациях: «Театр малых форм» и «Оригинальный жанр». В конкурсе чтецов мы заняли второе место в крае.

Студенты из театральной студии «ШОК» КубГУ в своей номинации не имели конкурентов: на сцене их было восемнадцать человек.

После участия в региональном этапе ребята с одиннадцатого по семнадцатое июня ребята продолжили творческие состязания в российском этапе, который проходил в Ставрополе.

Наша делегация привезла две награды. Первую — за сцену из одного из самых ярких и эмоциональных свидетельств о войне: стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом», за патриотическую тематику нам дали спецприз. Второе место мы взяли в оригинальном жанре — в номере со стулом, тягаясь с профессиональными циркачами и гимнастами, хотя наши ребята не специализируются в этом направлении.

Репертуар был выбран так, чтобы показать неизменную красоту классики, бережливого отношения к русской литературе. Мы не имеем права убить новомодными тенденциями глубину русской театральной школы, не разрешаем позволять себе и нашим воспитанникам унижать автора, обязательно учитываем тенденции и потребности времени для нашей страны. Хулиганство на сцене допускаем совсем чуть-чуть на наших капустниках.

Потребность говорить на сцене

— Что вы пытаетесь привить студентам, которые пришли к вам со школьной скамьи?

— Сегодня очень важная тенденции — любовь к Родине. Двадцать лет наблюдаю, что с каждым годом всё больше русскоязычных ребята не помнят о своих истоках, традицию и культуру.

Очень много проблем у нашей молодежи, включая клиповое мышление. Их внимания хватает на пятиминутные ролики в «Тик-токе», также им требуются гаджеты. В начале рабочего дня мы просим ребят сдавать телефоны, приучаем общаться вживую, читаем классику. После пар небольшой перерыв на обед, потом начинается репетиция. Как преподаватели, так и студенты практически живут в колледже, чтобы добиться результата. И он есть. По выпуску этого года могу сказать, что из двадцати трех студентов восемнадцать идут на красный диплом, хотя некоторые из них к нам пришли с низкими баллами аттестатов, были отпетыми хулиганами. Учеба здесь всех изменила. Начали мы с соблюдения правил, которым следуют все! Кроме учебы парни должны помогать, защищать слабых. Девушкам нельзя красить волосы, ногти, делать макияж, кардинально менять прическу. Нужна натуральность. Все наши девчонки — красавицы. Когда они выступают, ценители искусства говорят, что все как на подбор. За этим кроется много работы преподавателей, которые живут ради этого! Все они любят детей, вкладывают в них душу, силы, отдавая часть своей жизни для того, чтобы мы вырастили достойных людей, настоящих профессионалов. Интеллектуально и физически наши воспитанники развиты гораздо лучше студентов других специальностей. Они умеют себя вести, знают этику и эстетику поведения.

Мы их учим жизни. Невозможно вложить знания в человека, если он невоспитан. Невозможно быть педагогом, если ты не человек. Это и есть профессия!

Большой вклад мы вносим в культурную жизнь города: наши студенты принимают участие практически во всех мероприятиях края. Сотрудничаем с драмтеатром. В 2018 году я стал соавтором пьесы «Мартышка», посвященной 75-летию со дня освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. В массовых сценах спектакля принимают участие наши студенты.

«Кубанские новости»

— Среди людей бытует мнение, что актер не совсем мужская профессия. Что вы об этом думаете?

— Моя позиция такова, что актер абсолютно мужская профессия. А все убеждения в обратном — стереотипы. Рассмотрим несколько известных примеров, которые подтверждают, что в любой профессии могут быть разные люди, которые совмещают умения артиста и спортсмена: Брюс Ли, Жан-Клод Ван Дамм, Чак Норрис, Стивен Сигал… И многим спортсменам, знаю не понаслышке, помогают навыки, приобретенные в спорте. Я кандидат в мастера спорта по дзюдо. Продолжаю поддерживать форму, ведь сценическое движение в теории не объяснишь. Это важные детали, которые нельзя упустить. Здесь требуется огромная работа и детализация. Применяем всё: ударную технику, работу с ножом, пистолетом, акробатику, жонглирование… Эти навыки позволяют разбираться, как работает мышечная ткань, центр опоры, оценивать возможности ученика, его способности. Именно этого, на мой взгляд, не хватает другим преподавателям, которые работают с детьми, зная это только в теории.

Я вырос в Ингушетии, где мужчины воспитываются строго и должны уметь делать всё, в том числе постоять за свою семью, если потребуется. У нас жесткие нравы и вокруг дикая природа.

Я уверен, что понятие «мужчина» зависит не от национальности, а от внутренних качеств человека, и представители сильного пола должны вести себя достойно вне зависимости от национальности, места жительства или политических предпочтений. И помнить о чести и достоинстве, любви к Родине в любой жизненной ситуации!

Судьбоносное решение

— Как семья отнеслась к выбору вашей профессии?

— Я из семьи, в которой росло семеро детей. У меня был старший брат, который на момент моего поступления служил в армии, и еще трое младших братьев и сестер. Отец умер, когда мне было четырнадцать лет. Моя мать, мудрая женщина, поддержала мой выбор, хотя и боялась отпускать меня в незнакомый город. Она понимала, что решение я должен принять сам, чтобы заниматься любимым делом. Для нее я был и остаюсь помощником и поддержкой. Когда мать была на работе, помогал растить своих сестер. Это в жизни мне дало понимание психологии, навыки общения с младшими, умение протягивать руку помощи и терпение доводить начатое дело до конца! У нас дружная семья, которая чтит традиции, помогает друг другу, и расстояние для этого не помеха.

— Исмаил Бесланович, как вы попали в театрально-студенческий мир?

— В год моего окончания школы в Ингушетии набирали студентов для Краснодарского государственного университета культуры (нынешний Краснодарский государственный институт культуры). Я занимался спортом и был далек от театра. В тот момент, когда шли прослушивания, я прошел мимо, следуя на тренировку, но два моих товарища, с которыми рос бок о бок, ради того, чтобы повеселиться, остались на мероприятии, им предложили показать, что они умеют. Ребята сыграли на гитаре, станцевали лезгинку и, обладая природной харизмой, понравились экзаменаторам и были зачислены в вуз. Таким образом я остался одиноким. Чтобы узнать, как у них дела, ходил на переговорный пункт, звонил им, узнавал, как дела. А осенью выяснилось, что там недобор, и мне предложили попробовать свои силы. Посоветовался с матерью — она поддержала. Взял аттестат и уехал в Краснодар. Так начался новый этап жизни. Старательно учился, жил в общаге. С соседями по комнате скидывались на макароны. Коронным блюдом были макароны по-флотски. Жил на повышенную стипендию, и была еще добавка от главы Республики Ингушетии в рамках программы поддержки талантов в области культуры, которую стараются сохранять до сих пор.

После окончания вуза вернулся домой. Министерство культуры Республики Ингушетии начало готовить меня к поступлению на режиссерское отделение московского вуза. В то время мне позвонили из Краснодара и предложили преподавать в Университете культуры и педколледже сценическое искусство.

Недолго думая, вернулся. Здесь, в педколледже, только зарождался театральный факультет, очень интересно было стоять у его истоков. В 2004 году основала театральное отделение Инна Николаевна Головко, кандидат педагогических наук, преподаватель театральных дисциплин, она и пригласила меня на работу. В 2019 году Инна Николаевна, уходя на пенсию, оставила меня своим преемником. С тех пор я стал хранителем «души» всего отделения и чувствую, что «ответе за тех, кого приручил»!

— Кто привил вам любовь именно к русскому театру?

— Мне очень повезло: моим мастером стал выдающийся деятель российского театрального искусства — профессор Аскер Хусинович Курашинов, жизнь которого, к сожалению, оборвалась в 2014 году. Он, услышав мой русский, сказал, что я профнепригоден. Имея целеустремленный характер, я много работал, чтобы убрать акцент и проблемы с дикцией. В первый же год справился с поставленной задачей. И кстати, сценическая речь до сих пор остается моей любимой дисциплиной. Вспоминаю о нем с теплотой, продолжаю, как его ученик, следовать таким важным человеческим понятиям, как быть порядочным, сохранять чувство локтя. Он был хорошим другом и вместе с тем жестким педагогом.

— Для театральной сцены яркие костюмы и хорошие декорации — картина привычная. Ваши студенты работают с минимальными декорациями — почему?

Нас поддерживает директор колледжа — Оксана Валерьевна Решетняк, которая, исходя из реальных условий, создала для нашего факультета сцену и зрительный зал на базе учебного заведения, где мы выступаем и куда приглашаем гостей из других учебных заведений. Но у колледжа нет специального финансирования для создания декораций, поэтому мы создаем их своими руками.

В этом есть и свои бесспорные плюсы: это тоже нужный и незаменимый для студентов опыт. В процессе часто выясняется, что, казалось бы, взрослые парни не знают элементарных вещей, которым мы, преподаватели, по-родительски учим! Был запоминающийся для меня случай, когда для постановок по Чехову, Островскому месте с ребятами готовили декорации. Из вешалки сделал фонарь, из картона вырезал светильник, и надо было заизолировать провода и прорепетировать сцену. Отошел на пару минут, студенту поручил это сделать. Парень сообщил, что всё сделал. Начинаем репетицию — выбивает свет. Начали разбираться в причинах — оказывается, он соединил неподходящие провода… Таких проблем возникает много, и мы учим ребят в первую очередь быть мужчинами и уметь делать всё своими руками.

И конечно, минимализм в декорациях позволяет сделать акцент на профессиональной игре актера на сцене. В этом случае видна большая работа, в которой нуждаются наши зрители.

— Исмаил Бесланович, на театральном факультете педколледжа учатся будущие организаторы досуга. Есть ли среди них ваши последователи, так же, как и вы, мечтающие организовать театр или стать профессиональным актером или педагогом?

— Да. Некоторые наши выпускники продолжили театральную карьеру, поступили в профильные ведущие вузы страны. Уже есть и те, кто покоряет своим талантом зрителей со сцен российских театров. Есть ученица, открывшая студию русского театра в Турции. Прошлый выпуск ТЕОТа разобрали краснодарские гимназии, школы искусств, детсады. Кто-то из ребят продолжил развиваться в педагогическом направлении, углубился в логопедию и дефектологию, за что мы спокойны: навыки игровой формы общения у них будут отличные.

Не все наши выпускники продолжают учиться или работать именно в этих направлениях. Выбирают и другие — и достойно в них показывают себя! Есть примеры, когда ребята идут в политику и там успешны и делают много полезного для людей. Так поступил наш выпускник Павел Попов, ставший депутатом городской Думы Краснодара. Он поддерживает с нами связь и в этом году был членом комиссии на экзаменах.

«Сердце не стучит, если нет души»

— Работа педагога — это призвание?

— Бесспорно! Мы, педагоги, выполняем много функций, которые не всегда выполняет семья. Восемьдесят процентов работы — воспитательный процесс, а двадцать — театральные дисциплины, к каждому студенту мы находим индивидуальный подход. Мы стараемся для того, чтобы не деградировало младшее поколение! У нас нет права закрыть на это глаза. Основа человеческого роста — это образование, культура. Сегодня у нас есть учителя, которые изменяют ситуацию в лучшую сторону.

Исмаил Бесланович посвятил сфере образования уже почти двадцать лет. Студенты педагогического колледжа отзываются о нем как о кураторе, наставнике и профессионале с большой буквы. О высоком мастерстве говорят и успехи студенческого театрального коллектива «ТЕОТ» в международных и всероссийских конкурсах. В центре внимания преподавателя патриотическое воспитание будущих педагогов, активное участие в краевых, городских и благотворительных мероприятиях для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и организованных совместно с благотворительной организацией «Дети-лучики».

Пресс-служба Министерства образования, науки и молодежной поли

СПРАВКА

«Российская студенческая весна» — единственный в России фестиваль студенческого творчества, который реализуется уже больше тридцати лет — с 1992 года. Ежегодно в проекте участвует более миллиона студентов из 89 субъектов нашей страны, которые представляют более 1200 образовательных организаций.

Номера победителей «Российской студенческой весны» от Краснодарского края стали самыми яркими номерами лауреатов и победителей «Студвесны на Кубани», а также представителей всех высших и профессиональных образовательных организаций края для награждения творчески активных вузов и колледжей региона. Данный проект входит в Программу поддержки и развития молодежного творчества «Российская студенческая весна» Российского союза молодежи.

«Студвесна на Кубани» — это 6482 участника со всего края, 11900 онлайн-зрителей, это 62 профессиональные образовательные организации, пятнадцать высших образовательных организаций, девять Гран-при, а также путевка на «Российскую студенческую весну», которая является единственной в России Программой поддержки и развития молодежного творчества и реализуется на территории Российской Федерации с 1992 года.

СПРАВКА

Краснодарский педагогический колледж — учреждение, которое объединило старейшие педагогические заведения города: Краснодарское педагогическое училище №1, образованное в 1937 году, Краснодарское музыкально-педагогическое училище, созданное в 1947 году, и Краснодарское педагогическое училище №3, открытое в 1984 году (в 2006 и 2010 году произошло объединение учреждений). Первый набор студентов состоялся в 1937 году, всего поступило семьдесят студентов. Не успев окончить училище, первые выпускники в годы Великой Отечественной войны встали на защиту Родины. В тяжелый послевоенный период училище продолжало свою работу, несмотря на отсутствие учебного здания. Занятия проводились в помещениях других учреждений. За восьмидесятилетнюю историю учреждения в его стенах было подготовлено более тридцати тысяч специалистов педагогического профиля, которые трудоустроены в системе образования и культуры города, края и страны.

В этом году театральный факультет педколледжа отмечает двадцатилетие создания.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Павел Попов, депутат городской Думы Краснодара:

— Исмаил Бесланович Точиев — руководитель театрального отделения в педагогическом колледже, талантливый и вдохновляющий лидер. Его страсть к театру, творческий подход и энергия помогают студентам раскрывать свой потенциал и достигать новых высот в искусстве. Благодаря его руководству театральное отделение становится местом, где рождаются и воплощаются самые смелые идеи, а студенты находят вдохновение для саморазвития и самовыражения.

Его талант и энергия не знают границ: он вдохновляет студентов на творчество и сам заряжается энергией от них. Его музыкальность, страсть к искусству и целеустремленность в преподавании делают его яркой личностью, способной вдохновлять окружающих на саморазвитие и достижение новых вершин.

Подготовила Марина ЛЬВОВА

Фотографии Константина СЕМЕНЦА