На планерке в последний понедельник сентября депутаты городской Думы Краснодара оценили реализацию «дорожной карты» контроля эксплуатации и парковки СИМ, а также обсудили меры профилактики вирусных заболеваний накануне сезона холодов.
Не СИМом единым
В столице Кубани найдется немало любителей электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, сигвеев, моноколес и прочих средств индивидуальной мобильности (СИМ). Часть горожан считает СИМ комфортным решением в условиях дорожных пробок. Однако другая часть краснодарцев, напротив, придерживается мнения, что они мешают пешеходам и автотранспорту и создают опасную обстановку во время движения. Показательно, что негативных оценок присутствия СИМ в зонах отдыха и на улицах со стороны горожан становится всё больше.
Вопросы, связанные с порядком эксплуатации и парковки средств индивидуальной мобильности, не раз поднимались на еженедельных совещаниях в городской Думе Краснодара. Речь об этом шла и на последней сентябрьской планерке. В этот раз краснодарские парламентарии оценили, как выполняются мероприятия в рамках «дорожной карты» организации контроля использования СИМ в городе.
— Многие краснодарцы жалуются, что из-за самокатчиков, которые ездят на большой скорости, стало страшно ходить по улицам. Кроме того, в городе еще можно увидеть «свалки» электросамокатов в самых неподходящих местах, хотя с парковками СИМ ответственным лицам более или менее удалось навести порядок. Не радует и статистика ДТП с участием средств индивидуальной мобильности. Нерешенных вопросов в этой области остается немало,— задавая тон обсуждению, сказала председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко.
О том, как сегодня обстоят дела с эксплуатацией СИМ и размещением пунктов проката электросамокатов на территории муниципалитета, парламентариям доложили представители ответственных структур администрации города.
Они напомнили, что в марте прошлого года внесены изменения в ПДД, согласно которым часть СИМ приравняли к транспортным средствам. Следовательно, ужесточились требования к их использованию. Теперь двигаться по тротуарам и велодорожкам вместе с пешеходами могут только СИМы легче 35 килограммов. Электросамокатам и другим СИМ весом больше 35 килограммов это запрещено.
Кроме того, на нескольких улицах с интенсивным движением, например на Ставропольской, Красной, Красноармейской, Тургенева, Селезнева, Тюляева, Космонавта Гагарина и Герцена, скорость таких транспортных средств ограничена до пятнадцати километров в час.
Что касается остальных СИМ, то для них введен режим ограничения или запрета движения на 27 участках в городе, в том числе в семи городских парках, среди которых «Солнечный остров», «Городской сад», «Старая Кубань», Чистяковская роща, имени 30-летия Победы, «Рождественский» и «Краснодар». Также установлен запрет на передвижения на электросамокатах и других СИМ по улице Зиповской, в районе спортивного комплекса «Стань чемпионом», по Александровскому бульвару и на участке улицы Красной — от Главной городской площади до кинотеатра «Аврора».

Нарушителям правил грозят административные штрафы, размер которых в ближайшее время увеличится. Госдумой России в первом чтении принят законопроект о штрафах за нарушения ПДД при эксплуатации СИМ. Он предусматривает штраф до тридцати тысяч рублей за вождение в нетрезвом виде и до пяти тысяч — за превышение скорости или перевозку детей на электросамокате. За езду по тротуару на самокатах весом больше 35 килограммов нарушители будут платить до трех с половиной тысяч рублей.
Как отметили депутаты, одними штрафами любителей двухколесного транспорта соблюдать правила не заставить. Нужна разъяснительная работа со всеми участниками дорожного движения, использующими СИМ.
— Такая работа ведется. Размещается социальная реклама, в школах и вузах проводятся тематические мероприятия, организованы школы вождения СИМ. Пропаганда соблюдения личной безопасности учащихся ведется через сайты школ, раздачу буклетов и памяток, а также в СМИ,— сообщил директор городского Департамента транспорта и дорожного хозяйства Андрей Белугин.
— Профилактическую работу с жителями города, касающуюся знания правил безопасной эксплуатации СИМ и повышения культуры вождения, нужно продолжать и усиливать,— подчеркнула председатель гордумы.
Что ты сделал для города
Не спрашивай, что город может сделать для тебя,— спроси, что ты можешь сделать для города и его жителей. По мнению Веры Галушко, эта фраза вполне могла бы стать руководством к действию для сотрудников кикшеринговых компаний, работающих в Краснодаре.
В городе на сегодняшний день таких компаний четыре: «ВУШ» и «МТС Юрент» с парком три тысячи самокатов, «Яндекс GО» — 1871 самокатов и «Самокат Шеринг» — 150 самокатов. Именно к прокатчикам у депутатов и было больше всего вопросов.
Слегка разрулить ситуацию с парковками СИМ прокатчикам удалось, но радикальных изменений не видно, считает депутат Михаил Самойленко. Для того чтобы совсем убрать «свалки» самокатов с городских улиц, нужны более жесткие методы.
Как отметил депутат Константин Семернин, брошенные самокаты мешают не только пешеходам и автомобилям, но и уборке улиц коммунальными службами, особенно зимой. Имеет смысл совсем убирать такой транспорт с улиц на это время.
По мнению депутата Алексея Волощука, фиксировать нарушения, допущенные самокатчиками, непросто по техническим причинам. Облегчить задачу могло бы присвоение средствам мобильности индивидуальных номеров. Подобная практика хорошо зарекомендовала себя, например в Москве.
Зампредседателя гордумы Евгений Лисицын обратил внимание на необходимость еще снизить максимально допустимую скорость движения СИМ, депутат Павел Носаленко поинтересовался, несут ли пользователи ответственность за брошенный самокат, а депутат Игорь Шибалкин — куда именно и каким способом можно сообщить о замеченном нарушении и почему большинство краснодарцев об этом ничего не знает.
Развитие шеринга должно идти по правилам, понятным всем, уверен депутат Владимир Вербицкий. Вместе с тем кикшеринговые компании не платят за размещение пунктов проката СИМ. Мнение коллеги поддержали депутаты Андрей Арендаренко и Роман Баранов, которые отметили, что прокатчики работают «на себя», без пользы для бюджета города, и не платят как налоги за пользование муниципальными территориями, так и дорожные сборы. Более того, штрафы, которые сами компании ввели для нарушителей правил, также идут в пользу прокатчиков.

— Кикшеринговые компании должны участвовать в жизни города, раз уж они ведут бизнес здесь. Свою работу каждый должен выполнять со всей ответственностью и с любовью к городу и его жителям. Вопросы, связанные с правилами эксплуатации и парковки СИМ в кубанской столице, останутся в центре внимания депутатов. Рекомендую коллегам усилить контроль в данной сфере в своих округах,— сказала Вера Галушко.
Скажи гриппу «нет»
Накануне сезона простуд депутаты обсудили меры профилактики заболеваемости вирусными инфекциями. О том, что сегодня делается для сохранения здоровья жителей кубанской столицы, краснодарским парламентариям рассказала начальник отдела по вопросам охраны здоровья городской администрации Светлана Харламова.
— Холода еще не наступили, но в Краснодаре уже отмечается рост респираторно-вирусных заболеваний. Ситуация может развернуться непредсказуемо. Чтобы неблагополучный с точки зрения простудных заболеваний сезон прошел без особых происшествий, медики прилагают максимум усилий,— сообщила Светлана Харламова.
Одним из самых эффективных и в то же время доступных способов защиты населения от вирусных инфекций остается вакцинация. Прививка снижает риск подхватить грипп или ОРВИ в три-четыре раза. В нынешнем году в Краснодаре прививочная кампания против гриппа стартовала во второй половине августа и продолжится до ноября.
Прививки могут сделать все желающие, как взрослые, так и дети. Детей защитят от сезонной хвори вакцины «Совигрипп» и «Ультрикс Квадри», взрослое население прививается вакцинами «Совигрипп», «Флю-М» и «Гриппол плюс».
Пройти вакцинацию жители города могут в поликлинике по месту жительства, а также в одной из выездных прививочных бригад. Мобильные прививочные кабинеты работают в будние дни с 09:00 до 18:00 по адресам: улица Красная, 122 (Главная городская площадь), улица Красная, 35 (сквер имени Жукова). По выходным прививочные бригады медиков работают с 09:00 до 17:00 на улице Трамвайной, 2 («Солнечный остров»), и Колхозной, 86 (Чистяковская роща).
Для снижения риска заболеваемости гриппом, респираторно-вирусными инфекциями и новой коронавирусной инфекцией (СОХО-19) в образовательных, социальных, транспортных, жилищно-коммунальных организациях, предприятиях торговли и общепита обеспечена возможность поддержания необходимого температурного режима. Также помещения оснащены устройствами обеззараживания воздуха, термометрами, дезинфекционными, средствами, средствами индивидуальной защиты органов дыхания.
— Информацию о мерах профилактики заболеваемости сезонными инфекциями в эпидсезоне 2024—2025 годов депутаты принимают к сведению и продолжат держать эту тему на контроле,— подвела итог Вера Галушко.
От первого лица
Людмила Головченко, председатель комитета по промышленности, транспорту и связи городской Думы Краснодара:
— Сегодня депутаты рассмотрели вопрос об эксплуатации электросамокатов на территории города в присутствии представителей четырех кикшеринговых компаний, работающих в Краснодаре. Они рассказали, как они контролируют эксплуатацию самокатов. В частности, компаниями установлены штрафы за нарушение правил, например за езду вдвоем или переезд по зебре.
Также в Краснодаре действуют федеральная и краевая и муниципальная «дорожные карты», предусматривающие ряд запретов и ограничений для пользователей СИМ и регулирующие нормативно-правовое поле в данной области. Кроме того, в Краснодаре работает постоянно действующая комиссия по вопросам эксплуатации СИМ.
И всё же остается масса нерешенных вопросов у горожан к прокатчикам. Депутаты приняли решение проанализировать эти вопросы и послушать представителей компаний на одном из еженедельных совещаний в конце года.
Рина КАРЕТИНА