До идеи использовать недостоверную и заведомо ложную информацию в качестве инструмента манипулирования сознанием человечество додумалось не сегодня. Информационная война, которую в настоящее время Запад ведет против России, стала логическим продолжением и обобщением опыта дезинформационных кампаний, во все времена сопровождавших военные операции. Причем фейки, по мнению экспертов, способны нанести противнику весьма существенный урон.
Приведем для примера известный исторический анекдот.
Собрались как-то вместе три великих полководца: Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Андреас фон Фельфен, руководивший крестоносцами в битве на Чудском озере. И решили они поделиться друг с другом опытом.
— Если бы у меня были танки, какими располагают современные армии, то я ни за что не проиграл бы сражение на берегах реки Политимет в Средней Азии,— начал беседу Александр Македонский.
— Если бы у моих рыцарей были подводные лодки, то Ледового побоища не случилось бы ни при каких обстоятельствах,— вступил в дискуссию Андреас фон Фельфен.
— А вот если бы в моем распоряжении были такие СМИ, как сейчас, никто так и не узнал бы, что я потерпел поражение при Ватерлоо,— добавил Наполеон.
Разумеется, со времен Александра Македонского и Наполеона идеологическое оружие стало в разы совершенней. Но меняются лишь технологии — установки остаются прежними. Подтверждение тому — рейтинг источников недостоверной информации о спецоперации Российской армии по освобождению Донбасса, составленный и опубликованный Общественной палатой Российской Федерации (ОПРФ).
Согласно исследованию лидерство по количеству фейков и вбросов вполне предсказуемо держат украинские боты. Именно они забросили в эфир самое большое количество недостоверных и даже откровенно постановочных материалов за прошедшую неделю. Совсем немного по количеству вбросов отстает от ботов лично президент Украины Зеленский. Замыкают тройку лучших фейкометов британские СМИ. А дальше эстафету у лидеров перенимают всевозможные американские пиар-агентства. Как отмечают общественники, разнится только количество обнародованных материалов, алгоритм их создания неизменен. Основная масса такого рода публикаций строится по схеме, когда одних людей выдают за других (свежий пример — постановочная «беседа» с актрисой в роли знаменитой бабушки Анны, которая вышла навстречу украинским солдатам с красным знаменем в руках), а события прошлых лет маскируют под информацию о современных (таких примеров — великое множество).
По мнению зампредседателя комиссии кубанской Общественной палаты по вопросам развития СМИ и общественной дипломатии социолога Геннадия Подлесного, информационная атака на историческую память россиян, продолжавшаяся десятилетиями, многократно усилилась на фоне спецоперации по освобождению Донбасса.
— Информационная война — закономерное явление в период каких-либо военных действий. Вспомним период Великой Отечественной войны. Тогда распространялись листовки с фотографиями сына Сталина, на которых говорилось, что Яков сам сдался в плен нацистам. Подобное мы наблюдаем и сейчас,— поясняет эксперт Общественной палаты региона.
Сбывается заветная мечта Наполеона из анекдота: заведомо ложную информацию о спецоперации сегодня распространяют девяносто процентов мировых СМИ. Причем речь в данном случае идет о вполне авторитетных и влиятельных СМИ, выходящих огромными тиражами. Именно большие тиражи и позволяют фейкам распространяться мгновенно и тем самым создавать иллюзию достоверности.
— Сегодня у людей остается не так много возможностей ознакомиться с альтернативной точкой зрения на происходящие события,— отмечает Геннадий Подлесный.
В такой ситуации эксперт рекомендует пользователям максимально осторожно изучать предлагаемый контент, стараться объективно и здраво оценивать информацию и делать соответствующие выводы. Также имеет смысл поискать в сети опровержения сообщений, содержащих недостоверные факты. К примеру, в телеграм-канале «Война с фейками», где публикуется контент экспертов рабочей группы Общественной палаты России по противодействию распространению недостоверной информации.
Екатерина КАРЕТИНА