Одно на всех «Воспоминание»

В Краснодарском «Одном театре» состоялась одна из самых ярких и впечатляющих по степени воздействия на эмоции зрителей премьер последнего времени. Спектакля «Воспоминание» поставлен по роману одного из самых читаемых немецких писателей XX века Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен».

Роман, опубликованный отдельной книгой в 1929 году, буквально взорвал немецкое общество. Настолько натуралистично, практически осязаемо в нем писатель рассказывал обо всех ужасах войны – Первой мировой, участником которой был он сам. «Я был воинствующим пацифистом», – говорил Эрих Мария Ремарк в ответ на обвинения в его адрес, в том числе со стороны Гитлера, набиравшего тогда популярность среди немцев.

Спектакль «Воспоминание», поставленный на сцене «Одного театра», – очень детально, эмоционально точно и предельно искренне воспроизводит литературный текст Ремарка.

Его режиссером, автором инсценировки, художником и исполнителем главной роли – Пауля Боймера, от имени которого ведется повествование, является выпускник Ярославского государственного театрального института Артем Акатов. В Краснодар он приехал, чтобы поставить спектакль, по приглашению актеров «Одного театра».

«Воспоминание» – заставляет всех, кто его смотрит, сопереживать боли героев, их утратам, которые неизбежны на любой войне.

В спектакле играют, вместе с Артемом Акатовым, Виталий Борисов (Мюллер), Арсений Фогелев (Альберт Кропп), Алексей Мосолов (Станислав Катчинский), Михаил Золотарев (Кеммерих), Юлия Блохина (она воплощает на сцене бесплотную девушку, которая грезится юным солдатам).

Помнить о войне, на которой никогда не был, – это значит, обладать генетической памятью. Это то, что передается на подсознательном уровне из поколения в поколение. Так, русские никогда не забудут о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, героизме тех, кто защищал свою землю, своих близких.

Но что есть война в целом? Зачем человечество ведет постоянные войны, с небольшими временными перерывами на перемирие?

И мы сегодня – очевидцы многочисленных гражданских войн, которые идут в странах Ближнего Востока, войн, что под благовидными предлогами развязываются сильными мира сего ради обогащения их концернов и корпораций. Сколько бы ни прошло времени – ничего не поменялось: на войне гибнут чаще всего юные, неискушенные, ни в чем не виноватые люди и их смерть не искупается ничем.

«Я молод – мне двадцать лет, но все, что я видел в жизни, – это отчаяние, смерть, страх и сплетение нелепейшего бездумного прозябания с безмерными муками. Я вижу, что кто-то натравливает один народ на другой и люди убивают друг друга, в безумном ослеплении покоряясь чужой воле, не ведая, что творят, не зная за собой вины, – говорит главный герой Пауль Боймер. – Я вижу, что лучшие умы человечества изобретают оружие, чтобы продлить этот кошмар, и находят слова, чтобы еще более утонченно оправдать его. И вместе со мной это видят все люди моего возраста, у нас и у них, во всем мире, это переживает все наше поколение». «Все, что мы знаем о жизни, – это смерть», – характеризует свое поколение 20-летних, которые так и остались навсегда на той Первой мировой войне, Пауль Боймер.

Это поколение назвали когда-то потерянным – многие из тех молодых парней, кто чудом остался в живых на Первой мировой войне, так и не оправились от пережитого на ней, чувствовали себя выброшенными из жизни современного им общества. Их мысли, эмоции, страхи, злость во многом сравни тому, что пережили наши ребята, служившие в свое время в Чечне и других горячих точках.

Актерам «Одного театра» удается предельно эмоционально передавать то, что переживает каждый человек, который в любую минуту может расстаться с жизнью. Это действительно потрясает, оглушает, заставляет переосмысливать многое.

Но спектакль «Воспоминание» – не только о бесчеловечности войны. Он еще и о человеческой дружбе, что становится только крепче в условиях смертельной опасности. Одни из самых трогательных сцен в спектакле – это те, где главный герой разговаривает со своими умирающими друзьями, которых он выносит с поля боя. И самая пронзительная, настолько, что хочется плакать, – когда на руках у Пауля Боймера умирает Катчинский.

Театральная постановка о войне требует особых выразительных средств. При всем минимализме декораций в «Воспоминании» – его создателям удается сказать своим спектаклем очень многое. Это удается при помощи музыки, света, слов, произносимых героями, и моментов тишины, которая оглушает порой сильней звуковой канонады.

Марина ВЛАДИМИРОВА