Выпуск №83 (4786)

Свежий выпуск

23 октября 2020

Почему мы выбираем «Жестокие игры»

 

В Краснодарском Молодежном театре состоялась премьера спектакля «Жестокие игры» по пьесе советского драматурга Алексея Арбузова. Истории, написанной в 1978 году о молодежи времен оттепели, его постановщики постарались придать современное звучание. «Жестокие игры» – это краснодарский дебют нового главного режиссера Молодежного театра Лины Занозиной, сменившей заснеженный Хабаровск на наш южный город.

Это действительно премьера, которую ждали с нетерпением, ведь по ней многие театралы определили, насколько новый худрук театра сработался с труппой, понял ее особенности, слабые и сильные стороны.

«Жестокие игры» – спектакль, адресованный 20-летним. И для рассказа о проблемах переходного возраста, когда человек определяется с ценностями, которым будет следовать, выбран ТЮЗовский стиль. Ведь считается, что с молодежью нужно разговаривать именно на ее языке. Но насколько близко то, что хотел донести до зрителей Алексей Арбузов в свое время, сегодняшнему поколению юношей и девушек? В 70-80-е годы прошлого века многие молодые люди был романтиками – бросали институты (как Кай, которого играет актер Алексей Замко), когда их максимализм брал верх над практичностью, ценили дружбу (как троица главных героев «Жестоких игр»); могли себе позволить длительный поиск смысла жизни. Сейчас все – по-другому, и это время сделало молодежь сплошь прагматиками. И таких людей, как Мишка (актеры Алексей Алексеев, Александр Киселев) и Машка (Светлана Кухарь, Наталья Денисова) днем с огнем не сыщешь. А ведь именно они могут дать младшему поколению самые наглядные уроки: что важней всего в жизни, как отличить главное от неглавного и где находить силы, когда все в жизни идет не так, как тебе мечтается.

Друзей Кая в спектакле играют молодые актеры Александр Теханович (Терентий) и Никита Петров (Никита). Конечно, им еще во многом нужно дотягиваться до своих старших коллег. Но у них есть экспрессия и присущий начинающим свою творческую карьеру оптимизм, которые не могут ни почувствовать зрители.

Образ Ловейко – человека, вносящего определенное разногласие в отношения Мишки и Машки, создают Иван Чиров, Андрей Новопашин. Это такой персонаж, который выступает своего рода катализатором отношений.

Совсем иной образ Девушки (его воплощают Анна Нежута, Евгения Стрельцова), помогающей Каю определить ориентиры в собственной жизни.

Спектакль – и о конфликте поколений тоже. И в этом отношении, эта история, конечно, не устарела. Как бы ни менялись реалии, в которых живут люди, у отцов и детей всегда случаются разногласия. Мать Кая вышла замуж за успешного Олега Павловича (актеры Илья Сердюков и Станислав Слободянюк) и в какой-то степени предала сына. Пьянство отца Терентия – Константинова (актеры Анатолий Дробязко и заслуженный артист России Дмитрий Морщаков) – стало причиной гибели матери парня. Родители Нельки (актрисы Анастасия Ситникова, Ульяна Запольских) не поддержали дочь, когда ей было трудней всего, и она сбегает из дома…

И по-арбузовски выходит, что причиной жестоких игр, в которые играют дети, чаще всего бывают именно родители…

Что смутило в спектакле, так это сознательное сужение пространства и без того небольшой сцены Молодежного театра. Как будто все действующие лица «Жестоких игр» могли затеряться, если бы их жизнь на подмостках протекала не на огражденном тремя стенами пятачке, а в открытой сценической вселенной. В программе спектакля не сказано, кто автор музыки, которая звучит в качестве «склейки» между сценами, но ее намеренное однообразие привносит некий эмоциональный диссонанс в восприятие увиденного.

Спектакль (пьеса) заставляет о многом подумать, а это само по себе уже хорошо. И лейтмотивом этой постановки могут служить слова Мишки, которые он говорит Машке: «А жизнь внимательности требует. Отчета, так скажем».

Марина АРИНИНА

Фото Елены ТАРАСОВОЙ

Здесь может быть ваша реклама
Оставьте заявку и наши менеджеры свяжутся с вами
Или вы можете посмотреть наше предложение