Подайте автобусы со всеми удобствами

Подайте автобусы со всеми удобствами

За два года общественный транспорт Краснодарского края необходимо обновить более чем наполовину, чтобы выполнить поручение президента России.

Краснодарский край по количеству маршрутов общественного транспорта занимает первое место в стране. Однако по темпам обновления автопарка нашему региону далеко до лидирующих позиций. Поискам причин такого положения дел и, главное, решений было посвящено расширенное заседание рабочей группы комитета ЗСК по вопросам топливно-энергетического комплекса, транспорта и дорожного хозяйства, организованное по инициативе спикера кубанского парламента Юрия Бурлачко.

Ключевой элемент

В обсуждении проблемы приняли участие депутаты ЗСК, представители региональных министерств, администрации Краснодара, руководство Ассоциации РОР СРО «Союз транспортников Кубани» (СТК), директора крупнейших компаний-перевозчиков. Вел совещание председатель комитета ЗСК по вопросам ТЭК, транспорта и дорожного хозяйства Владимир Чепель.

— Общественный транспорт — ключевой элемент инфраструктуры любого города, а его доступность и комфорт являются важными показателями качества жизни людей. И если по строительству жилья Кубань находится в лидерах по России, то по качеству транспортного обслуживания ситуацию необходимо исправлять. Как будем выполнять поручение президента России, ориентирующее нас на стопроцентное обновление подвижного состава пассажирского транспорта к 2024 году? — задал тон острому разговору Владимир Чепель и передал слово президенту Союза транспортников Кубани Ивану Петрову, так как именно письмо ассоциации СТК стало основанием для этого заседания.

Требуется обновление

В частности, члены ассоциации, а это свыше 120 транспортных предприятий, просят региональный парламент об инициировании целевой государственной программы, направленной на обновление подвижного состава. Суть в том, что коммерческие перевозчики столкнулись с проблемой огромного износа автопарка, а модернизировать его за собственные средства не в силах.

По официальным данным, более семидесяти процентов пассажирских перевозок приходится на автобусы. На муниципальных городских и пригородных маршрутах ежедневно работают 4883 автобуса, из них 4120 (84,4 процента) принадлежат коммерческим перевозчикам и лишь 763 автобуса находятся в муниципальной и государственной собственности. При этом половина автобусов, которые каждый день возят пассажиров, имеют весьма почтенный возраст: от девяти до одиннадцати лет.

— Ежегодное обновление парка на территории региона составляет порядка пяти процентов при нормативе пятнадцать — двадцать в год. Обновление подвижного состава происходит только в городских агломерациях: Краснодаре, Сочи, Туапсе и Новороссийске. Техника в рамках участия в различных программах обновления подвижного состава, которыми предусматривается софинансирование за счет средств местных бюджетов, соответственно приобреталась для муниципальных предприятий,— сказал Иван Петров. — Отмечу, что в Краснодарском крае обновление пассажирского состава производилось коммерческими перевозчиками исключительно за счет собственных финансовых средств (кредиты, лизинг). Но на сегодняшний день требуется замена порядка семидесяти процентов автобусов малого и среднего класса — как по сроку службы, так и по требованиям безопасной перевозки пассажиров.

Если рассматривать по существу все предлагаемые на уровне правительства программы по обновлению подвижного состава, да еще и с учетом требований к претендентам на получение лизинга ПАО «Государственная транспортная лизинговая компания» либо ВЭБ, то ни одно среднее, а тем более малое предприятие-перевозчик в этой программе участвовать не сможет из-за недостаточного уровня оборотных средств.

Иван Петров также обратил внимание на эффективность использования бюджетных средств. В частности, благодаря ранее действующей подпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» на улицы Краснодара вышло более двухсот новых автобусов средней и малой вместимости, приобретенных в рамках софинансирования со стороны государства и перевозчиков. На данный момент у коммерческих перевозчиков более девяноста процентов подвижного состава, приобретенного в рамках федеральной программы, находится в исправном состоянии и работает на линии, в отличие от транспортных средств, переданных муниципальным предприятиям после сочинской Олимпиады и чемпионата мира по футболу, несмотря на то что эти автобусы более технически пригодны, имеют повышенную комфортность и их стоимость гораздо выше автобусов, которые эксплуатируются частными перевозчиками.

Кроме того, важно соблюдать другое важное требование, предъявляемое к транспортным средствам общего пользования: доступность для людей с ограниченными физическими возможностями, для чего необходимы специальные приспособления. А стоимость таких автобусов составляет, в зависимости от пассажировместимости, от 4,5 до 10 млн рублей. Если учесть финансовое состояние, в котором сейчас находятся перевозчики, приобрести за свой счет автобусы практически невозможно.

По данным на сегодняшний день, первоочередная замена транспортных средств в регионе требуется более чем 600 автобусам среднего и малого класса. Приобретение субъектами малого и среднего предпринимательства стольких автобусов возможно исключительно на условиях софинансирования до 75 процентов расходов на приобретение за счет средств регионального бюджета.

В результате обновления тех же автобусов повысится транспортная доступность для населения и качество предоставления транспортных услуг, что будет способствовать росту транспортной подвижности. Также наметится тенденция к выравниванию уровня транспортного обеспечения городского и сельского населения Краснодарского края.

Раритеты из прошлого века

Ситуацию с муниципальными перевозчиками рассмотрели на примере ООО «Армавиравто». Директор предприятия Геворг Енгибарян доложил, что троллейбусный парк Армавира находится в сильно изношенном состоянии — не только подвижной состав, но и весь транспортный комплекс: подстанции, контактная сеть, здания и т. д.

— Парк действует с 1973 года, однако на протяжении почти полувека не проводились плановые ремонтные работы по восстановлению зданий, оборудования и подвижного состава. Для поддержания работоспособности и безопасности проводятся только экстренные аварийно-восстановительные работы. Контактная сеть на сегодняшний день изношена более чем на семьдесят процентов от общей ее протяженности. Средний эксплуатационный срок одного троллейбуса составляет четырнадцать лет, что почти в полтора раза превышает амортизационный,— сказал Геворг Енгибарян. — Для нашего города троллейбус является не только комфортным, экологически чистым, но и более дешевым и надежным транспортом.

Что касается причин такого положения, то они общеизвестны: несоответствие тарифов затратам на перевозку пассажиров, разорительные для отрасли тарифы на электроэнергию (7,2 рубля за кВт), выпадающие доходы за счет неполного возмещения бюджетами льгот на транспортные услуги, отсутствие порядка прохождения технического осмотра для горэлектротранспорта.

В Краснодаре ситуация с электротранспортом гораздо лучше, однако проблем тоже хватает. Как доложила замдиректора Департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Галина Шешина, за счет помощи бюджета края постепенно снимается проблема с трамваями. Но необходимо заменить и 150 троллейбусов, на что потребуется около четырех миллиардов рублей.

— По предстоящей транспортной реформе Краснодара могу сказать, что в этом году нам выделено 22,5 миллиона рублей на разработку документов планирования, которое предусматривает полное обследование маршрутной сети для выработки предложений по оптимизации, как, например, замена подвижного состава среднего класса на большой, расписание и так далее,— сказала Галина Шешина.

Маршрут движения есть

— Вопрос с электротранспортом является одним из приоритетов. Однако я не услышал мнения по автобусам,— четко держал курс Владимир Чепель. — Очевидно, что мы должны к 2024 году выполнить указ президента страны и для этого необходимо следующее: закупить транспортные средства соответствующего уровня с учетом доступности и экологичности; обеспечить четкое соблюдение расписания, а для этого необходимы выделенные полосы; ввести полную систему электронных билетов с льготами для местных граждан и по полной цене для приезжих. То есть маршрут движения есть. Теперь надо прийти к пониманию, как по нему двигаться.

Одним из способов поддержки коммерческих перевозчиков может стать включение их в госпрограмму Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». В этом случае за три года удастся заменить более 600 единиц автобусов разного класса, что даст возможность списать автобусы со сверхнормативными пробегами и средним сроком эксплуатации 10—15 лет. В результате обновления произойдет резкое снижение эксплуатационных затрат на техобслуживание, текущий ремонт и средний ремонт автобусов.

Поезжайте в глубинку

— Буквально на днях у меня состоялся разговор с главой Запорожского сельского поселения — это в Темрюкском районе, с жителями, и там люди в числе наиболее острых проблем называли транспортное обеспечение. Речь не идет о комфортности — проблема в отсутствии транспорта на сельских территориях. Там семь тысяч населения, семь населенных пунктов, много ветеранов и люди не могут выехать из своих поселков. О какой самой широкой маршрутной сети в стране идет разговор, если имеем такие ситуации? — обратилась к коллегам депутат ЗСК Ирина Конограева.

— В Краснодарском крае проживают более 445 тысяч инвалидов. На учете в соцзащите состоят 7,5 тысячи инвалидов-колясочников. Обновление транспортных средств должно вестись с учетом доступности для всех категорий граждан,— напомнила о необходимости предусмотреть при решении проблемы интересы всех жителей края замминистра труда и соцразвития края Ирина Добровольская.

Замминистра транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края Алексей Смаглюк доложил, что министерством была собрана информация из муниципалитетов региона о том, в каком объеме и какой транспорт нужен. Посчитали сумму затрат — она составила восемь миллиардов рублей. Это касается обновления только по тем заявкам, которые поступили из муниципалитетов,— на 1344 автобуса.

За дело — общими силами!

Вместе с тем даже такие колоссальные средства не смогут полностью выправить ситуацию. Поэтому по итогам рассмотрения вопроса была принята резолюция, согласно которой краевому Минтранспорта и дорожного хозяйства до 25 февраля этого года поручено определить меру поддержки транспортным предприятиям на обновление подвижного состава с финансовым обоснованием для включения данной меры в госпрограмму Краснодарского края, а региональному Минфину до конца марта предусмотреть в бюджете на этот год и плановый период 2023—2024 гг. средства на реализацию, притом в полном объеме.

Второй вопрос касался организации движения общественного транспорта, а именно открытия новых выделенных полос для автобусов и троллейбусов в краевой столице. Тема острая, требующая таких подходов, чтобы выделенные полосы предназначались исключительно для общественного транспорта. Например, как отметил глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта Сергей Костылев, в районе улиц 1 Мая, ул. Тюляева выделенки запружены припаркованными автомобилями, что сводит на нет преимущества общественного транспорта. По итогам обсуждения Департаменту транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара рекомендовано рассмотреть возможности обустройства выделенных полос отбойниками или иными средствами ограждения. Кроме того, к первому марта в краевом центре появятся еще две выделенные полосы: одна по улице Северной — от первого моста до Красной, вторая по улице Красной — от ТЦ «Галерея» до кинотеатра «Аврора».

Другая острая тема, стоявшая на повестке дня заседания,— нехватка газовых заправочных станций для общественного транспорта. Сегодня на более чем полуторамиллионный Краснодар их всего две. Это сильный сдерживающий фактор для использования транспорта на газомоторном топливе — только 25 процентов автобусов краевой столицы используют экологичное горючее.

Как рассказал собравшимся замначальника отдела нефтегазовой отрасли и трубопроводного транспорта краевого Министерства ТЭК и ЖКХ Александр Щербаков, до конца года на Кубани будет построена 21 АГЗС, две из которых — в Краснодаре: на ул. Бородинской и ул. Евдокии Сокол. Кроме того, определено еще четыре участка в Краснодаре, где в ближайшие два года появятся АГЗС.

Согласно резолюции, принятой по итогам заседания, на принятие решений у профильных министерств и департаментов два месяца. Уже в апреле после рассмотрения предложений по модернизации общественного транспорта станет понятно, как и когда удастся выполнить поручение президента России.

Елена НАЗАРОВА

Илья ПРИВАЛОВ