Сегодня ведущему актеру Краснодарского театра драмы, заслуженному артисту России Александру Каткову исполняется 65 лет.
Актерскую карьеру Александр Алексеевич начал, когда был еще студентом Хабаровского театрального училища. Впервые на профессиональную сцену — на подмостки местного театра драмы — вышел, едва ему исполнилось 15 лет. Всё его детствопрошло под знаком театра — хоть и слыл он хулиганом, всё свободное время проводил в театральных кружках. И вопрос «кем быть?» для него с четвертого класса уже имел один ответ: актером.
Судьба настоящего актера — служить театру. Дальний Восток, Сибирь, Урал — это всё вехи его творческой биографии. В 29 лет Александр Катков (тогда он был актером Красноярского театра драмы) был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Всегда, где бы ни служил, играл и играет центральные, главные роли в спектаклях. Он — всегдалидер. Ролей — разных, ярких, интересных, интригующих, которые невозможно забыть зрителю,— сыграно им много. Но особенной считает одну роль — Веселого в спектакле «Орфей» (По Л. Жуховицкому). Александр Катков нашел такое неординарное решение длясвоего героя, что режиссер А. И. Попов не смог отказаться от сцены с Веселым. Эпизод с этим персонажем придавал спектаклю совершенно иное, более глубокое звучание. А театральные критики в Ленинграде (когда театр были на гастролях в Северной столице) высказались следующим образом: спектакль имеет право на существование только потому, что в нем есть сцена с Веселым.
Вообще, Александр Катков очень долго работал с одним режиссером — народным артистом России Александром Иосифовичем Поповым. «Мы были с ним одной крови»,—утверждает юбиляр. Переходил в другой театр Александр Попов — обязательно звал с собой Александра Каткова. Так было и со Свердловским академическим театром драмы. Но внутри творческого коллектива произошел конфликт: труппа не приняла режиссера, но как к своему отнеслась к Александру Каткову. Александр Попов, болезненно воспринимаято, что происходило в театре, не выдержал — ушел. И Александр Катков на ближайшем партбюро (а это еще было время, когда все важные, и творческие в том числе, вопросы решались на этом уровне) сказал как отрезал, что в труппе, которая не поняла талантливого человека и сделала всё, чтобы он не смог работать, он оставаться не видит смысла. Это был 1989 год. У него были по крайней мере шесть главных ролей в театре, приглашение сняться в двух фильмах на Свердловской киностудии, но он всё оставил, следуя своим принципам. Предложений о новой работе было несколько — выбрал Краснодарский театр драмы. И здесь служит уже более четверти века.
Служит по-честному, отдавая всего себя театру, отношениям с партнерами по сцене. Над каждой своей ролью работает и вдумчиво, и с куражом одновременно. Александр Катков признается, что любит хулиганить на сцене.
Без куража, работы над ролью на эмоциональном подъеме ничего не получается,—говорит он.
И в Краснодарском театре драмы у него много центральных ролей: Пилат в«Евангелии от Воланда», Емельян Пугачев в «Капитанской дочке», Барон, Дон Гуан и Сальери в «Маленьких трагедиях», господин Журден в «Мещанине во дворянстве» и многие другие. Особое место в творческой судьбе Александр Алексеевича Каткова занимают его режиссерские работы. Один из прежних художественных руководителейтеатра драмы — Рудольф Кушнарев предложил А. А. Каткову поставить «Пизанскую башню» (по пьесе Надежды Птушкиной). Этот драматургический материал Александру Алексеевичу очень не понравился, пришлось основательно с ним поработать, чтобы получился спектакль, который смог бы увлечь зрителей. «Пизанская башня» — это дуэт актера (Александра Каткова) и актрисы (первоначально — заслуженной артистки России Веры Великановой, потом — заслуженной артистки России Анны Романниковой). Спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины, который (премьера состоялась в 2000 году) шел сначала в небольшом помещении для тридцати зрителей и только затем был перенесен на малую сцену театра. А вот с постановкой другого спектакля — по пьесе Уильяма Гибсона — «Двое на качелях» всё было по-другому. Александр Катков вспоминает, что сам искал материал для новой постановки — случайно в театральной библиотеке ему попались в руки разрозненные страницы пьесы американского классика, чтение которой сразу же захватило его. Это был хороший литературный материал. И снова роль в этой пьесе он предложил Вере Великановой. Спектакль «Двое на качелях»(премьера 2004 года) — это режиссерская удача Александра Каткова.
В своем творчестве он придерживается традиций — законов, по которым много столетий живет театр, системы К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко,дополняемой многими российскими режиссерами.
— Если отклониться в сторону, уйти от исполнения этих законов на сцене, то ничего не получится, всё будет разваливаться,— считает А. А. Катков.
Хотя Александр Алексеевич уже пятьдесят лет служит театру, многое в нем продолжает его удивлять: почему зрители в том или ином случае реагируют именно так, а не по-другому на игру актеров, как каждый раз по-новому выстраивается роль — всё,вплоть до того, что из ничего может получиться что-то.
У Александра Каткова есть свой рецепт достижения счастья: нужно «успокоить сердце, упростить помыслы, научиться вглядываться в глубину неокрашенного холста». И последняя составляющая этой фразы непосредственно касается актерской профессии,ведь каждый раз работа над новой ролью, говорит Александр Алексеевич, начинается с чистого листа. С осмысления пьесы, роли — с того, что ты «начинаешь вглядываться в новый драматургический материал».
Свой юбилей Александр Алексеевич праздновать не будет: проблемы со здоровьем. Но, несмотря ни на что, его мысли заняты театром.
— Мне очень важно, каким будет наш Театр драмы, какое будущее его ждет. Мне очень хочется, чтобы всё менялось только к лучшему, чтобы зритель, приходя в театр, недумал о том, что напрасно сюда пришел,— подчеркивает он.
Уважаемый Александр Алексеевич, поздравляем Вас с юбилеем. Желаемпрежде всего здоровья, долголетия, творческих успехов!
Марина ВЛАДИМИРОВА