Полвека, отданных театру

 

Сегодня ведущему актеру Краснодарского театра драмы, заслуженному артисту России Александру Каткову исполняется 65 лет.

Актерскую карьеру Александр Алексеевич начал, когда был еще студентом Хабаровского театрального училища. Впервые на профессиональную сцену  на подмостки местного театра драмы  вышел, едва ему исполнилось 15 лет. Всё его детствопрошло под знаком театра  хоть и слыл он хулиганом, всё свободное время проводил в театральных кружкахИ вопрос «кем быть для него с четвертого класса уже имел один ответ: актером.

Судьба настоящего актера  служить театру. Дальний Восток, Сибирь, Урал  это всё вехи его творческой биографии. В 29 лет Александр Катков (тогда он был актером Красноярского театра драмы) был удостоен звания заслуженного артиста РСФСР. Всегда, где бы ни служил, играл и играет центральные, главные роли в спектаклях. Он  всегдалидер. Ролей  разных, ярких, интересных, интригующих, которые невозможно забыть зрителю, сыграно им много. Но особенной считает одну роль  Веселого в спектакле «Орфей» (По Л. Жуховицкому). Александр Катков нашел такое неординарное решение длясвоего героя, что режиссер А. И. Попов не смог отказаться от сцены с Веселым. Эпизод с этим персонажем придавал спектаклю совершенно иное, более глубокое звучание. А театральные критики в Ленинграде (когда театр были на гастролях в Северной столице) высказались следующим образом: спектакль имеет право на существование только потому, что в нем есть сцена с Веселым.

Вообще, Александр Катков очень долго работал с одним режиссером — народным артистом России Александром Иосифовичем Поповым. «Мы были с ним одной крови»,утверждает юбиляр. Переходил в другой театр Александр Попов  обязательно звал с собой Александра Каткова. Так было и со Свердловским академическим театром драмы. Но внутри творческого коллектива произошел конфликт: труппа не приняла режиссера, но как к своему отнеслась к Александру Каткову. Александр Попов, болезненно воспринимаято, что происходило в театре, не выдержал  ушел. И Александр Катков на ближайшем партбюро (а это еще было время, когда все важные, и творческие в том числе, вопросы решались на этом уровне) сказал как отрезал, что в труппе, которая не поняла талантливого человека и сделала всё, чтобы он не смог работать, он оставаться не видит смысла. Это был 1989 год. У него были по крайней мере шесть главных ролей в театре, приглашение сняться в двух фильмах на Свердловской киностудии, но он всё оставил, следуя своим принципам. Предложений о новой работе было несколько  выбрал Краснодарский театр драмы. И здесь служит уже более четверти века.

Служит по-честному, отдавая всего себя театру, отношениям с партнерами по сцене. Над каждой своей ролью работает и вдумчиво, и с куражом одновременно. Александр Катков признается, что любит хулиганить на сцене.

Без куража, работы над ролью на эмоциональном подъеме ничего не получается,—говорит он. 

И в Краснодарском театре драмы у него много центральных ролей: Пилат в«Евангелии от Воланда», Емельян Пугачев в «Капитанской дочке», Барон, Дон Гуан и Сальери в «Маленьких трагедиях», господин Журден в «Мещанине во дворянстве» и многие другие. Особое место в творческой судьбе Александр Алексеевича Каткова занимают его режиссерские работы. Один из прежних художественных руководителейтеатра драмы — Рудольф Кушнарев предложил А. А. Каткову поставить «Пизанскую башню» (по пьесе Надежды Птушкиной). Этот драматургический материал Александру Алексеевичу очень не понравился, пришлось основательно с ним поработать, чтобы получился спектакль, который смог бы увлечь зрителей. «Пизанская башня»  это дуэт актера (Александра Каткова) и актрисы (первоначально  заслуженной артистки России Веры Великановой, потом  заслуженной артистки России Анны Романниковой). Спектакль о взаимоотношениях мужчины и женщины, который (премьера состоялась в 2000 году) шел сначала в небольшом помещении для тридцати зрителей и только затем был перенесен на малую сцену театра. А вот с постановкой другого спектакля — по пьесе Уильяма Гибсона  «Двое на качелях» всё было по-другому. Александр Катков вспоминает, что сам искал материал для новой постановки  случайно в театральной библиотеке ему попались в руки разрозненные страницы пьесы американского классика, чтение которой сразу же захватило его. Это был хороший литературный материал. И снова роль в этой пьесе он предложил Вере Великановой. Спектакль «Двое на качелях»(премьера 2004 года)  это режиссерская удача Александра Каткова.

В своем творчестве он придерживается традиций  законов, по которым много столетий живет театр, системы К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко,дополняемой многими российскими режиссерами.

— Если отклониться в сторону, уйти от исполнения этих законов на сцене, то ничего не получится, всё будет разваливаться,— считает А. А. Катков.

Хотя Александр Алексеевич уже пятьдесят лет служит театру, многое в нем продолжает его удивлять: почему зрители в том или ином случае реагируют именно так, а не по-другому на игру актеров, как каждый раз по-новому выстраивается роль — всё,вплоть до того, что из ничего может получиться что-то.

У Александра Каткова есть свой рецепт достижения счастья: нужно «успокоить сердце, упростить помыслы, научиться вглядываться в глубину неокрашенного холста». И последняя составляющая этой фразы непосредственно касается актерской профессии,ведь каждый раз работа над новой ролью, говорит Александр Алексеевич, начинается с чистого листа. С осмысления пьесы, роли  с того, что ты «начинаешь вглядываться в новый драматургический материал».

Свой юбилей Александр Алексеевич праздновать не будет: проблемы со здоровьем. Но, несмотря ни на что, его мысли заняты театром.

 Мне очень важно, каким будет наш Театр драмы, какое будущее его ждет. Мне очень хочется, чтобы всё менялось только к лучшему, чтобы зритель, приходя в театр, недумал о том, что напрасно сюда пришел,— подчеркивает он.

Уважаемый Александр Алексеевич, поздравляем Вас с юбилеем. Желаемпрежде всего здоровья, долголетия, творческих успехов!

Марина ВЛАДИМИРОВА