Этот вид спорта позволяет ощутить настоящую свободу, сбежать от повседневной суеты и наслаждаться красотой природы, ведь заниматься им придется на море, озере, водохранилище. Он имеет богатые традиции и историю, считается безопасным и самым экологичным. Рассказываем, почему стоит заниматься парусным спортом.
Гонки под парусом
Парусный спорт (яхтинг, или сейлинг) — вид состязаний, суть которых преодолеть дистанцию по воде при помощи парусного снаряжения. Первые яхты появились в конце XV века, уже во второй половине XVII столетия обладатели таких судов начали ходить под парусом ради спортивного интереса. Было это в Нидерландах, оттуда гонки распространились по всему миру.
Парусный спорт попал в программу Олимпиады в 1900 году в Париже. Этот вид состязаний не участвовал в Играх всего один раз — в 1904 году в Сент-Луисе. В 1960 году был согласован и введен в действие универсальный свод правил гонок парусников, который с некоторыми изменениями действует до сих пор.
Соревнование по парусному спорту представляют собой гонку, либо состоят из серии гонок (регата). Яхта, которая быстрее других пройдет установленную дистанцию, считается победителем. Старт яхтам дается всем одновременно. Стартовая группа формируется из яхт с близкими гоночными характеристиками (либо одного класса).
Классы яхт
Швертботы
Самые маленькие яхты с плоским дном, у которых есть особая подвижная деталь под водой — шверт. Она напоминает плавник, он контролирует движение судна и предотвращает смещение с курса из-за ветра. Шверт может быть один или два. В последнем случае они могут быть расположены один за другим (тандем) или по обе стороны от середины судна. Швертботы не так стабильны — они могут крениться на 60-70 градусов относительно горизонта. Чтобы сопротивляться крену, швертботы делают широкими. Некоторые модели оснащены специальными сиденьями для экипажа, которые можно перемещать по судну. Это помогает лучше распределить вес и добавить яхте стабильности.
Килевые яхты
У этого класса лодок днище корпуса переходит в глубокий плавник для лучшего сопротивления воде. Ради дополнительной устойчивости к нему иногда прикрепляют балластный киль или фальшкиль — чугунный или свинцовый груз. Килевые яхты хорошо подходят для передвижения по глубоким морям и озерам, под сильным ветром и волнами. У этого класса очень высокая остойчивость.
Крейсерские яхты
Эти лодки хорошо подходят к длительному морскому путешествию. Их главное отличие — в оснащении: более прочный и надежный корпус, подходящее навигационное оборудование и связь. Такие судна обладают хорошей грузоподъемность. Чаще крейсерские яхты являются килевыми, а иногда и многокорпусными. В них предусмотрено все для долгого рейса: каюта, камбуз (кухня), место для хранения припасов. На таких яхтах более сложная система парусов, но высокие показатели безопасности и комфорта. На таких судах проводятся многодневные спортивные состязания.
Многокорпусные яхты
Представители данного класса состоят из двух-трех водоизмещающих корпусов, которые связаны между собой в верхней части конструкции. Такое устройство увеличивает остойчивость лодки. Это катамараны — суда с двумя узкими и длинными корпусами, расположенными на расстоянии друг от друга для большей устойчивости. Они развивают высокие скорости благодаря меньшему сопротивлению воды. Тримараны — суда с тремя корпусами: один центральный и два узких боковых, которые обеспечивают стабильность. Последние менее популярны, чем катамараны, из-за неидеальной управляемости.
Паралимпийские классы
Это яхты, созданные специально для спортсменов с ограниченными возможностями. Например, килевая гоночная яхта SKUD 18 оборудована двумя креслами для рулевого и шкотового (ответственный за установку паруса в нужном положении). Парусники для паралимпийцев всегда делают с жестко фиксированными креслами и ремнями безопасности, чтобы спортсмены не выпали во время крена. Такие суда подгоняются для каждого атлета индивидуально.
Помимо перечисленных классов яхт соревнования проводятся на досках с парусом, радиомоделях и ледовых парусниках, которые скользят по замерзшей поверхности.
Приучает к самостоятельности и ответственности
Парусный спорт очень привлекателен. Многих прельщает в нем возможность почувствовать себя капитаном. Кто-то очарован искусством укрощения ветра с помощью паруса. Это вид спорта дает не только возможность бороться с соперниками, побеждать свое волнение, неуверенность и страхи, но и противостоять воздушной и водной стихиям. Особое наслаждение в парусном спорте — лететь навстречу ветру, откренивая всем телом.
Чтобы заниматься яхтингом, необходимо получить разнообразную физическую подготовку. Хотя это преимущественно летний вид спорта, зимой яхтсмены должны поддерживать физическую форму на тренажерах, заниматься плаванием, бегом, катанием на лыжах.
Гонки на яхтах бывают одиночными и командными. Первые приучают к самостоятельности и ответственности. Здесь только яхтсмен контролирует ситуацию и управляет парусом. Вторые развивают умение работать слаженно, без чего команда не сможет победить.
Управление яхтой любого класса — это всегда борьба с боязнью воды, с течением и ветром. От спортсмена в этом случае требуется смелость, физическая сила и напряжение ума. Потребуется изучить теорию управления яхтой. Это непросто, некоторые, заскучав уже на этом этапе подготовки, бросают парусный спорт. Ведь, кроме романтики, здесь много тяжелого труда. Но этот спорт приносит много пользы.
Занятия и соревнования проходят на свежем воздухе, чаще всего на море. Регулярные тренировки на яхте закаляют, помогают быстрее справляться с простудными заболеваниями. Соревнования проходят не только в ясную погоду, поэтому спортсмены регулярно преодолевают дискомфорт.
Если действия спортсмена неправильные, яхта переворачивается. Тренер учит, как правильно сидеть и что делать, упав с лодки. Эти навыки особенно полезны для детей, которые таким образом привыкают концентрировать свое внимание.
Регулярные занятия яхтингом тренируют быстроту реакции, памяти, аналитические способности. Ведь чем быстрее спортсмен реагирует на смену ветра и просчитывает силу течения, тем больше у него шансов прийти первым к финишу.
Занятие яхтингом помогают обрести полезные в жизни навыки. Например, подготовка снаряжения требует умения шкурить, наносить грунтовку и краску, латать дыры, сверлить, вязать морские узлы, шить и штопать. Спортсмены изучают морские термины, судовождение, азбуку Морзе, учатся ориентироваться по приборам. Бывает и так, что ребята начинают заниматься парусным спортом, а потом поступают в мореходное училище.
Парусный спорт развивает пространственное мышление. Во время соревнований важно избежать столкновения с соперником. Приходится учитывать направление и силу ветра, течения, местоположение других участников, особенности яхты. Благодаря этому приобретаются навыки видеть ситуацию в целом, контролировать различные параметры, предсказывать результат.
Управлять ветром, пока хватит сил
Парусный спорт не дает такой физической нагрузки, как лыжи или борьба, но заставляет работать головой, как в шахматной партии. Умение решать множество различных задач при дефиците времени и смене обстоятельств помогают в жизни.
Любой спорт дает человеку возможность отдохнуть от бытовой суеты, снять повседневный стресс, но парусный спорт в этом отношении особенный. Ведь здесь физические нагрузки сочетаются с пребыванием на водной глади, часто во время восходов или закатов. Спортсмен во время тренировок и соревнований получает массу положительных эмоций.
В парусном спорте отсутствуют возрастные ограничения. Специалисты отмечают, что им можно заниматься с 7 лет и до тех пор, пока хватает здоровья и финансовых возможностей.
Парусным спортом невозможно заниматься во время штиля, а также опасно выходить в море во время сильного ветра, дождя и в грозу. Без ветра парус обвисает и движение невозможно. Сильный ветер рвет паруса, а если их убрать, то яхта превращается в неуправляемую. Молния может стать смертельно опасной, поэтому нужно заземлять мачту и связывать ее кабелем с вантами, штагами, релингами и водой. Громоотвод поднимают выше антенн не менее, чем на 30 см. Кабель сечением 16 и более квадратных мм спускают по деревянной или угольной мачте к металлическому килю или подводной заземляющей пластине. Алюминиевая мачта сама является громоотводом.
Делает человека счастливым
Парусный спорт может быть травмоопасен. Например, если на яхте типа «Оптимист» (базовый класс начальной подготовки рулевых для всех остальных классов парусных яхт) вовремя не наклониться, то гик может больно ударить по голове. При порыве ветра спортсмены иногда теряют равновесие. Кроме синяков и шишек, иногда яхтсмены получают травмы, из-за которых приходится завершать спортивную карьеру. Повреждения и несчастные случаи обычно возникают при пренебрежении правилами безопасности, например, при отсутствии спасательного жилета или употреблении алкоголя. Правда, даже при соблюдении всех правил существует риск попасть в шторм, который налетит моментально.
Для занятий парусным спортом есть противопоказания. Например, им нельзя заниматься в одиночку дальтоникам, так как система оповещения основана на разноцветных флагах. Не рекомендуется заниматься яхтингом тем, у кого есть заболевания, при которых противопоказано переохлаждение. Например, тем у кого возможны обострения сердечно-сосудистых, гинекологических и ЛОР-заболеваний. Сложно будет приобщиться к парусному спорту тому, кто страдает от морской болезни. Обычно она проявляется в приступах тошноты и рвоты, реже — в сильной сонливости, резком повышении аппетита, дрожании рук, депрессии и т.д. Лучшим лечением ее считают предварительную подготовку вестибулярного аппарата и постоянное выполнение какой-либо деятельности во время гонки. Поэтому, прежде чем начать заниматься парусным спортом, надо проконсультироваться с врачом.
Краснодарскому краю повезло, ведь регион омывается Черным и Азовским морями. Также на Кубани много крупных водоемов, например Краснодарское водохранилище. Поэтому здесь представлены различные яхтклубы, яхтенные школы, есть возможность полноценно заниматься парусным спортом. В основном секции работают в приморских городах. Дети в них могут заниматься бесплатно. Взрослым придется платить за занятия и за пользования спортивным инвентарем.
Профессиональный спорт — это уже дорогое удовольствие. Для победы в регате помимо умения нужны хорошая спортивная яхта и соответствующая экипировка. В международных соревнованиях приходится заплатить немалую сумму на стартовый взнос. Также необходимо решать вопросы хранения и охраны судна.
Специалисты отмечают, что парусный спорт забирает немало времени. Про фанатов даже говорят, что они «женаты на яхте». Но затраченное на это увлечение время не пройдет напрасно. Ведь яхтинг становится хобби не только из-за стремления побеждать. В противостоянии воздушной и водной стихиям рождается ощущение остроты жизни. Оно лечит депрессии и стрессы, делая человека счастливым.
Николай СУХНО