Расширяя границы экспорта

Осознанная необходимость

Заместитель руководителя Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Анастасия Шишмарева отметила, что на федеральном уровне поставлена конкретная и важная задача: к 2024 году Россия должна выйти в число лидеров по экономическому росту среди других стран мира. И национальный проект, касающийся развития экспорта, является одним из механизмов, который направлен на успешное достижение поставленной цели.

— В рамках выполнения этой задачи государством уже несколько лет проводится системная работа, включающая в себя реализацию огромного количества мер поддержки малого и среднего бизнеса. Причем это не только финансовая помощь, но и нефинансовая,- сказала Анастасия Шишмарева. — В частности, Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края оказывает целый спектр услуг малому и среднему предпринимательству. Это продвижение регионального экспорта, организация и проведение международных бизнес-миссий, поиск и подбор зарубежных бизнес-партнеров, консультации по вопросам экспорта, организация участия в международных выставках и т. д. Оказывается помощь и с выходом на электронные торговые площадки. Все мероприятия по поддержке малого и среднего бизнеса эффективно реализуются.

В настоящее время в Краснодарском крае реализуется важный проект по созданию транспортного узла, который включает в себя и различные мероприятия, позволяющие обеспечить транспортную доступность к уже существующим объектам.

Что касается Таманского полуострова, то он активно развивается и на его территории реализуется ряд крупных инвестиционных проектов. Мы делаем всё возможное для того, чтобы обеспечить нормальную логистику и доставку товаров в российские порты. Все меры могут оказать существенное влияние на развитие экспортной продукции, производимой малым и средним предпринимательством.

В Краснодарском крае мы видим положительные результаты от той политики, которую проводит российское государство. В частности, на Кубани в 2018 году было зарегистрировано около 1300 новых экспортеров — предприятий малого и среднего предпринимательства, что на сорок процентов больше, чем годом ранее. Если в нашем регионе это направление будет развиваться таким темпами, то задачи, поставленные президентом России, будут успешно решены. Наша цель — к 2024 году увеличить количество предприятий малого и среднего бизнеса, которые будут экспортировать свою продукцию. И мы ее выполним.

Если говорить о проблемах, которые мешают более широкому представительству региональных предприятий малого и среднего предпринимательства на внешних рынках, то этому несколько причин. Необходимо сделать так, чтобы малое и среднее предпринимательство, производящее те или иные товары или оказывающее различные услуги, осознало, что экспортом необходимо заниматься.

— Руководителям предприятий нужно быть смелее и системно направлять свои ресурсы на развитие этого направления. А на государственном уровне необходимо расширять спектр мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, в частности в части софинансирования затрат предприятий при их выходе на внешние рынки. Словом, с одной стороны необходима государственная поддержка, с другой — проявление инициативы со стороны предпринимательства по развитию экспортного направления деятельности,- акцентировала заместитель руководителя Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края Анастасия Шишмарева.

Двигатель развития

Первый заместитель руководителя Департамента промышленной политики Краснодарского края Владимир Мостовой отметил, что структура промышленного производства на Кубани — это три базовых сегмента: агропромышленный комплекс, промышленное производство и топливно-энергетический комплекс. 

И в каждом из них есть свои сегменты, которые традиционно имеют весьма сильный экспортный потенциал. В агропромышленном комплексе это продукция растениеводства, в топливно-энергетическом — нефтепродукты, в промышленности — продукция, которая может конкурировать не только на внутреннем рынке, но и на внешних.

— Но большинство из тех наименований кубанской продукции, которые у нас значатся в экспорте,- это всё же сырье,- уточнил Владимир Мостовой.— Пшеница, нефтепродукты и др. А базовыми продуктами экспорта являются удобрения, лесоматериалы и пиломатериалы, продукция металлургического производства.

Экспорт является индикатором того, что предприятию по силам наладить выпуск той или иной продукции, которая может быть предложена заказчикам на внешних рынках. Тем самым мы получаем глубокую модернизацию производства в нашей стране, а также повышение производительности труда. Понятно, что многие стремятся к тому, чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию именно для внутреннего рынка, тем самым вытесняя импортеров. Но необходимо стремиться и к развитию экспортного направления.

В Краснодарском крае наблюдается рост индекса промышленного производства. Наши крупные компании за десять месяцев 2018 года хорошо сработали в базовых отраслях промышленности, и прошлый год 95 предприятий завершили его «в плюсе», в том числе благодаря и наращиванию экспорта. Это именно те компании, которые не зацикливаются на выпуске своей продукции для внутреннего рынка, а работают и на внешних.

Большие объемы производства мы видим в отрасли, которая занята выпуском строительных материалов, в металлургии и химической промышленности. По большей части во всех этих отраслях есть неиспользованный экспортный потенциал.

Естественно, мы не питаем никаких иллюзий по поводу того, какие зарубежные рынки хотим занимать. Никто не помышляет о Канаде, странах Юго-Восточной Азии или Латинской Америке, понимая, что можно успешно продвигать свою продукцию в Казахстане, Армении, Азербайджане, Молдавии и странах восточной Европы. И в этом направлении мы движемся, уделяя самое неослабное внимание развитию экспорта наряду с использованием внутренних ресурсов. 

Напомню, что в Стратегии-2030 по социально-экономическому развитию региона четко прописаны приоритеты промышленного развития Краснодарского края.

Мы максимально принимаем участие в различных престижных выставках, заключили с Центром координации поддержки экспорта Краснодарского края соглашение о проведении ряда мероприятий, способствующих продвижению региональной продукции на внешних рынках. Два из этих мероприятий запланировано провести за пределами Российской Федерации.

В минувшем году, благодаря Центру координации поддержки экспорта Краснодарского края, впервые в истории Кубани мы демонстрировали продукцию отрасли машиностроения в Казахстане. Есть контракты с официальными дилерами в этой стране, есть и реальные продажи продукции. В этом направлении будем двигаться вперед и в 2019 году.

В рамках региональной программы развития промышленности есть идея поддержать наши компании, которые хотят выйти на внешние рынки с помощью участия в международных выставках. Конечно, для этого необходимы финансовые средства, поэтому в рамках Стратегии-2030, в рамках программы финансирования промышленности есть идея субсидировать предприятия — участников выставок, взяв часть затрат на себя. Речь идет о субсидировании части платы за аренду выставочных площадей. Пока это находится в стадии обсуждения, но реализация идеи позволит бизнесу выйти на внешние рынки.

Те отрасли промышленного производства, предприятия которых умеют не только хорошо производить продукцию, но и успешно ее продавать, необходимо поддерживать. Тем более есть современные предприятия, которые не нужно модернизировать, и они вполне конкурентоспособны. Международная кооперация — это сегодняшний день, и Краснодарский край может найти свое место на внешних рынках,- подытожил первый заместитель руководителя Департамента промышленной политики Краснодарского края Владимир Мостовой.

— Экспортом необходимо заниматься эффективно,- в свою очередь подчеркнул заместитель секретаря Общественной палаты Краснодарского края Александр Полиди. — Сегодня время переосмысления глобальности экономики. Как бы мы ни относились к стиранию национальных границ, процесс свободного перемещения капитала, товаров и услуг будет развиваться. И именно экспорт будет главным двигателем развития мировой экономики, в том числе и российской.

До 2030 года доля несырьевого экспорта нашей страны должна увеличиться на тридцать процентов. Согласно Стратегии-2030, которая практически является законом долгосрочного социально-экономического развития Краснодарского края, доля экспорта из региона за пять лет должна увеличиться почти в два раза. Это амбициозная задача, но мы понимаем, что там, где есть экспорт, там есть и конкурентоспособность,- подчеркнул Александр Полиди.

Программа прошедшей региональной конференции, посвященной развитию малого и среднего предпринимательства в условиях глобальной экономики, была насыщенной. Участие в ней приняли ведущие эксперты в сфере внешнеэкономической деятельности, экспорта, электронной торговли, представители финансовых и общественных организаций, органов власти, зарубежные партнеры и представители бизнеса из Чехии, Армении, Германии, Турции, Ирана и Китая.

Помимо пленарного заседания состоялись две панельные сессии, посвященные получению прибыли от экспортной деятельности и будущему электронной торговли. Были подробно рассмотрены вопросы возможности выхода на зарубежные рынки, меры поддержки бизнеса, состоялся обмен опытом. Кроме этого было проведено два мастер-класса: образовательный — для начинающих экспортеров и посвященный специфике выхода на внешние рынки.

Участники конференции сошлись во мнении, что экспорт важен для России и Краснодарского края в частности, потому что дает возможность выйти с отечественной продукцией на зарубежные рынки и успешно конкурировать с иностранными компаниями.