С шестнадцатого апреля из-за ремонтных работ ограничено движение по Тургеневскому мосту в краевом центре.
В Краснодаре продолжается дорожное строительство, и без ремонта Тургеневского моста невозможно представить дальнейшее улучшение дорожной сети в городе. В целом на Кубани наращивают темпы дорожного строительства. Наглядное тому подтверждение видим даже в сухих цифрах статистики. Во-первых, за прошедшие десять лет почти в четыре раза увеличился дорожный фонд Краснодарского края. А во-вторых, за это время в регионе капитально отремонтировали 73 участка автодорог общей протяженностью 83 километра, а также привели в порядок 878 участков автомагистралей протяженностью больше пяти тысяч километров. Кроме того, за десять лет обновлено 63 объекта транспортной инфраструктуры, в том числе почти полторы тысячи погонных метров искусственных сооружений.

Новую жизнь получил такой значимый объект, как Яблоновский мост, соединяющий столицу Кубани и поселок городского типа Яблоновский на другом берегу реки Кубани. Реконструкция Яблоновского моста завершилась в декабре 2023 года. Всего через год с небольшим пришла очередь другого важного объекта: Тургеневского моста, долгожданная реконструкция которого стартовала в середине апреля 2025 года. Завершится капитальный ремонт Тургеневского моста в следующем году.
Ремонт, которого ждали
Капремонт Тургеневского моста — один из ключевых проектов в рамках региональной программы комплексного развития дорожно-транспортной Краснодара. Реализовать этот проект власти планируют в 2025 году. Как отметил Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев, на ремонт моста в краевой казне заложено почти четыре миллиарда рублей, а срок реализации проекта составит 14,5 месяца.
«Мост, по которому ежедневно проезжает около пятидесяти тысяч автомобилей, должен быть безопасным как для водителей, так и для пешеходов. На время ремонтных работ движение по мосту частично ограничим: будем поочередно закрывать по две полосы. Поручил мэру Краснодара обеспечить круглосуточное ведение ремонта»,— написал глава края в своем телеграм-канале.
Во время ремонта Тургеневского моста специалисты отремонтируют шестьдесят девять балок и полностью заменят восемьдесят одну балку, также будет заменено сорок восемь железобетонных плит и больше двух тысяч метров парапетного и перильного ограждения. Помимо этого, строители обновят четыре лестничных схода, асфальтовое покрытие проезжей части площадью более десяти тысяч квадратных метров и две с половиной тысячи квадратных метров тротуаров. С территории, прилегающей к мосту, уже убирают сосны и кустарники, чтобы они не пострадали во время проведения работ.

«Всего предстоит перевезти на новое место 52 дерева и 65 кустарников. Это туи, кипарисовики, магнолии, можжевельники и сосны. Половина зеленых насаждений уже извлечена. Скоро начнем высаживать их в Мариинском и Дальнем скверах, на улице Тургенева»,— написал мэр Евгений Наумов в своем телеграм-канале.
На всё время ремонта движение транспорта по мосту будет частично ограничено. Для проезда будет доступна одна из сторон мостового перехода. Также изменена организация дорожного движения вблизи Тургеневского моста. Как сообщили в краснодарской мэрии, на дорогах установлены временные дорожные знаки и светофоры, нанесена временная разметка. Есть и другие ограничения. Например, спуск с моста теперь стал односторонним, как и участки улицы Буденного — от Тургенева до Братьев Игнатовых, улицы Братьев Игнатовых — от Буденного до Калинина. Теперь при движении по Буденного в сторону моста, на перекрестке с улицей Братьев Игнатовых, можно будет повернуть лишь налево или направо, а при движении по улице Кубанской Набережная в сторону Калинина можно будет повернуть под мост или на Буденного. Движение прямо будет запрещено.
То, что на время ремонта Тургеневский мост не будут закрывать полностью, важное обстоятельство для краснодарцев и гостей краевой столицы. Капитального ремонта моста люди ждали давно. С момента открытия около сорока лет назад (в 1978 году) реконструкцию мостового сооружения не проводили ни разу, хотя ямочный ремонт проезжей части выполнялся как минимум раз в год, а то и чаще.
Многим водителям знакома ситуация, когда проезд по мосту со стороны Яблоновского в Краснодар или наоборот был затруднен из-за очередного точечного ремонта, например температурных деформационных швов или просевшего асфальта на проезжей части. Перед самым началом капремонта в соцсетях даже появились сообщения, что на мосту обнаружена сквозная трещина шириной больше двадцати сантиметров, а также замечена ржавчина на металлических конструкциях.
Не ограничиваться временными мерами при ремонте Тургеневского моста с интенсивным автотрафиком позволила программа развития улично-дорожной сети в столице региона, рассчитанная на десять лет. Именно так проект реконструкции моста и получил необходимое финансирование.
Яблоновский мост и другие дорожные истории
С начала ремонтных работ на Тургеневском мосту движение по нему грузового транспорта запрещено. Грузовики перенаправляются по альтернативным маршрутам, в том числе по Яблоновскому мосту.
Яблоновский мост стоит назвать в числе крупных объектов, реконструированных с 2015 года. Его строительство завершилось в декабре 2023 года, на год раньше планируемого срока. На реконструкцию Яблоновский автомост закрывали дважды: в 2008 и 2012 году. Опасение строителей вызывало состояние опор перегруженного мостового сооружения. В последнюю реконструкцию, к слову, и было решено, что столице Кубани нужен новый мост.
Как отметил Вениамин Кондратьев в своем телеграм-канале, открытие нового Яблоновского моста было долгожданным и значимым событием. При этом новый мост стал только частью решений в плане разгрузки транспортного потока на выезде из краевого центра и въезде в него — первым этапом проекта прокладки автодороги Южный подъезд к Краснодару от автодороги А146 Краснодар — Верхнебаканский.
Значимыми проектами, осуществленными за десять лет, также стали мост через реку Пшеху с устройством обхода станицы Пшехской в Белореченском районе, участок дороги станица Журавская — Тихорецк на участке обхода Тихорецка, автомагистраль от станицы Нижегородской до поселка Мезмая в Апшеронском районе.
В настоящий момент на Кубани строят и реконструируют больше полусотни объектов дорожно-транспортной инфраструктуры общей остаточной стоимостью более 140 миллиардов рублей. В их числе такие масштабные проекты, как прокладка обходов Тимашевска и станицы Ленинградской и реализация первого этапа прокладки Восточного подъезда к Краснодару.
Прокладка пятнадцатикилометрового обхода Тимашевска стартовала в октябре 2020 года. Этот масштабный проект, помимо самой дороги, включает в себя сооружение четырех путепроводов для проезда сельхозтехники и еще двух — для проезда через железнодорожные пути. А кроме них — четыре развязки, два надземных пешеходных перехода и мост через реку Кирпили. Новый мост через реку Кирпили — объект непростой, после завершения строительства длина перехода составит порядка 270 метров. Сдача объекта строителями планируется в нынешнем году.
Через время и пространство
В развитии Краснодара (Екатеринодара) мосты всегда играли особую роль. Так, железнодорожный мост, давший Екатеринодару транспортный выход к Черному морю, в нынешнем году отпраздновал бы свое 138-летие. На десяток лет старше железнодорожного мост через Кубань, известный под названием Траховский. Это наплавное сооружение прослужило до 1920-х годов, принося своему владельцу, местному промышленнику и купцу Лю Трахову, солидный годовой доход.
Понтонный мост соединял берега Кубани в районе нынешней улицы Севастопольской и принадлежал севастопольскому же купцу Боброву. В начале XX века его выкупил екатеринодарский промышленник Лю Трахов. Новый владелец посчитал переправу выгодным вложением и не ошибся. За проход по мосту взималась плата: одна копейка с пешехода, три копейки — с конного, пять копеек — с пустой повозки и десять — с груженой. Ежегодный доход Трахова от эксплуатации моста современники промышленника оценивали в девять тысяч рублей. К слову, часть этих средств Лю Трахов регулярно тратил на поддержание переправы в должном состоянии. И переправа, пережив несколько крупных ремонтов, проработала вплоть до 1920-х годов.

В отличие от своего понтонного собрата мост, построенный в 1887 году чуть южнее Екатеринодара по линии новороссийской железнодорожной ветки, был для своего времени грандиозным сооружением. Три опоры и две береговые фермы держали ажурные металлические конструкции, изготовленные на Брянском чугунолитейном заводе. Длина моста достигала 130 саженей (около 304 метров). Мост предназначался не только для железнодорожного сообщения, но и для передвижения экипажей, подвод и пешеходов, с которых за проход на противоположный берег никакой платы не требовали.
Железнодорожный мост через Кубань просуществовал до августа 1942 года. По свидетельству историков, мост был взорван, чтобы замедлить наступление фашистских соединений. Опоры разрушенного железнодорожного моста до сих пор видны на дне, когда река мелеет.
Аналогичная судьба постигла и деревянный пешеходный мост через Кубань, построенный в 1926 году. По некоторым сведениям, мост был сожжен вместе с находившимися на нем немецкими солдатами в годы Великой Отечественной войны. На месте этого сооружения сейчас и находится автомобильный мост, связывающий Краснодар и поселок Яблоновский.
Рина КАРЕТИНА