Реальные точки роста в качестве обучения

Министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева на пресс-конференции рассказала журналистам о реализации на Кубани национального проекта «Образование» и региональных проектов, призванных повысить качество обучения.

— Национальный проект ставит перед системой образования две ключевые задачи. Первая — это повышение качества образования, в том числе и через нестандартные механизмы. Вторая задача — воспитание целостной, ответственной, социально ориентированной личности, что также немаловажно. И выполнение их позволит сделать шаг вперед по развитию системы образования,— подчеркнула Елена Воробьева. — Эти же цели преследуют и региональные проекты, реализуемые в крае.

Это «Современная школа», «Поддержка семей, имеющих детей», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность».

Эти проекты позволяют региону в целом и каждой образовательной организации найти точки роста собственного образовательного пространства, интегрироваться с передовым опытом других территорий и сделать это пространство в масштабах края единым, в равной степени доступным для получения образования в городах и селах,— уточнила министр.

Уникальный, региональный

Говоря о проекте «Поддержка семей, имеющих детей», Елена Воробьева отметила, что его можно считать уникальным. Он направлен на то, чтобы поддержать семьи, в которых есть дошкольники и дети, взятые на воспитание. Родителям оказывается психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь, и в прошлом году оказано 202 тысячи таких услуг.

Восемьдесят тысяч из них оказали четыре организации, которые являются получателями грантов из федерального бюджета на развитие консультационной деятельности: краснодарский детский сад «Сказка», сочинский детсад №86, детский сад №18 Армавира и краевой Центр диагностики и консультирования.

В армавирском детском саду №18 создан мобильный консультационный центр «Непоседы», благодаря которому методическую и психолого-педагогическую помощь получило около шести тысяч родителей, проживающих в отдаленных населенных пунктах.

В консультационном центре дошкольного учреждения №86 Сочи работает школа для родителей «Аист», в которую обращаются родители детей с особыми образовательными потребностями, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также семьи, желающие принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

Детский сад имеет сеть ресурсных консультационных центров, что делает доступными его услуги для семей из других районов Сочи и удовлетворяет запросы родителей, имеющих детей до восемнадцати лет.

Было озвучено, что в этом году гранты получили тринадцать организаций: муниципальные детские сады в Анапе, Армавире, Краснодаре, Новороссийске, в Курганинском и Северском районах, два краснодарских частных детских сада и краевой Центр диагностики и консультирования. Они окажут кубанским семьям 130 тысяч услуг. С этого года будет учитываться качество предоставляемых услуг путем опроса родителей, который заключается в анкетировании и заполнении формы в сети Интернет.

В крае продолжается активная работа по увеличению дошкольных мест. Так, в прошлом году было создано 7268 новых мест, из них 1734 — для детей до трех лет.

Три детских сада открыли в Анапе, по два — в Геленджике, Сочи и Новороссийске, шесть — в Краснодаре, а также в Динском, Кавказском и Крымском районах. Две пристройки возведено в Сочи, по одной — в Гулькевичском и Тбилисском районах.

И в этом году работа по созданию новых дошкольных мест будет продолжена. Планируется построить семь детских садов, три из них — с привлечением федеральных средств в Краснодаре и один в Кореновском районе. Кроме этого запланировано возведение шести пристроек.

Темпы растут

По словам Елене Воробьевой, наиболее важным и трудозатратным региональным проектом является «Современная школа».

— Да, в крае активно строятся школы. До 2015 года темпы школьного строительства были недостаточными. Сейчас ежегодно в эксплуатацию вводится по десять школ, и так называемые пристройки — это на самом деле полноценные блоки начальной школы на четыреста мест каждая с собственным пищеблоком, спортивным залом, библиотекой. Сегодня в крае одномоментно строится тридцать школ. В прошлом году в поселке Южный Динского района была введена в эксплуатацию школа на 1100 мест, а всего в крае 153 общеобразовательные организации в сельской местности обновили свои материально-технические базы для реализации программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, создав центры «Точка роста». Сегодня в них занимается семьдесят тысяч учащихся. В 132 предметных кабинетах обновлено оборудование,— сказала Елена Воробьева.

В этом году строится школа на 1100 мест в Армавире, в Кореновске — на 550 мест, общеобразовательный комплекс в Сочи, в составе которого школа на 1100 мест, плавательный бассейн и детский сад на 360 мест. Откроется 42 «Точки роста» в 32 муниципальных образованиях края, в 101 школе будут обновлены предметные кабинеты.

В рамках «Современная школа» к 2024 года планируется создать не менее 570 «Точек роста», выработать систему мероприятий по формированию новых условий реализации предметной области «Технология» и других предметных областей на базе организаций, имеющих полностью оснащенные учебные места.

К концу 2024 года не менее семидесяти процентов школьников будет охвачено различными формами сопровождения и наставничества, также будут внедрены программы наставничества в рамках взаимодействия с предприятиями региона.

— Край достаточно много вкладывает своих средств в строительство образовательных организаций. Проект «Современная школа» — это не только строительство учебных заведений, но и оснащение кабинетов,— сказала министр. С 7—8-го класса ребенку очень важно конкретно подумать о выборе будущей профессии. В школах создается современная образовательная инфраструктура, и это не просто современное школьное оборудование, а когда по нескольким предметам гуманитарного и цифрового циклов пространства создается учебное пространство для воспитания и обучения детей. Это и есть «Точки роста».

— Приобретается оборудование для кабинетов, лаборатории. Всё это делается для того, чтобы дети полностью погружались в проектно-исследовательскую работу и входили в научный мир на практике,— отметила Елена Воробьева.

Успешное образование

На пресс-конференции было сказано, что, благодаря реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка», к 2024 году планируется обеспечить детей в возрасте от 5 до 18 лет доступными и качественными условиями для учебы путем увеличения охвата дополнительным образованием до 80 процентов учащихся.

В прошлом году дополнительным образованием было охвачено 73 процента детей, 571 тысяча ребят стали участниками открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта циклов открытых уроков «Проектория» и «Уроки настоящего».

4095 школьников было охвачено деятельностью детского технопарка «Кванториум», шесть тысяч ребят получили рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями, в том числе по итогам участия в проекте «Билет в будущее». Этот проект предусматривает онлайн-диагностику (тестирование) учащихся, обучение на практических мероприятиях и получение индивидуальных рекомендаций. Проект «Успех каждого ребенка» предусматривает также создание спортивных залов, их капитальный ремонт.

Что касается детских технопарков «Кванториум», то это площадки с высокотехнологичным оборудованием, где ребята реализуют свои идеи и технические проекты в различных областях. В прошлом году исполнился год со дня создания первого детского технопарка, и сегодня в нем обучается 1078 человек в возрасте от 10 до 17 лет.

Приобретено и два передвижных технопарка. С января этого года они выезжали два раза в неделю в школу №5 Тимашевского района и №55 Красноармейского района. Первые выпускники по итогу обучения реализовали различные проекты. Например, создали робота-сапера, который передвигается, делает видеосъемку и переносит опасные объекты на расстояние. Изобретен и робот-логист, а также термокружка с функцией измерения температуры.

В настоящее время мобильные «Кванториумы» начали работу также в станице Новотитаровской Динского района и в краснодарском лицее №48. Новые стационарные технопарки будут построены в Новороссийске в 2020 года, в Армавире — до 2022 года. На это выделено 140 миллионов рублей из федеральных средств. В этом году будет приобретено еще два мобильных «Кванториума», которые начнут работу в сельских школах.

До 2024 года в крае будет функционировать четыре стационарных и десять передвижных детских технопарков. Регион уже прошел отбор на федеральном уровне на получении субсидии в размере порядка 240 миллионов рублей.

Планируется, что в этом году 25 процентов детей получат сертификаты на обучение по программам дополнительного образования и 249 тысяч школьников примут участие во всероссийских онлайн-уроках по профессиональной ориентации.

Говорилось на пресс-конференции и о IT-Cube — сети профильного образования по подготовке специалистов в области IT. Это уникальная атмосфера технического творчества, когда дети не просто изучают информационные технологии, а создают и программные проекты. Для ребят проводятся занятия по программированию, разработке мобильных приложений, кибербезопасности. В лабораториях дети занимаются разработками и создают новые технологии.

Активная позиция

Рассказала Елена Воробьева и о реализации регионального проекта «Социальная активность», цель которого — развитие добровольчества, талантов и способностей у детей и молодежи путем поддержки общественных инициатив и проектов.

Если говорить об итогах 2019 года, то в крае 480 тысяч обучающихся вовлечено в деятельность общественных объединений на базе образовательных организаций, 80 тысяч человек вовлечено в добровольческую деятельность, более 43 процентов студентов вовлечено в клубное студенческое движение.

Министр назвала и ряд примеров успешной реализации регионального проекта «Социальная активность».

— Один из них касается реабилитации и возвращения в природу средиземноморской черепахи Никольского. Этот проект, который стал победителем Всероссийского конкурса «Доброволец России» в номинации «Рожденные помогать», реализует школьница из Анапы Эвелина Гурашкина,— сообщила Елена Воробьева. — Благодаря этому проекту активисты уже вернули в естественную среду обитания около пятисот черепах. Также проводятся лекции среди школьников, воспитанников детских садов и туристов в целях сохранения в природе этого вида черепахи.

А сочинец Владимир Плехов реализует проект социализации людей с ограниченными возможностями здоровья и стремится обеспечить равный доступ инвалидам и маломобильным группам населения к участию в музыкальных и театральных мероприятиях. Он оборудует сценические площадки Зимнего театра и Зала органной и камерной музыки Сочинской филармонии суфлерами, панелями сурдоперевода и средствами аудиодублирования информации.

В дальнейшем вместе с единомышленниками сочинец планирует организовать показ адаптированных спектаклей и концертов для людей с ограниченными возможностями здоровья. Напомню, что в 2019 году проект Владимира Плехова стал победителем Всероссийского конкурса «Доброволец года» в номинации «Вдохновленные искусством».

Путь в профессию

— Цель регионального проекта «Молодые профессионалы» — модернизация профессионального образования региона посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ, создание в 53 процентах кубанских техникумов и колледжей условий для успешного прохождения аттестации 25 процентов обучающихся в форме демонстрационного экзамена, в том числе в 50 мастерских, оснащенных современной материально-технической базой,— привела подробности Елена Воробьева.

В прошлом году демонстрационный экзамен сдали 682 студента, из них 49 — в рамках обязательной государственной итоговой аттестации из двух профессиональных образовательных организаций.

В 2020 году в форме демонстрационного экзамена аттестацию пройдет 967 студентов, будут проведены региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» и «Абилимпикс».

Важные задачи

Реализуется на Кубани и проект «Земский учитель». По состоянию на десятое марта на федеральном портале зарегистрировались и подали заявки на участие в конкурсном отборе 3879 учителей. Пакет документов региональному оператору предоставили 276 педагогов.

Наибольшее количество заявок подано по предметам: начальные классы, русский язык и литература, математика, английский язык. Больше всего заявок подано в сельские населенные пункты Геленджика, Новороссийска, Сочи и Северского района.

Рассказала министр и о горячем питании в школах.

— С первого сентября триста тысяч ребят будут обеспечены бесплатным горячим питанием. За четыре месяца на эти цели направят полтора миллиарда рублей из федерального, краевого и муниципальных бюджетов. В частности, более 972 миллионов рублей — из федерального бюджета. Главная цель национального проекта «Образование» и региональных проектов — повысить качество образования в городских и сельских учебных заведениях. Их реализация позволяет успешно решать поставленную задачу на Кубани, и с каждым годом в регионе реальных точек роста в сфере образования становится всё больше и больше,— акцентировала внимание участников пресс-конференции министр образования, науки и молодежной политики Краснодарского края Елена Воробьева.