Краснодарский край — один из лидеров в стране по количеству соревнований по велоспорту. В 2022 году около семидесяти турниров разного уровня состоялось на Кубани. Это второй показатель в России. Примерно восемьсот человек в регионе вовлечено в велоспорт, в организованных секциях занимаются триста гонщиков, семь кубанцев входят в состав сборной России.
В мае этого года в Белореченском районе прошли возрожденные чемпионат и первенство Южного федерального округа. В соревнованиях приняли участие около ста двадцати спортсменов из пяти субъектов России.
Об этом турнире и велоспорте в целом для «Кубани сегодня» рассказал один из ведущих специалистов в крае — Сергей Лебедев, тренер Спортивной школы олимпийского резерва «Волна» в Белореченском районе.
Самая скоростная трасса в стране
— Сергей Михайлович, сначала давайте расскажем о чемпионате и первенстве ЮФО по велосипедному спорту на шоссе.
— Гонки проходили на участке дороги между Белореченском и станицей Рязанской. Кубанские ребята участвовали во всех возрастах. Получилось неплохое выступление: много призовых мест заняли. Но в целом это в первую очередь был подготовительный этап: кто-то в полной мере не набрал форму, некоторые ребята к экзаменам готовились.
Очень важный момент: раньше эти соревнования в ЮФО проводились каждый год. Благодаря этому у нас на местах росла конкуренция, было больше подводящих соревнований. А вот семь-восемь лет назад эти турниры на уровне ЮФО, к сожалению, прекратились. В качестве подготовки оставались только краевые соревнования, а это, понятное дело, снижало конкуренцию. Ребята ехали на чемпионат России менее подготовленными. В 2023 году такая важная ступенька появилась снова. Это большое подспорье.
— Приятно, что выбор пал на Белореченск.
— Да. Тем более у нас в Белореченске считается самая скоростная трасса в России. Очень накатистая она. Хоть и ветер гуляет, но скорости всегда высокие. Равнинная трасса, практически «стол», только два бугорка маленьких есть. Взрослые спортсмены показывают среднюю скорость больше пятидесяти километров в час. Конечно, в настоящее время инвентарь стал лучше: основной материал — карбон, всё максимально легкое. За счет этого скорости растут. Мы в свое время на «железяках» ездили!
— Какие виды программы были представлены?
— Индивидуальная гонка — спортсмены стартуют по одному с интервалом в одну минуту. Нужно проехать как можно быстрее дистанцию двадцать километров: десять в одну сторону, потом разворот и еще десять обратно. Ты борешься в большей степени со временем, а не с соперниками. Например, можно обогнать по пути пять человек, но в итоге ничего не выиграть, потому что они были значительно слабее. А можешь обойти одного спортсмена, но в итоге выиграть, показав лучшее время.
Парная гонка — каждая команда выставляет по два человека. Они едут вместе на протяжении 25 километров. Периодически ребята сменяются впереди — примерно через каждые пятьсот — семьсот метров. Ветер же дует навстречу, сопротивление воздуха ощутимое. Спортсмен провел смену — и перемещается назад, за партнера, чтобы немного передохнуть.
В командной гонке стартуют четыре человека, но до финиша для зачета могут доехать трое. Также поочередно сменяются ребята на первой позиции. В квартете, конечно, будет кто-то сильнее, кто-то слабее. Нужно грамотно распределить общие усилия, кому-то надо больше дать отдохнуть. Тренерам нужно правильно подсказать, как лучше организовать процесс. Команде необходимо слиться воедино, словно одному гонщику. Если это удается, тогда получается хороший результат. В идеале, если взяли со старта скорость в районе пятидесяти километров в час, то равномерно держать до конца. Если один едет пятьдесят километров в час, а другой — всего тридцать — сорок, такие скачки будут в минус команде. Ребята устанут сильнее и хуже проедут. Это гонки тоже на время.
— Автомобильное движение прекращается во время соревнований?
— Безусловно. Соревнования проходят только при полном перекрытии дорог. Это обязательное требование. Но рядом есть объезд, так что автовладельцы не страдают.
— По маунтинбайку также прошел чемпионат и первенство ЮФО в Ставрополе.
— Верно. От нас поехали четыре человека из Белореченска и два из Краснодара. Там были представлены такие дисциплины, как гонка в гору и гонка с выбыванием — «элиминатор». Вадим Перепелица, Михаил Ховменец, Игнат Шевяков, Ольга Проценко, Виктория Стребкова попали в число призеров. Зимой у нас были краевые соревнования по маунтинбайку в Архипо-Осиповке, весной — в Псебае. Кто выделился там, тех мы отправляли на соревнования более высокого ранга.
— Из самых свежих новостей: в начале июня в Омске прошел Кубок России среди мужчин по ВМХ-фристайлу. Первое место там занял Арсений Любишкин из Краснодара.
— Это новый вид. Буквально в прошлом году ввели дисциплину «Фристайл». Наши ребята начали показывать результаты. Конкуренция пока маленькая: по всей стране им занимается несколько десятков спортсменов. Ничего, фристайл постепенно раскрутится. Важно начать заниматься новым видом одними из первых.
Шоссе — всему голова
— Как формируется специализация велогонщиков?
— Я отмечу, что у нас один из самых медалеемких видов спорта в программе Олимпийских игр. Хотя многие думают, что там всего несколько гонок… На самом деле велоспорт по числу разыгрываемых комплектов наград на Играх занимает третье место после легкой атлетики и плавания. Много дисциплин входит: шоссе, трек, горный велоспорт (маунтинбайк), велокросс и BMX.
Основной же вид — шоссе. Без него никуда. Если хорошо выступаешь здесь, то везде поедешь достойно. Трековики и байкисты всё равно закладывают базу на шоссе, а потом оттачивают мастерство в своих видах. Основная работа проходит на шоссе — силовая, объемная, когда едешь по четыре-пять часов в день. А на соревнованиях один и тот же спортсмен может и трек, и шоссе, и маунтинбайк ехать. Это хуже не будет, только на пользу пойдет.
— Как тренируются ребята?
— Сезон начинается в декабре. Сначала общая физическая подготовка: бег, прыжки, игровые виды спорта. Есть такая дисциплина — велокросс по бездорожью: по снегу, по грязи. Также чемпионаты и первенства России по нему проходят. Можно и бежать с велосипедом часть дистанции, например по ступенькам. Много там разных элементов на технику, среди них и крутые повороты, и спуски. Тоже полезно для общей физической подготовки.
На шоссе выходим примерно в феврале. Если ненастье на улице, тренируемся в зале на велостанках. В конце октября распускаем ребят: они набираются сил в ноябре. И всё начинается по новой.
Где проводятся гонки, там мы не ездим, конечно, на тренировках. Выбираем места, чтобы поменьше было автомобилей. Тренеры едут рядом со спортсменами в машине сопровождения с мигалкой. Безопасность — самое главное. Сами знаете, сколько на дорогах грузовиков. Они велогонщиков просто сдуть с дороги могут, а уж маленьких детей — особенно. Поэтому ближе к сельской местности ездим.
— Существует же разделение на спринтеров и горняков?
— Конечно, есть. Но это больше характерно для международного уровня, где выступают профессиональные команды. Там групповые гонки в основном проходят, когда все участники едут вместе. В них большую роль играет тактика. Иногда думают, что велоспорт — это только педали крутить. Ничего подобного! Чтобы серьезную гонку выиграть, нужно по-шахматному всё разложить. Просто так не выиграть.
Знаете, много заблуждений существовало и существует о велоспорте. Например, почему-то бытовало мнение, что у девочек от занятий велоспортом фигура портится, ноги колесом становятся и тому подобное. Это полная ерунда! Наоборот, проявляется тенденция, особенно у ведущих спортсменок, что они все словно настоящие модели. Сложены хорошо, пропорционально. Да и парни также. В спринте и треке — мощные, накачанные спортсмены. Горняки более сухие, но тоже статные ребята.
Горы, друзья, запах гаек
— Сергей Михайлович, а как вы пришли в велоспорт?
— Я родом из Казахстана, а в девяностые годы переехал на Кубань. Занимался профессионально велоспортом, прошел все уровни подготовки — от детских до взрослых. У меня были хорошие данные для многих видов спорта. Легкой атлетикой занимался — меня часто перетягивали туда. Однако остановил выбор все-таки на велоспорте.
— Почему?
— Просто любил велосипед. Если втянешься, это уже как некая зависимость становится. Одно время, в девяностые годы, я отошел от велоспорта, так потом страшно потянуло обратно. Даже запах гаек вспоминался — хотелось просто прийти покрутить их на велосипеде! Влюбляешься в этот вид спорта навсегда. Ты много путешествуешь. На гонках всегда ехать интересно: горы, серпантин, красивые виды. Изменения в пути постоянно — ты не в зале монотонно работаешь. Бывает, двести человек на старт выходят на важных гонках. Разумеется, общаешься с другими командами, много друзей появляется. Так и затягивает.
И техника мне нравилась — копаться, разбираться в ней. Ребят сейчас учу, чтобы следили за велосипедами. От техники многое зависит, чтобы всё четко работало, смазано было.
Я во время карьеры участвовал в групповых, темповых, командных гонках. Стал мастером спорта СССР, был победителем и призером разных всесоюзных стартов. Тогда была очень внушительная конкуренция: пятнадцать республик. Затем окончил институт физкультуры, стал работать тренером. Здесь, в Белореченске, велоспорта, по сути, не было. Открыл секцию — потихоньку дело пошло. Сейчас у нас ведущее отделение в крае. Без любви, конечно, невозможно достичь успехов. С радостью иду на работу. Нет такого, что спешишь быстрее домой. Если надо до десяти вечера задержаться или к семи утра прийти, ничего страшного. Когда отдача есть и дети занимаются с удовольствием, еще усерднее хочется работать.
— Какие муниципалитеты на Кубани по развитию велоспорта ведущие?
— Выделяются Белореченск и Апшеронск. Долгие годы они конкурируют между собой с перевесом то в одну, то в другую сторону. Краевые спартакиады в 2023 году выиграл Белореченск и по шоссе, и по маунтинбайку. В прошлом году общекомандный зачет по итогам сезона тоже остался за Белореченском. Вообще, уже пятнадцать территорий в крае развивают велоспорт. Безусловно, чем конкуренция выше, тем лучше. Это всем пойдет на пользу. Например, отделения есть в Гулькевичах, Краснодаре, Каневском районе, Тихорецке, Сочи, Горячем Ключе, Крымске, Геленджике.
— Какие главные старты предстоят в 2023 году?
— Чемпионат России по велосипедному спорту на шоссе стартовал четырнадцатого июня в Москве. Всего по двум видам программы у мужчин и женщин: индивидуальная и групповая гонка. Но это олимпийские дисциплины. Также важный старт — первенство России среди юношей в Самаре в июле.
— Кто из кубанцев претендует на медали чемпионата страны?
— Седа Крылова в 2021 году стала чемпионкой России в групповой гонке. Кстати, впервые в истории Краснодарского края наша спортсменка выиграла соревнования подобного уровня среди женщин. На первой Спартакиаде сильнейших спортсменов России в 2022 году на трассе в Крылатском она стала бронзовым призером. Очень интересная гонка была, немного ей не хватило на финише. Вообще, в групповой гонке всякое может случиться — есть некий элемент лотереи. Поломка велосипеда в гонке, даже легкое недомогание накануне старта. Везение спортивное тоже нужно.
Седа — это моя воспитанница. Я в 2006 году пошел по школам набирать ребят. Она осталась с первого набора и уже семнадцать лет занимается. Причем до юниорского возраста у нее никаких особых результатов не было. Потихоньку взрослела и прибавляла в результатах. Кто-то раньше проявляет себя, но потом зачастую хуже выступает. Разные случаи бывают.
Со взрослыми легче работать, чем с детьми: они уже знают свой организм. Все-таки длительные тренировки у нас. С начинающими — два с половиной часа, со взрослыми — от пяти до шести часов. Вложения нужны большие — физические, моральные, материальные. Главное — «дожить» до взрослого уровня, полюбить велоспорт. Кто влюбляется, тот остается и трудится до конца.
Подготовил Сергей БАКАЕВ