Школа патриотизма

Красное и черное. Сочетание этих традиционных цветов парадной формы кубанских казаков всё чаще можно видеть в повседневной жизни. Сегодня форму носят не только воспитанники кадетских корпусов, но и тысячи учащихся общеобразовательных школ, студенты ссузов и вузов.

О форме и содержании непрерывного казачьего образования, которое развивается сегодня на Кубани, рассказал заместитель атамана Кубанского казачьего войска Максим Медянников.

Сколько лет ушло на создание уникальной системы казачьего образования в Краснодарском крае? Как казачье образование вышло за стены кадетских корпусов и пришло в массовые школы, детсады, техникумы и вузы? И для чего это было сделано?

— Эту систему начали создавать с самого начала возрождения Кубанского казачьего войска. Очевидно, что историческое наследие, вековые традиции дедов и прадедов нужно передавать внукам и правнукам: только тогда кубанское казачество действительно возродится, станет реальной силой и неотъемлемой частью современного российского общества. Целостная концепция системы казачьего образования сформировалась примерно к 2005 году. Самым первым учебным заведением, получившим статус казачьей образовательной организации, стала СОШ №13 города Хадыженска.

Новые возможности для развития региональная система получила, когда государственная поддержка казачества вышла на принципиально новый уровень — избранный атаман Кубанского казачьего войска стал утверждаться указом президента России, неизменно занимать пост заместителя главы администрации Краснодарского края. Сегодня казачье образование развивается высокими темпами благодаря слаженной совместной работе Министерства образования, науки и молодежной политики, Департамента по делам казачества, военным вопросам и работе с допризывной молодежью, Кубанского казачьего войска и при поддержке Русской православной церкви.

— Как растет и расширяется эта система? Каким образом в общеобразовательных школах появляются казачьи классы, становятся казачьими детсады? Это инициатива родителей, администрации образовательного учреждения или казачьих обществ?

— В нашем крае имеется прочный фундамент казачьего образования, сформирована вся необходимая нормативная база. Сегодня действуют такие документы, как постановление губернатора «Об утверждении Концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества», приказы регионального Минобразования «Об утверждении Положения о классах и группах казачьей направленности в образовательных организациях на территории Краснодарского края» и «Об утверждении порядка присвоения государственным и муниципальным образовательным учреждениям Краснодарского края регионального статуса „казачья образовательная организация”». Они четко регламентируют все действия по созданию казачьих классов в школах и групп в детских садах, порядок работы администраций и коллективов образовательных учреждений.

С инициативами выступают и администрации образовательных организаций, и казаки районных и хуторских обществ. Казаки выезжают в школы и детсады, общаются, изучают положение дел на местах. Проводится анкетирование среди родителей учащихся школ и воспитанников детских садов, среди педагогов и руководства этих учреждений образования. Действуют определенные критерии отбора. Специальная комиссия принимает решение о присвоении статуса казачьей образовательной организации.

— В каких городах и районах сегодня больше всего создано элементов системы казачьего образования, что называется, на душу населения?

— На данный момент на территории Краснодарского края работает восемьдесят школ и пятьдесят три детских сада, имеющих региональный статус «казачья образовательная организация», более пяти тысяч казачьих классов. Наиболее активными в плане создания таких казачьих организаций и организации работы казаков-наставников можно назвать Краснодар, Абинский, Ейский, Ленинградский и Славянский районы.

Общее число учреждений, которым присвоен региональный статус «казачья образовательная организация», за прошлый год выросло на 22 процента и составило 131 организацию, у нас прибавилось около пятисот казачьих классов. Так что в 2022/23 учебном году в общеобразовательных организациях Краснодарского края работает более пяти тысяч классов и групп казачьей направленности, в которых обучается свыше ста трех тысяч казачат. Число детских садов и вовсе выросло за прошлый год на сорок процентов.

Мы продолжаем работу по присвоению регионального статуса «казачья образовательная организация» детским садам и школам, которые располагаются в 175 исторически казачьих населенных пунктах.

Как отмечает атаман Кубанского казачьего войска, заместитель Губернатора Краснодарского края Александр Власов, на сегодняшний день создано и работает пять казачьих образовательных программ. В чем их суть и особенности? Какие знания и навыки получают учащиеся казачьих классов?

— Суть прежде всего в патриотическом воспитании, в развитии традиционной казачьей культуры и спорта. Казачьи общества стали ключевыми партнерами школ в процессе воспитания и обучения. Ребятам из старших и подготовительных групп детских садов в игровой форме рассказывают об истории, быте, обычаях казаков, закладывая первые знания о кубанском казачестве. Обучение в казачьем классе подразумевает не только ношение формы, но и изучение наряду с общеобразовательными дисциплинами таких предметов, как кубановедение, история кубанского и российского казачества, традиционная казачья культура, основы православной культуры. Кроме того, факультативно изучаются военно-спортивные дисциплины, проводятся выходы и сборы, ведь казаки всегда уделяли особое внимание развитию воинских традиций и физической подготовке будущих защитников Отечества.

Образовательный процесс не замыкается стенами школ. В 2022 году участниками военно-полевых сборов стали 1113 казачат. Кубанским казачьим войском сформирован годичный календарь соревнований, куда вошли спартакиады учащихся классов казачьей направленности, юношеские спортивные казачьи игры и другие состязания.

Учащиеся казачьих классов и казачьих школ, кадетских корпусов, их учителя и родители, казаки и атаманы казачьих обществ, специалисты управлений образования всех районов края ежегодно участвуют во Всероссийской акции «Казачий диктант». В прошлом году в написании диктанта приняли участие свыше 84 тысяч кубанцев, проверив уровень своих знаний об истории и культуре казачества, о защитниках Отечества, которые участвуют в специальной военной операции.

В минувшем году почти 1600 учеников казачьих школ и кадетских корпусов края приняли участие в культурно-просветительских экскурсиях «Екатеринодар — град казачий». В этом году планируется значительно увеличить число участников экскурсий, чтобы еще больше казачат смогли посетить войсковой собор Александра Невского, побывать на Казачьей площади, посмотреть, как проводится церемониал «Час славы Кубани», узнать историю памятника Екатерине II, своими глазами увидеть в музее-заповеднике имени Е. Д. Фелицына регалии и реликвии Кубанского казачьего войска.

— В образовании, как ни в какой другой сфере, кадры действительно решают всё. Кто становится казаками-наставниками? Как и где обучают наставников?

— Развитие казачьего образования обеспечивает институт наставничества. С ростом числа казачьих классов на Кубани растет и количество наставников. Это представители казачьих обществ, которые приходят к ребятам для того, чтобы рассказать о жизни казачьего общества, истории и традициях казаков. Сегодня с учащимися казачьих классов и детсадовских групп занимаются 1684 казака-наставника. Их основная задача — научить любить свой край и свою страну, уважать труд, почитать старших, жить по обычаям и традициям казачьего народа. Наставники всегда готовы прийти на помощь в трудной ситуации, поддержать своих воспитанников добрым словом, мудрым советом, а порой и просто присутствием рядом.

Чтобы общаться с современными детьми, необходимо самому быть подкованным в вопросах истории, культуры, педагогики и психологии. Именно поэтому Кубанским казачьим войском организуются курсы повышения квалификации для казаков-наставников. В прошлом году порядка трехсот казаков закончили профессиональную переподготовку, свыше шестидесяти казаков-наставников получили курсовые удостоверения. В текущем году такую переподготовку прошли уже 120 казаков-наставников. Их обучение проводилось в Кубанском государственном университете.

В помощь наставникам и педагогам в последние годы был выпущен целый ряд методический пособий. Они содержат план, курс лекций, приложений, практических заданий в разнообразной форме, презентации и видеоматериалы с учетом возрастных и психологических особенностей детей и подростков, то есть всё необходимое для того, чтобы наставник мог качественно подготовиться к занятиям.

Кроме того, действует договор между Кубанским казачьим войском и Краснодарским государственным историко-археологическим музеем-заповедником имени Е. Д. Фелицына, и в рамках культурно-просветительского проекта «Культурная карта Кубани» казаки-наставники могут пополнить знания в области казачьей истории и культуры.

Как сами казаки, члены казачьих обществ, относятся к казачьему образованию? Выступают ли с собственными инициативами по воспитанию подрастающего поколения?

— Атаман Кубанского казачьего войска уделяет особое внимание развитию системы казачьего образования. И все мы, казаки, прекрасно осознаем, как важно приложить максимум усилий, чтобы вырастить себе достойную смену. Понимаем, что именно поэтапная система воспитания ребенка, от детского сада до вуза, позволяет нам сформировать казачье самосознание у подрастающего поколения.

То, что сейчас созданная на Кубани система казачьего образования является примером для всей России, заслуга каждого хуторского, районного атамана, каждого казака-наставника. Наставники не только обеспечивают воспитание казачат на славных историко-культурных традициях наших предков, но и становятся связующим звеном между школой с казачьими классами и казачьим обществом. Они делятся своим опытом на семинарах и круглых столах, участвуют во всех мероприятиях, проводимых школами, местными властями и Кубанским казачьим войском.

Подготовила Наталья НИКОЛАЕВА