Согласовать вмешательство… с природой

Всемирный день окружающей среды считается одним из самых важных событий экологического календаря. Он ежегодно отмечается 5 июня более чем в ста странах мира. О том, какие экологические аспекты деятельности важны и обязательны при реализации проектов компании, мы попросили рассказать Александру Зозулю, главного инженера проекта компании ЗАО «ПИ “НЕФТЕПРОЕКТ»». Это один из ведущих проектных институтов Южного федерального округа, с 2001 года осуществляет деятельность в качестве организации проектно-изыскательского направления. Квалификация и опыт специалистов — слагаемые репутационного портрета организации, в активе которой множество успешно реализованных проектов. Попробуем посмотреть на деятельность организации как стартовой для строительства и реконструкции объектов, в том числе связанных с использованием природных ресурсов, и выделить экологические моменты деятельности, направленной на предупреждение возможных негативных воздействий на окружающую среду. Александра Зозуля:

— Поскольку наш институт специализируется на разработке проектных решений по строительству, реконструкции и, подчеркну особо, ликвидации объектов топливно-энергетического комплекса — объектов особой категории опасности, то и требования российского законодательства к выполнению работ особенно высоки. В первую очередь следует отметить значение важнейшего из организационно-правовых инструментов предупреждения возможных негативных воздействий на окружающую среду на био- и гидросферу Земли (от планируемой и иной хозяйственной деятельности) — речь идет об экологической экспертизе проектов. Это и понятно, и оправдано: в объеме выбросов, загрязняющих атмосферу, выбросы от предприятий топливно-энергетического и строительного комплексов традиционно в «лидерах». То же можно сказать и о водном бассейне: нефть и нефтепродукты являются наиболее распространенными загрязняющими веществами в Мировом океане. Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о высокой экономической эффективности экологической экспертизы. Учет природоохранных требований на стадии проектирования обходится гораздо дешевле мероприятий по возмещению нанесенного экономического ущерба.

— Сложно переоценить роль нефти в современной экономике. Это преимущественное сырье для производства современных синтетических материалов, транспортного топлива. Продукты переработки нефти используются в производстве электроэнергии и тепла. Использование нефти определяет уровень экономического развития и жизни человека. На всех стадиях нефтепользования, начиная от разведки и добычи нефти и кончая утилизацией ее отходов, в той или иной мере за счет разливов нефти, а также выбросов вредных веществ в атмосферу, водную сферу и на сушу происходит загрязнение окружающей среды, отрицательное воздействие на здоровье людей.

— Именно поэтому экологическая экспертиза — необходимый этап при реализации проектов обустройства нефтяных и газовых месторождений (в том числе шельфовых); объектов подготовки и транспортировки углеводородов (нефти, газа и нефтепродуктов), а также объектов инфраструктуры; проектирования терминалов для слива и налива нефтепродуктов (морских, железнодорожных, автомобильных).

Кроме того, при проектировании, строительстве и, конечно, эксплуатации автозаправочных станций (АЗС), объектов общезаводского и общегражданского назначения, внутриплощадочных железнодорожных путей, в том числе сливо-наливных эстакад, соблюдаются экологические требования в соответствии с требованиями природоохранного законодательства. Учитываются

действующие государственные экологические стандарты, нормативы качества окружающей природной среды, инструкции и правила технической эксплуатации объектов, а также ряд других нормативно-технических документов.

Следует отметить, что институт имеет опыт реализации проектов различной сложности практически во всех регионах России. Ко всему, о чем сказано выше, следует добавить опыт проектирования сетей инженерных коммуникаций, мостов, проектирование пожарных депо, систем пожаротушения, административных зданий, жилых домов, санаториев, торгово-развлекательных центров, автомобильных дорог всех категорий, очистных сооружений промышленно-ливневых и бытовых стоков, линий электропередач и распределительных устройств, объектов морского и речного транспорта, производственно-перегрузочных комплексов, причалов, дамб и других гидротехнических сооружений. В рамках проектирования таких объектов инфраструктуры и общезаводского хозяйства ТЭК принимаются технические решения, направленные на минимизацию воздействия новых объектов на окружающую природную среду. Так, на ряде запроектированных объектов предусмотрено использование попутного нефтяного газа для выработки электроэнергии и тепла.

Анализ экологических проблем — этот вид работ также всегда в поле зрения нашего института. Проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии, консультационные и расчетно-аналитические услуги различного характера, касающиеся строительства, организации производства, управления, реализации продукции, а также специальные услуги, связанные с особенностями создания каждого конкретного объекта и влияния его (как объекта) на окружающую среду. Безусловным требованием при разработке проектных решений является сохранение благоприятных условий проживания и жизнедеятельности населения в районах строительства объектов.

В этой связи приведу перечень специальных разделов проекта, которые имеют непосредственное отношение к нашей теме:

● раздел «Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций»;

● декларация промышленной безопасности;

● раздел «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» (ООС);

● раздел «Оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС);

● раздел «Анализ риска»;

● экологическое обоснование;

● проект рекультивации;

● разработка материалов к отводу земель.

— Понятно, что опыт реализации большой, но какие из проектов, выполненные в последние годы и реализуемые в настоящее время, наиболее полно иллюстрируют экологический аспект деятельности компании?

— Можно выделить такие работы: проект производства работ «Строительство и МТО НПС в России, в Республике Калмыкия — НПС «Комсомольская», заказчик — «Каспийский Трубопроводный Консорциум-Р» (ЗАО «КТК-Р»); проект производства работ «МН “Лисичанск — Тихорецк-1”, р. Дон/М. Донец, основная нитка, пойма реки. Ликвидация недозаглубления на ППМП» и проект производства работ «Резервуар 13 с оборудованием ПНБ “Тихорецкая”. Техническое перевооружение. Заказчик — ОАО «Черномортранснефть». Наши специалисты проводили экспертные и консультационные работы по строительству терминала в порту Роттердам (проект TEW), приняли участие в техническом перевооружении и реконструкции причалов №2 и 3 нефтерайона «Шесхарис» ОАО «Новороссийский морской торговый порт».

— Какие из выполненных проектов вы считаете наиболее значимыми в плане природоохранной и экологической деятельности ЗАО «ПИ “НЕФТЕПРОЕКТ”» на территории Краснодарского края?

— Кроме вышеупомянутой деятельности в акватории Черного моря по реконструкции причалов новороссийского порта Шесхарис очень интересен опыт проведенного комплекса проектно-изыскательских работ для ликвидации скважин №67—70 Бейсугского газового месторождения, а также строительных конструкций ледостойкого основания.

Этот проект представляет собой ледостойкую металлическую платформу, расположенную в акватории Бейсугского лимана. Его особенность: малая глубина в месте расположения платформы не позволяла использовать обычную для таких объектов строительную технику. В целях минимизации ущерба водному миру было предусмотрено использование стройтехники с малой осадкой для исключения работ по дноуглублению акватории лимана, организация кессонов в местах установки опор, откачка ила в специальную емкость.

Кроме того, было предусмотрено круглосуточное ведение работ с целью сокращения времени воздействия на окружающую среду.

В рамках проектирования объекта «Строительство нефтегазопровода от скважины №1 месторождения “Новое” до ГЗУ “Чумаковская”» был предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на минимизацию ущерба окружающей среде:

• уменьшение площадей, отводимых для производства строительно-монтажных работ;

• производство работ в период отсутствия гнездования птиц и нереста рыбы;

• рекультивация нарушенных в ходе строительства земель;

• грамотная и своевременная утилизация отходов;

• исключение движения автотранспорта вне дорог.

В настоящее время закончена разработка проектной документации по объекту «Строительство локальных очистных сооружений Восточного пирса с устройством ливневой канализации». Строительство очистных сооружений позволит значительно улучшить экологическую обстановку в акватории Цемесской бухты Новороссийска.

— Можно ли говорить о каких-то особых технологиях, применяемых для защиты экологии при проектировании?

— Да, конечно. Например, проект по ликвидации ледостойкого основания в Бейсугском лимане не имеет аналогов. Благодаря уникальности принятых проектных решений, в том числе с использованием водолазной техники, удалось существенно снизить негативное влияние от производства строительно-монтажных работ. Ликвидация платформы позволит избежать в будущем аварий на данном объекте.

Подчеркну, что речь идет о технологиях и процессах соответствующих требованиям российского законодательства и имеющих экологические сертификаты. К примеру, при строительстве нефтегазопровода от скважины №1 месторождения «Новое» в Темрюкском районе предусмотрена выработка электроэнергии на газопоршневой электростанции для нужд объекта за счет использования попутного нефтяного газа.

Безусловно и то, что в проекты закладывается взрывозащищенное электрооборудование, несгораемые изоляционные материалы и энергосберегающие установки. Каждым проектом предусмотрена автоматизация всех процессов, постоянный контроль за целостностью и герметичностью аппаратов и трубопроводов.

— С какими организациями «НЕФТЕПРОЕКТ» связывает сотрудничество по вопросам природоохранной деятельности?

— Мы работаем в контакте с экологическими департаментами и отделами органов местного самоуправления, Федеральным агентством по рыболовству, а также Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

— Работы текущего момента?

— В настоящее время ЗАО «ПИ “НЕФТЕПРОЕКТ”» закончена разработка проектной документации по реконструкции причалов Нефтерайона «Шесхарис», строительству очистных сооружений Восточного пирса в Новороссийском морском торговом порту, ведется разработка документации по строительству свечи рассеивания и установки рекуперации паров, выделяющихся при наливе нефти и нефтепродуктов на причалах Нефтерайона «Шесхарис».

— Спасибо за беседу. Хочется пожелать вам и всем нам: пусть задачи сохранения экологии и природоохранная деятельность каждого предприятия и организации будут эффективно решаемы.

ФАКТЫ ПО ТЕМЕ

Магистральные нефтепроводы представляют особую опасность в местах перехода через искусственные и естественные препятствия (автомобильные и железные дороги, реки, озера), например, на подводных переходах. Участки трубопровода, расположенные под судоходными трассами или в каналах, наиболее подвержены более серьезным механическим повреждениям в результате таких естественных причин, как эрозия отмели, оползание дна. Серьезным источником потенциальной опасности загрязнения нефтью водных объектов являются танкеры и другие нефтеналивные суда. Доля нефтегрузов составляет порядка 40% объема всех перевозимых в мире морем грузов, а в количественном выражении в 2000 г. этот объем составлял до 1,53 млрд.т.

ЗАО «ПИ «НЕФТЕПРОЕКТ» ЭТО:

* Профессионалы, компетентность которых подтверждена дипломами и сертификатами. Имеются дипломированные специалисты-переводчики.

* Любые виды инженерно-изыскательских работ, авторский надзор за строительством проектируемых объектов.

* Представление в Главгосэкспертизе (в том числе экспертизы промышленной безопасности) интересов заказчика по организации и проведению всех видов экспертиз и согласований проектно-сметной документации и результатов комплексных инженерных изысканий.

* Согласования с эксплуатирующими (инженерные коммуникации, сооружения, строения) организациями, с администрациями районов, с Ростехнадзором; с заказчиком-застройщиком рабочей документации в производство работ.

* Комплекс инжиниринговых услуг (консультативный, технологический и финансовый инжиниринг) направленный на оценку, проектирование, поддержание выпуска и воспроизводства продукции (предпроектные работы, ТЗ и технико-экономические обоснования строительства объектов, техусловий на все подключения).

* Генеральный директор – Зозуля Владимир Владимирович.

350000, Россия, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Северная, 324. 8(861) 279-78-01. mail@nefteproekt.ru.

Людмила ГЛАДИЛИНА, «Технограф»©