Создаем комфортную среду

В Краснодаре состоялась традиционная встреча журналистов с руководителем краевого центра Евгением Первышовым. В ходе брифинга глава города рассказал о ключевых направлениях работы власти за девять месяцев текущего года. Среди основных тем капитальный и текущий ремонт дорог, строительство школ и детских садов, благоустройство зеленых зон, развитие общественного транспорта и многие другие.

Первый вопрос, который задали журналисты, касался ситуации с краснодарским «Сафари-парком»: у администрации города есть вопросы к законности права частной собственности на землю под ним.

— Я ни в коем случае не против самого «Сафари-парка» и работы зоопарка на территории города. Он, безусловно, востребован, его посещают многие жители Краснодара и гости, которые к нам приезжают. По поручению губернатора Краснодарского края в течение трех лет ведется плановая работа по анализу всей земельно-правовой документации в Краснодаре. В том числе это касается и земельных участков, которые отчуждались с территории общего пользования. Парк расположен на территории «Солнечного острова» — это была территория общего пользования,— пояснил Евгений Первышов.

Сейчас в Краснодаре идет активная работа по возвращению в муниципальную собственность всех территорий, которые выбыли из собственности города при спорных обстоятельствах. Это делается для того, чтобы в дальнейшем можно было использовать эти земли для обустройства зеленых зон, строительства социальных объектов. Евгений Первышов привел несколько примеров, когда муниципалитет вернул через суд землю общего пользования, которая была реализована ранее вопреки закону.

— Например, улица Московская, где проходит дорога. Как она могла когда-то стать частной собственностью? Очень много времени потратили на изучение всех материалов, доказательства того, что сделки были совершены незаконно. Сегодня этот процесс завершен в пользу муниципального образования,— сообщил глава города,— что дает нам возможность в том числе завершать работы в части водоотведения по этому сложному микрорайону. Мы прокладываем сеть ливневой канализации, начали проектирование трамвайной ветки. Если бы данный участок по-прежнему находился в частной собственности, то, о чем я говорю, было бы невозможно.

В Вишняковском сквере тоже планировали построить гостиницу. Как можно было половину сквера отдать под строительство гостиничного комплекса? Мы вернули земельный участок — в следующем году на этой территории начнется создание второй очереди сквера.

Еще один пример — сквер 80-летия образования Краснодарского края. Если бы мы не участвовали в возврате этого участка, то стояли бы там сейчас, наверное, многоквартирные жилые дома…

Ради качественного обслуживания

Еще один интересующий журналистов вопрос касался повышения стоимости проезда в общественном транспорте до 28 рублей.

— Любым повышением цен мы недовольны. Начиная от тарифов за ЖКУ, которые ежегодно индексируются. Общественный транспорт — это тоже муниципальная услуга. И надо понимать, что там тоже работают жители Краснодара, которые рассчитывают на повышение заработной платы,— отметил Евгений Первышов.

Глава города уточнил, что недавнее повышение тарифа способствовало увеличению фонда зарплаты, в первую очередь — водителей и кондукторов.

— При том уровне заработной платы, которая была, и при тех нагрузках, которые существуют, очень сложно набрать полный штат для эксплуатации всего общественного транспорта. Это постоянная работа наряду с обновлением подвижного состава. Приобретая новые трамваи и троллейбусы, мы еще и участвуем в процессе софинансирования. Это обязательное требование: нам тоже необходимо аккумулировать, собирать и вкладывать денежные средства. И, безусловно, в целом мы же не хотим, чтобы трамвайно-троллейбусное управление у нас стало банкротом,— добавил Евгений Первышов.

Мэр также подчеркнул, что работа общественного транспорта с каждым годом налаживается. Он напомнил, что несколько лет назад трамвайно-троллейбусное управление находилось на грани банкротства:

— Было почти девятьсот миллионов рублей долгов, я об этом неоднократно говорил. И в одночасье весь подвижной состав мог просто не выйти на линию. Возобновить потом работу было бы практически невозможно: все территории отошли бы к кредиторам, начался бы процесс внешнего управления. Поэтому повышение тарифа — это в том числе возможность продолжения работы и качественного предоставления услуги.

Евгений Первышов рассказал и об обновлении трамвайного парка и закупке троллейбусов с автономным ходом:

— Старые вагоны, те, которые материально и технически изношены, безусловно, будем поэтапно списывать. У нас трехлетняя программа обновления трамвайного парка. К концу года мы получим 35 новых трамваев. Они приходят в город постепенно. Ждем также обновления троллейбусного парка. До конца октября в Краснодар придет двенадцать новых машин, и уже в ноябре они выйдут на один маршрут. Это первая серьезная закупка троллейбусов, которая будет осуществлена в этом году.

Упомянул глава города и о продлении трамвайных линий в городе. Евгений Первышов рассказал, где именно проложат рельсы и протянут контактную электросеть:

— Мы готовим четыре проекта. Сейчас ведутся работы, связанные с утверждением проекта планировок и проекта межевания. Это Восточно-Кругликовский микрорайон, микрорайон Гидростроителей и участок по улице Бершанской — в сторону аэропорта.

Проблемный вопрос — замена лифтов в многоквартирных домах. По программе капитального ремонта в текущем году в Краснодаре должны были заменить более трехсот лифтов в 116 многоквартирных домах. К работам привлекли подрядчика — ОАО «Щербинский лифтостроительный завод». Первые лифты начали менять уже весной и даже в двенадцати домах работы успешно завершили. Но потом подрядчик стал сдвигать сроки по замене. Сначала на месяц, потом на два, на пять… Пожилые люди, мамы с колясками стали заложниками подрядчика.

— Ситуация сложная. Подрядная организация, которая выиграла работы по замене лифтового оборудования, как мы видим, не справляется с взятыми на себя обязательствами. Рассчитываем, что все работы завершим до конца этого года. Администрация города в свою очередь также активно помогает с поиском субподрядных организаций: Щербинскому заводу не хватает специалистов, чтобы смонтировать лифты,— рассказал Евгений Первышов.

Мэр напомнил, что и в прошлом году ситуация была сложной. Другое предприятие, Карачаровский механический завод, также не выполнило свои обязательства и было внесено в реестр недобросовестных поставщиков. Сегодня и у Щербинского лифтостроительного завода достаточно большой объем штрафных санкций, но пока администрация не идет на расторжение договора, так как это может привести к тому, что даже то оборудование, которое уже установлено и смонтировано, не будет запущено.

Новый мост будет!

Рассказал глава города и о планах по строительству нового Яблоновского моста.

— Учитывая финансовые возможности муниципалитета, мы планируем решать собственные проблемы и задачи, которые сконцентрированы внутри города. А их очень много: школы, детские сады, дороги. Стоимость самого проекта, по разным оценкам, может составлять от семи до девяти миллиардов рублей. Для муниципалитета это непосильная ноша. Яблоновский мост связывает два субъекта — Краснодарский край и Республику Адыгея. Но сейчас он находится на балансе Краснодара. Мы его обслуживаем. Помогает администрация края — выделяет дополнительное финансирование на ремонт, восстановительные работы,— рассказал Евгений Первышов, добавив, что проект находится в разработке и уже получил соответствующее заключение государственной экспертизы. В этом году планируют реализовать первый этап: строительство новых переходов.

— Мне трудно сказать, когда планируется завершить строительство, потому что этот вопрос находится в ведении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края,— отметил глава города.

Евгений Первышов рассказал о реконструкции квартала на месте Городской клинической больницы №1 и Сенного рынка.

— Мы провели большую работу и переговоры с собственниками Сенного рынка, чтобы навести там порядок и вернуть ему былое значение,— сказал глава города. — Проект реконструкции будет готов в октябре. Также планируется перенести первую городскую больницу. Это произойдет через три — четыре года.

Изменения коснутся и расположенного по соседству так называемого скобяного рынка, расположенного по нечетной стороне улицы Октябрьской, напротив ЖК «Центральный».

— По аренде этой территории истек долгосрочный договор, и администрация продлевать его не собирается. В дальнейшем будем на общественных советах обсуждать судьбу данной территории,— сообщил Евгений Первышов.

Ради комфорта

Через несколько дней в городе начнется отопительный сезон, поэтому один из вопросов, адресованных главе, касался подготовке к нему.

— Город завершает подготовку к отопительному сезону. В этом году мы провели большую и сложную работу,— рассказал глава города. — Вели реконструкцию основной тепломагистрали ТЭЦ — центр города — заменили больше километра. Выполнили большой объем работы по модернизации котельных двух самых крупных теплоснабжающих компаний — АТЭК и «Краснодартеплосеть». Компания АТЭК выполняет работы по строительству модульных котельных на хуторе имени Ленина, в поселке Пригородный. В этом году вложения в технико-восстановительные работы значительно превышают прошлогодние. Тем не менее это техника. Надеемся, отопительный сезон пройдет без сбоев.

Рассказал глава и о завершении прокладки коллектора по улице имени Петра Метальникова:

— В своем обращении к жителям, в том числе Музыкального микрорайона, я подробно рассказал о сложностях, связанных как с прокладкой ливневого коллектора, так и со строительством очистных сооружений до балки Осечки. Тем не менее часть работ уже выполнена, мы получили насосное оборудование, идет его монтаж, построена камера гашения, будет проложен и соединен коллектор по улице Российской с коллектором, который проходит по улице имени Петра Метальникова. Выполнены работы по прокладке водоотводящих сетей по улице Московской.

Евгений Первышов также добавил, что завершаются работы, связанные с проектом планировки и межевания прохождения коллектора уже от улицы имени Петра Метальникова до балки Осечки. Дальше начнутся работы по проектированию водоотводящих сетей и соответственно очистных сооружений. В следующем году начнется строительство КНС по улице Российской.

— Там как минимум нужны две, чтобы воду из Восточно-Кругликовского микрорайона забирать в коллектор по улице Российской и далее — на улицу имени Петра Метальникова,— считает мэр. — Напомню: раньше коллектор по улице Российской существовал в виде просто брошенной трубы, из которой вода никуда не сбрасывалась. Сегодня этот коллектор весь заилен. Сейчас ведем работы по его расчистке. Конечно, времени потрачено много, но мы пытаемся ускорить процесс. Думаю, в обозначенные сроки мы это сделаем.

Социальная сфера — в приоритете

Говоря о строительстве социальных объектов в Краснодаре, Евгений Первышов рассказал о том, какие школы и детские сады строятся на территории города.

— За три года построили семь школ и пятнадцать детских садов. Такого строительства в Краснодаре не было никогда. Сейчас строим пять школ: четыре школы на 1100 мест и корпус на четыреста мест. В следующем году они будут введены в эксплуатацию. Помимо этого к концу года планируем начать строительство четырех садиков и школы в Новознаменском жилом районе на 1100 мест,— сообщил глава города. — Мы должны кратно увеличить строительство социальных объектов, так как в этом году детей в школы пришло на 13 тысяч человек больше — их уже 153 тысячи. Сегодня наша задача — сделать всё возможное, чтобы все дети учились в комфортных условиях и в дальнейшем продолжали создавать комфортный Краснодар.

Евгений Первышов добавил, что «земельного банка» для строительства социальных объектов в Краснодаре хватает:

— Участков достаточно. В новых микрорайонах мы провели большую работу по возврату земельных участков. Сейчас изучаем и центральную часть города. Неплохая практика у нас по строительству новых корпусов на территориях общеобразовательных школ. Примеров много. Это и школа №66, и гимназия №23. Изучаем Фестивальный микрорайон, смотрим, где можно сделать такие же корпуса.

Подготовила Людмила МЕЦЛЕР