Глава Краснодара Евгений Наумов принял участие в пресс-конференции, на которой обсудили изменения, отраженные в проекте Единого документа территориального планирования краевого центра.
На встрече с журналистами и блогерами также присутствовали заместители главы города Надежда Панаетова и Владимир Архипов, директор департамента архитектуры Василий Домрин. По телемосту на вопросы отвечали представители разработчика Единого документа: директор научно-исследовательского института перспективного градостроительства (НИИ ПГ) Павел Спирин и его заместитель Ирина Гришечкина.
— В отношении разработки проекта Единого документа территориального планирования Краснодар — в числе лидеров, в первой тройке территорий нашей страны, которые готовят такой документ, соединивший Генплан и Правила землепользования и застройки. Мы говорим о наших планах открыто и собрались обсудить действительно те темы, которые волнуют сегодня жителей. Уверен, что все вместе мы будем делать наш город лучше, краше, уютнее, гостеприимнее, современнее и богаче, — отметил Евгений Наумов, открывая пресс-конференцию.
Среди тем конференции – развитие территории МЖК на улице Тихорецкой. По словам Евгения Наумова, тенденция развития больших городов, таких, как Москва, Екатеринбург, Санкт-Петербург — это вынос крупных производств за границы города.
– Поэтому сейчас собственником данного земельного участка рассматривается возможность его застройки жилыми домами со всей необходимой социальной инфраструктурой. Примерная площадь участка — 22 гектара, – сказал глава города. – Но это произойдет только тогда, когда будет решен вопрос транспортной составляющей в этом районе, в частности, строительство развязки на Новороссийской и Тихорецкой, реализация других дорожных проектов. Только тогда можно будет создавать на этом месте современный жилой район. И еще — на этой территории расположены четыре объекта культурного наследия, и они все будут восстановлены и сохранены. Это принципиальная позиция.
Важный вопрос, который осветили на конференции, – размещение нового кладбища в районе станицы Старокорсунской. По словам Евгения Наумова, изначально большой земельный участок в станице был передан по договору аренды, затем генеральная прокуратура походатайствовала о передаче его в госсобственность.
— Мы понимаем, что сегодня существует острая необходимость определения территории для строительства нового кладбища. Буферной зоной от всей существующей застройки погост мы огородили. Этот объект никоим образом не ухудшит условия проживания людей. Я в этом совместно выверенном решении ничего плохого не вижу, — сказал мэр города.
В целом по Старокорсунской все показатели по соцобеспечению учтены: предусмотрены строительство школы на 1875 мест и детских садов по улицам Вознесенской и Спортивной, а также физкультурно-оздоровительного комплекса.
Несколько вопросов качались благоустройства Юбилейного микрорайона. Один из них касался строительство храма.
— Я за строительство храма. И поверьте мне, вместе с храмом появится и обещанный парк. Территория, отведенная под строительство храма, составляет чуть меньше гектара, а всего этот участок — два гектара. Вместе с строительством храма и парка сделаем долгожданное берегоукрепление, чтобы в будущем можно было пешком от парка 30-летия Победы дойти до Юбилейного, прокатиться на велосипеде, пробежаться, подышать свежим воздухом.
О планируемой новой дороге в Юбилейном микрорайоне через улицу имени Думенко рассказал заместитель главы Краснодара Владимир Архипов. По его словам, дорога по улице Думенко предусмотрена Генпланом.
— Уже есть проектное решение, также в этом году мы уже полностью завершили все работы с изъятием земельных участков для строительства этой дороги, — сказал Владимир Архипов.
Заместитель главы Краснодара Надежда Панаетова ответила на вопрос, касающийся строительства спортивного объекта на месте бывшего рынка в Юбилейном микрорайоне.
— Рынок на улице имени Думенко закрыт, и уже завершаются работы его по демонтажу. В новом Генеральном плане территория отображена как зона специализированной застройки со значком «спорт». Уже сегодня спортсмены вместе с нашим департаментом строительства прорабатывают несколько вариантов развития этой территории. Мы понимаем, что объект капитального строительства возвести, скорее всего, не получится, потому что там очень много коммуникаций, поэтому рассматриваем возможность использования быстровозводимых объектов — технологии нам сегодня позволяют делать их качественными и комфортными для жителей. После того, как у нас будет несколько вариантов развития данной территории, мы выберем лучшее решение совместно с инициативной группой жителей Юбилейного.
Евгений Наумов добавил, что это будет бюджетный спортивный объект, доступный для всех жителей.
Не обошли стороной и вопросы, касающиеся развития общественного транспорта и строительства ветки подземного трамвая. По словам заместителя директора НИИ Перспективного градостроительства Ирины Гришечкиной, в документе рассматривается вся система общественного транспорта, включая развитие городской электрички и обычного трамвая. Подземный трамвай в Генплане предусмотрен, но не является полноценным со всеми ветками. Развитие предусматривается именно обычного трамвая с пересадочными пунктами, связанными с железнодорожными станциями и переездами, которые уже есть в Краснодаре.
Подземный трамвай свяжет улицы от вокзала Краснодар-1, затем улицу Красную, имени 40-летия Победы и микрорайон Новознаменский — это перспективы, которые являются альтернативными для развития общественного транспорта в Краснодаре.
Заместитель главы Краснодара Владимир Архипов добавил, что до конца года планируется заключить контракт на проектирование долгожданной трамвайной линии в микрорайон Гидростроителей. В дальнейшем уже после проектирования этой ветки будет проектироваться трамвайная ветка в Восточно-Кругликовский микрорайон и поселок Российский.
Еще одна тема, волнующая жителей Краснодара, — озеленение города. Как рассказал директор НИИ Перспективного градостроительства Павел Спирин, на момент разработки первого Генплана на Краснодар общая площадь зеленых насаждений (скверы, парки, бульвары) составляла 350 гектаров. Краснодар был обеспечен всего 2,5 квадратных метра зеленых насаждений на жителя при нормативе 16 квадратных метров.
В новом и предыдущем Генеральном плане этот норматив полностью выдерживаем. У нас по новым проектным решениям сейчас 2800 гектаров. За прошедший период построено много соцобъектов, площадь зеленых насаждений увеличилась на 400 гектаров. Это хорошие результаты. Но предстоит еще большая работа. На последнем совещание с губернатором мы поставили вопрос о разработке программы по озеленению Краснодара, надеемся, она появится.
О многоэтажном строительстве и формировании полицентричной модели развития города рассказала заместитель главы Краснодара Надежда Панаетова. По ее словам, многоэтажная застройка в основном предусмотрена в районе поселков Краснодарского, Индустриального, Знаменского и микрорайона Новознаменского.
При строительстве новых ЖК, конечно, приоритетным остается развитие общественного транспорта.
— Сегодня наш строительный бизнес уже понял, что нужно учитывать развитие инфраструктуры. И две строительные компании — «ССК» и «Инсити» — проектируют строительство новой трамвайной линии от улицы Московской по улице Петра Метальникова до коттеджного поселка Крепость. Трамвайная линия будет спускаться ближе к поселку Плодородному, к разворотному кольцу, тем самым охватывая как уже существующую застройку, так и перспективную. Эти обязательства у застройщиков прописаны в договорах. Параллельно будет вестись строительство четырехполосной автодороги. Мы стремимся сделать подобие улицы Ставропольской, чтобы трамвайные пути были посередине, а две автомобильные полосы — по бокам.
Что касается этажности, то сейчас максимальный параметр снижен на шесть этажей, с 24 до 18. По действующим правилам только 35 процентов территории комплексной застройки может быть отдана под 18-этажные дома, а 65 процентов застраивается девятиэтажками.
В завершении конференции директор научно-исследовательского института перспективного градостроительства Павел Спирин рассказал о разработке градостроительных документов в Краснодаре. Он напомнил, что Краснодар в свое время принял на себя очень мощный инвестиционно-строительный удар. С 2012 по 2020 годы он вырос практически на один миллион по численности населения.
— Тогда мы приступили к разработке первого Генерального плана, который сейчас действует. Мы увидели, насколько Краснодар отстает по развитию социальной, транспортной, инженерной инфраструктур. Например, на тот момент в городе была 91 школа, и по действующим нормативами не хватало 122. Было 183 детских сада, и необходимо было построить 387 детских садов новых (очередь составляла 46 тысяч детей), — сказал Павел Спирин, напомнив, что по итогам пяти лет в Краснодаре по действующему Генеральному плану построено 22 детских сада, 26 еще строится, 22 — проектируется.
— Мы работаем по всей России и видим, что Краснодар серьезными темпами решает проблему будущего наших детей. И край, и город прилагают максимальные усилия для решения этой проблемы. Но есть задачи, которые нужно решать, где город отстает. Необходимо построить 28 мостов и развязок, которые запланированы в документе. Создать новую систему общественных пространств, зеленых насаждений. У нас недоразвита на одну треть улично-дорожная сеть, так как освоение города шло, по сути, без документации о планировке территории, то есть не отбивались нужной ширины улицы, не выделялись красными линиями те необходимые линии градостроительного регулирования, не предусматривалось нужное количество зеленых насаждений, внутридворовых территорий, — сказал директор НИИ перспективного градостроительства.
В завершении конференции Евгений Наумов подчеркнул, что Краснодар впереди многих городов России, потому что он по новой системе законодательства совместил Генеральный план и Правила землепользования и разработал единый документ территориального планирования.
— Если есть замечания и предложения со стороны общественности — у всех есть возможность дать свои предложения. Все, что будет направлено на улучшение документа и в дальнейшем на улучшение градостроительной ситуации, конечно, будет учтено и принято, — подытожил глава города.