Свято место пусто не бывает

Поступления в бюджет Краснодара от использования платных муниципальных парковок в 2023 году выросли в полтора раза

На сегодняшний день в столице Кубани работает 239 платных муниципальных парковок, на которых одновременно может разместиться больше девяти тысяч автомобилей. Большая часть парковок находится в центральной части города, в районах массового пребывания людей и, следовательно, скопления автомобилей.

Каждый день муниципальные парковки пополняют городскую казну в среднем на 465 тысяч рублей, тогда как в прошлом году эта цифра составляла около 289 тысяч. В целом с января 2023 года бюджетные поступления от использования платных муниципальных парковок превысили 84 миллиона рублей — немногим меньше, чем за весь 2022 год, в котором эта цифра составила порядка 105 миллионов рублей.

Оплачивая парковку, краснодарские водители фактически перечисляют средства в дорожный фонд, за счет которого потом выполняется ямочный ремонт краснодарских дорог, прокладываются новые тротуары, меняются дорожные знаки. Одним словом, автомобилисты таким образом вносят свою лепту в благоустройство кубанской столицы.

По результатам мониторинга парковочной системы, проведенного компанией «Дорнадзор» в 2022 году, столица Кубани, уступив лишь российской столице, заняла второе место по таким показателям, как физическая и финансовая доступность, эффективность, удобство, устойчивое развитие.

Соблюдение правил парковки для главы города Евгения Наумова — позиция принципиальная, о чем краснодарский мэр сообщил в своем аккаунте в «Телеграме».

— Правила парковки должны соблюдать все жители города, в том числе сотрудники мэрии. Причем именно они на личном примере должны показать краснодарцам, как ими пользоваться,— подчеркнул глава столицы Кубани.

Средство против пробок

По мнению краснодарцев, именно пробки являются самой актуальной городской проблемой на сегодняшний день. Для борьбы с ними, как говорится, все средства хороши. Стоит отметить, что в поисках решения проблемы краснодарские власти не идут на крайние меры вроде полного запрета въезда в центр города, принятого в некоторых мировых столицах. Ситуацию постепенно выравнивают посредством администрирования парковок и создания краснодарского парковочного пространства.

Плановое формирование парковочного пространства Краснодара позволяет существенно разгрузить краснодарские улицы и заложить основу для дальнейшего развития городской транспортной системы не закрывая, а, наоборот, открывая центр города для жителей и гостей краевой столицы.

Со времени своего появления в 2014 году платные парковки успели доказать свою эффективность в качестве инструмента разгрузки городских улиц. Началось всё с двух платных автостоянок в центре города: парковки на углу улиц Рашпилевской и Новокузнечной и прибордюрной парковки, расположенной на участке улицы Буденного — от Красноармейской до Красной. Следующей на очереди была Привокзальная площадь Краснодара I, на которой с помощью парковочной системы удалось упорядочить движение автомобилей.

В современном мегаполисе, когда количество машин растет в геометрической прогрессии, без подобных рычагов управления не обойтись. Именно платные парковки позволяют хоть как-то сдержать поток автомобилей, движущихся в центр города. Эту аксиому и приняли на вооружение власти Краснодара. Сегодня таких парковок в столице Кубани уже больше двух сотен и положительные результаты от их внедрения заметны явно. К примеру, только за прошлый год практически вдвое увеличилась оборачиваемость машино-мест на муниципальных стоянках, а среднее время пребывания на них одного автомобиля, наоборот, сократилось.

Любители «халявы» больше не бросают свое авто где попало и не блокируют выезд другим участникам движения. Более того, некоторых краснодарцев, добиравшихся до места работы на личном авто, перспектива оставлять машину на платном паркинге в течение всего рабочего дня подтолкнула пересесть на общественный транспорт. Что, конечно, поспособствовало снижению автомобильного трафика. А другим, всё же предпочитающим собственное транспортное средство, найти свободное парковочное место стало гораздо проще. Среди последних, однако, нашлись «изобретатели», приспособившиеся обходить правила использования парковок и не платить за стоянку «железного коня» в самых удобных точках.

«Все видят забитые машинами дороги и даже тротуары. Для борьбы с такими водителями в городе работают автомобили с мобильными комплексами „Тайфун”»,— написал Евгений Наумов в своем телеграм-канале.

Стоит отметить, что в нынешнем году региональный Центр организации дорожного движения увеличил количество мобильных комплексов в Краснодаре. Теперь на улицы краевой столицы ежедневно выезжает четыре спецавтомобиля, оборудованных комплексом автоматической фото- и видеофиксации. Работа таких мобильных комплексов хорошо отлажена. Через определенные интервалы времени техника считывает номера машины, чтобы выявить водителей, не оплативших парковку. Если таковые находятся, то им выписывается штраф три тысячи рублей. Причем за один рабочий день автовладельцу могут выписать несколько подобных штрафов. Только в прошлом году краснодарские нарушители парковочных правил заплатили больше четырехсот миллионов рублей в виде штрафов. За первые шесть месяцев текущего года эта сумма превысила 147 миллионов рублей. Штрафные санкции были применены к пятидесяти тысячам краснодарских водителей.

Маска, я тебя знаю

Как только автовладельцы начали получать штрафы за неоплаченную парковку, они стали искать способы их избежать. Некоторые автомобилисты при этом пытаются обойтись вполне законными приемами, например на какое-то время переставляя свое авто на бесплатные стоянки поблизости. Другие же предпочли закрывать госномера своих машин, таким образом мешая мобильным комплексам распознавать их.

Номера авто «прячут» с помощью самых разных предметов. Кто-то из водителей использует медицинские маски, видимо оставшиеся после пандемии, кто-то закрывает номер целлофановым пакетом или листом бумаги. Есть и такие, кто вовсе снимает номера со своих машин и убирает их куда-нибудь подальше, но подобная практика, широко распространенная в Москве и Санкт-Петербурге, у нас, в Краснодаре, пока не слишком популярна.

Самые «догадливые» водители, чтобы не платить за парковку, скрывают не весь номер, а одну-две цифры, для чего используют визитки или негодные пластиковые карты. Как говорится, дешево и сердито: и номер скрыт, и в глаза не бросается. А если все-таки бросится, то ответ у таких автолюбителей один: знать не знаю, как это сюда попало, не мое это — и точка.

Стоит напомнить, что подобные действия водителей нарушают постановление городской администрации о порядке использования платных парковок. В документе четко указано, что пользователям парковки запрещается ставить свои транспортные средства с закрытыми и нечитаемыми номерами. Этим же постановлением водителю-оператору, обслуживающему краснодарские городские парки, предоставляются полномочия очищать номера от посторонних предметов для последующей регистрации транспортных средств.

Очистка знаков на муниципальных парковках Краснодара ведется с февраля нынешнего года. Сотрудник городских парковок очищает номер машины, а фиксирует нарушение по-прежнему автоматический комплекс, который оборудован видеокамерой и технологией, считывающей номера и сверяющей их с базой данных.

Заметив скрытые номера авто на стоянке, сотрудник городских парковок удаляет с них посторонние предметы. С этого момента начинается пятнадцатиминутный отсчет бесплатного использования парковки. После чего, если оплата не поступила, водителю направляется уведомление о штрафе. Так что закрывать номера своих машин подручными предметами теперь бесполезно — оплатить парковку придется всё равно. А в дальнейшем работу по очистке номеров включат в обязанности подрядчика при заключении нового контракта на содержание парковок.

Эвакуаторы возвращаются?

Если раньше оставленный в неположенном месте автомобиль в считаные минуты увозил эвакуатор, теперь мерой воспитания водителей является штраф. Однако разговоры о возвращении эвакуаторов на краснодарские улицы в последнее время слышны всё чаще. Острую тему обсуждают в СМИ и городских пабликах. Поднимают ее и официальные структуры. К примеру, недавно с инициативой расширить полномочия региона в части контроля за парковкой автомобилей вышли депутаты регионального парламента. Если поправки к закону будут одобрены, на Кубани появится специальное подразделение, в полномочия которого будет входить эвакуация машин нарушителей на штрафные стоянки.

В Краснодаре эвакуационные службы не работают уже несколько лет, однако они достаточно эффективно работают в некоторых других муниципалитетах, например в Сочи, Новороссийске и Анапе. Вместе с тем, как отмечают в мэрии краевой столицы, без слаженной работы с сотрудниками ГИБДД ситуацию с нарушителями парковочных правил изменить к лучшему будет непросто. Для этого придется решить еще одну проблему: выделить сотрудников ГИБДД для работы на эвакуаторах. В противном случае эвакуаторы будут простаивать, ведь только уполномоченный сотрудник полиции может оформить штраф, а также задержать и переместить на штрафстоянку неправильно припаркованную машину.

В свое время отказ от эвакуаторов эксперты обосновывали разными причинами, в том числе созданием препятствий для движения транспорта при погрузке автомобиля нарушителя и негативными оценками ситуации владельцев авто, увезенных на штрафстоянки. Делался акцент и на том, что службы эвакуации остались без полицейских, под контролем которых проводилась погрузка автомобилей. Эти и другие но всё еще имеют место при обсуждении целесообразности возвращения эвакуаторов на улицы нашего города. Пока это остается под вопросом, но работа в нужном направлении, как говорится, уже идет.

Подготовила Рина КАРЕТИНА