Транспортный налог предлагают исчислять по дням

Продав автомобиль, прежние владельцы не будут оплачивать налог за весь месяц.

Транспортный налог предлагают исчислять по дням в случае регистрации автомобиля или снятия его с учета. Калининградская областная дума в ближайшее время внесет в Госдуму соответствующий законопроект (находится в распоряжении «Известий»). Сейчас при продаже автомобиля прежним и новым владельцам приходится платить налог за полный месяц, а не за дни фактического владения, что, по мнению депутатов, «сказывается на их финансовом состоянии».

«Необходимость внесения данных изменений обусловлена тем, что в действующей редакции закона месяц регистрации транспортного средства, а так же месяц снятия с регистрации транспортного средства принимается за один полный месяц для каждого из налогоплательщиков. В связи с таким порядком оба налогоплательщика платят транспортный налог за один и тот же месяц вдвоем не зависимо от числа календарных дней, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на владельца», — говорится в пояснительной записке законопроекта.

Ситуация, когда граждане оплачивают транспортный налог на уже не принадлежащий ему автомобиль, возникает при продаже транспортного средства. «Граждане или юридические лица вынуждены оплатить транспортный налог за полный месяц владения прежним транспортным средством и полный месяц владения приобретенным транспортным средством, что сказывается на их финансовом состоянии и вынуждает нести ответственность по уплате налога за транспортное средство, которое с определенной даты не является их собственностью», — говорится в пояснительной записке законопроекта.

Изменения предлагается внести в пункт 3 статьи 362 Налогового Кодекса РФ с тем, чтобы при смене владельца автомобиля сумма налога исчислялась «с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа календарных дней, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных дней в налоговом периоде».

Депутаты отмечают, что «данная мера позволит лицам, на которых зарегистрированы транспортные средства, оплатить налог в соответствующем налоговом периоде, только за дни, в которые транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика».

Сейчас владельцы транспортных средств ежегодно оплачивают налог. Налоговые ставки устанавливаются региональными властями — в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортных средств и года выпуска. В Москве, например, для легковых автомобилей ставка составляет от 12 рублей с каждой лошадиной силы в год (для автомобилей с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил) до 150 рублей (мощность двигателя — свыше 250 лошадиных сил).

Отметим, что доход бюджета Москвы от транспортного налога ежегодно увеличивается — если в 2013 году в казну поступило около 16 млн рублей, то в 2014 году — уже более 19 млн рублей. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ транспортный налог наряду с акцизами на бензин, дизельное топливо и пр. является одним из источников формирования дорожных фондов субъектов РФ.

Депутат Госдумы от фракции ЛДПР Ярослав Нилов назвал инициативу разумной.

— ЛДПР ее поддержит, мы постараемся, чтобы она была принята, потому что тогда граждане хоть немного смогут сэкономить. Однако транспортный налог — больная тема для регионов, потому что он наполняет бюджеты, и очень тяжело сдвинуть с мертвой точки этот вопрос. Конечно, этот законопроект бюджету не нанесет большого вреда, но могут найти другие причины для отклонения — скажут, что надо все просчитать, а для этого потребуются дополнительные расходы, — говорит он.

Нилов отметил, что ЛДПР активно выступает за отмену транспортного налога.

— Его надо превратить в форму акцизов — дополнительного сбора при покупке топлива. Получается, что у нас автомобиль зарегистрирован, к примеру, в Рязанской области, и налог уходит туда, а ездит владелец в Московской области — дороги и экология портятся в другом регионе, — говорит депутат. — Кроме того тогда гражданам не придется постоянно регистрировать автомобиль. Сейчас на период, когда транспорт не используется, его снимают с учета, чтобы не платить налог. А у нас есть сезонный транспорт — мотоциклы, есть те, кто просто ездит на машине только летом.

Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов считает, что оплата полного месяца при снятии с учета автомобиля не является острой проблемой.

— Для большинства автопарка цена вопроса совсем небольшая — переплата за один месяц будет 100−200 рублей. Даже для автомобилей с большим объемом двигателя годовой налог составляет около 5 тыс. рублей. Поэтому проблема не стоит так остро, но в то же время это не значит, что ее не надо решать, поскольку все-таки несправедливо, что старый владелец платит за автомобиль, который уже не находится в его собственности, — отметил Шкуматов.

Напомним, что в конце апреля депутаты Госдумы Сергей Миронов и Олег Нилов внесли законопроект об отмене транспортного налога с 2016 года. Годом ранее велось обсуждение о реформировании транспортного налога с тем, чтобы его размер определялся в зависимости от экологического класса автомобиля. А осенью 2014 года депутаты Госдумы подготовили законопроект, согласно которому прежний собственник транспортного средства будет освобожден от уплаты транспортного налога со дня заключения договора (купли-продажи, дарения, мены и пр.), а не с момента регистрации транспортного средства в органах ГИБДД на имя нового владельца.