На планерке в последний понедельник мая депутаты городской Думы Краснодара говорили о ценах на товары и услуги и приспособленности общественного транспорта к нуждам маломобильных жителей города. Оба вопроса городские парламентарии рассмотрели в порядке контроля.
Провела еженедельное совещание депутатов председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко, в работе принял участие заместитель мэра города Владимир Архипов.
Что общего у городских автобусов и аттракционов, установленных в краснодарских парках? И те, и другие могут быть недоступными для взрослых и маленьких жителей столицы Кубани. Первые — не удобны для маломобильных граждан и мамочек с колясками. Вторые — оказываются не по карману многим родителям, особенно тем, кто воспитывает двух, трех и больше детей. О том, как изменить к лучшему ситуацию как с парковыми аттракционами, так и по части муниципального транспорта, шла речь на планерке в городской Думе Краснодара.
Транспортный вопрос остается открытым
Ни для кого не секрет, что муниципальным общественным транспортом пользуются многие краснодарцы пожилого возраста, а также мамочки с колясками и жители города с ограниченными возможностями здоровья. Впрочем, для последних поездка в городском автобусе зачастую оказывается настоящим приключением, которое начинается уже на остановке, с вопроса, как в него попасть. Высокие ступени и узкие двери в том же автобусе становятся непреодолимым препятствием для маломобильных краснодарцев.

Как отметила Вера Галушко, о таких транспортных проблемах жители города сообщают своим депутатам с просьбой принять меры, и обращений на эту тему поступает множество. Люди рассказывают о том, что долго сидят на остановках, пропуская один автобус за другим, пока наконец не приедет доступный — низкопольный.
Вопрос, почему на маршрутах не хватает низкопольного транспорта, депутаты адресовали заместителю директора, начальнику отдела организации перевозок городского Департамента транспорта Виктору Балацкому.
Он сообщил, что маршрутная сеть муниципального общественного транспорта состоит из ста двадцати маршрутов общей протяженностью 4,5 тысячи километров. Это двенадцать троллейбусных, шестнадцать трамвайных и девяносто два автобусных маршрута. Из них тридцать три маршрута пригородные. На линию ежедневно выходит около полутора тысяч единиц транспортных средств: 248 трамваев, 152 троллейбуса и 1123 автобуса, из которых 350 автобусов низкопольные.
В общей сложности за два года автопарк пополнился 105 низкопольными автобусами. Работа в данном направлении продолжается: в текущем году перевозчиками приобретено четырнадцать низкопольных автобусов, двенадцать из которых — по муниципальному контракту.
Виктор Балацкий также уточнил, что часть городских перевозчиков работает по брутто-контрактам, а в рамках брутто-контрактов основным условием для перевозчика является приобретение нового транспорта с соответствующей технической оснащенностью. В прошлом году на брутто-контракты переведено семь пригородных маршрутов, в текущем году — еще два муниципальных.
Иными словами, переход перевозчиков на брутто-контракты приближает момент, когда практически весь общественный транспорт станет удобным и комфортным для всех без исключения жителей кубанской столицы. Как сообщил депутатам Владимир Архипов, на такие контракты до 2029 года планируется перевести 125 городских маршрутов. Ответ на вопрос, почему нельзя сделать это быстрее, лежит в области финансов.
— Для того чтобы все перевозчики перешли на брутто-контракты, в муниципальном бюджете потребуется найти дополнительно пятнадцать миллиардов рублей. Из них в городскую казну вернется десять миллиардов, а оставшиеся пять миллиардов придется закрывать, например, за счет краевых субсидий, без которых в данном случае просто не обойтись,— разъяснил Владимир Архипов.
Как отметили депутаты, работа в плане пополнения городского автопарка низкопольным транспортом ведется, однако такого транспорта Краснодару не хватает, универсальный способ обновить муниципальный автопарк пока не найден.

— Людям нужно ездить в комфортных условиях прямо сейчас, сегодня, а не только через год или через пять лет. Для того чтобы улучшить ситуацию, нужны комплексные меры,— акцентировала внимание Вера Галушко, дав поручение городскому Департаменту транспорта подготовить «дорожную карту» развития низкопольного парка муниципального общественного транспорта. Ее депутаты рассмотрят на одном из следующих совещаний.
Это удивительный был аттракцион
Городской парк с аттракционами — отличное место для семейного отдыха, особенно летом, когда у детей каникулы. И посетителей в краснодарских парках заметно прибавляется. Однако некоторым из них приходится довольствоваться просто прогулкой по аллеям, поскольку на аттракционы средств просто не хватает. Вопрос, как изменить сложившуюся ситуацию, стал вторым в повестке еженедельного совещания депутатов.
Результаты мониторинга цен на социально значимые продовольственные товары и услуги депутатам представил начальник городского Управления цен и тарифов Евгений Романков. Он рассказал, что ситуация с продовольственными товарами остается стабильной, с первого января стоимость некоторых продуктов первой необходимости снизилась. Подешевели, например, яйца, молочная продукция и бакалейные товары.
Иная картина наблюдается в сфере услуг, в частности в организации активного досуга юных и взрослых горожан. Краснодарцы не раз и не два сообщали своим депутатам, что цена билетов на качели-карусели в парках, как говорится, кусается. Даже с учетом пятидесятипроцентных скидок, которые по инициативе главы краевого центра Евгения Наумова и председателя городской Думы Краснодара Веры Галушко введены в муниципальных парках с февраля нынешнего года. Скидками могут воспользоваться все жители города раз в неделю, по средам.
— Цены не берутся с потолка — они складываются из стоимости аренды оборудования и его обслуживания, заработной платы сотрудников и еще множества факторов. Всё обоснованно,— пояснил Евгений Романков.
— Почему тогда в других городах, например в Ростове, при прочих равных стоимость катания на аттракционах вдвое, а то и втрое ниже, чем в Краснодаре? — поинтересовались у докладчика депутаты, предложив изучить положительный опыт других муниципалитетов.
К слову, предложений, как снизить тарифы, от народных избранников поступило множество: от покупки оборудования вместо его аренды до изменения алгоритма работы парков и введения дополнительных мер соцподдержки.

— Все прозвучавшие сегодня предложения депутатов, как снизить цены на аттракционы в муниципальных парках, необходимо проанализировать. Также свое видение проблемы и варианты ее решения должны представить профильные структурные подразделения администрации. Все наши дети должны иметь возможность покататься на аттракционах, и это самый весомый фактор, на котором следует акцентировать внимание,— сказала Вера Галушко.
К обсуждению способов снизить тарифы на аттракционы в городских парках депутаты вернутся через неделю на следующем совещании.
Людмила Головченко, председатель комитета городской Думы Краснодара по промышленности, транспорту и связи:
— Вопрос о переводе городских транспортных маршрутов на низкопольный транспорт на сегодня остро актуален, ведь городскими маршрутами пользуются многие люди пожилого возраста, а также краснодарцы с ограниченными возможностями здоровья и родители с колясками. Очень много обращений на эту тему поступает от наших горожан.
Сегодня у нас в городе сто двадцать маршрутов, треть из них пригородные. У депутатов было много вопросов относительно использования на этих маршрутах низкопольных автобусов, например, для обслуживания СНТ и пригородных поселков.
Для того чтобы удовлетворять запросы населения, Департаментом транспорта проводится большая работа, и уже семнадцать маршрутов переведены на брутто-контракты. Одним из условий при переводе на брутто-контракты является закупка низкопольных автобусов. Важно также, чтобы частные перевозчики, а их сейчас двадцать на территории города, приобретали такие автобусы.
Один из путей решений проблемы с нехваткой низкопольного транспорта — это перевод на брутто-контракты всех перевозчиков. До 2029 года планируется перевести сто двадцать пять маршрутов. Конечно, это дополнительная нагрузка на бюджет: на эти цели потребуется пятнадцать миллиардов рублей. Однако есть масса других социальных вопросов, которые надо решать за счет бюджета. Потому без краевой поддержки нам не обойтись.
Сегодня на совещании председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко поручила Департаменту транспорта подготовить и представить депутатам план мероприятий, чтобы видеть, в каком направлении нам всем нужно идти, чтобы удовлетворить потребности жителей нашего города.
Эрик Арутюнов, заместитель председателя комитета городской Думы Краснодара по вопросам торговли и сельского хозяйства:
— Сегодня на совещании депутаты обсуждали вопросы цен и тарифов. В первую очередь это продовольственные тарифы, а также вопрос, который поднимают наши жители на приеме у своих депутатов,— стоимость аттракционов.
Мы видим, что с первого января цены на определенные продовольственные товары снизились. Что касается парковых аттракционов, то ситуация иная. У нас шесть муниципальных парков. Реагируя на обращения краснодарцев, депутаты изучили цены на установленные в них аттракционы.
Сегодня на совещание был приглашен начальник городского Управления цен и тарифов, который доложил, как идет работа, направленная на то, чтобы сделать аттракционы доступными для всех, чтобы с первого июня цены удалось бы снизить. Пока вопрос не решен.
Продолжим через неделю, на следующей планерке, куда будут приглашены представители Департамента городского хозяйства, управления цен и тарифов. Представители профильных ведомств расскажут, что планируется сделать для того, чтобы снизить тарифы на аттракционы и сделать их доступными, например для многодетных семей.
Рина КАРЕТИНА