Путь на работу и домой, безусловно, влияет на настроение любого человека. И нередко дорога вызывает раздражение, а не дарит хорошее расположение духа. Поэтому важно понять, что раздражает, и обезвредить это самое раздражение.
Путь к одиночеству
В свое время исследователи Университета Умео в Швеции заявили о сенсационном в какой-то мере открытии: семейные пары, в которых один из партнеров добирается на работу дольше сорока пяти минут, на сорок процентов больше подвержены разводам. Правда, шведы так и не смогли ответить на весьма вопрос, почему это происходит. Но в любом случае есть, как говорится, повод к тому, чтобы поразмыслить по этому поводу.
Кто-то очень метко заметил, что долгий и утомительный путь на работу — это мигрень, включающая в себя саморазрушение. Мы не делаем ровным счетом ничего, что приносит радость, а только едем, едем, едем… А ведь те, кому приходится долго добираться на работу, страдают от недомогания, постоянных стрессов и недовольства. Причем это может происходить не от случая к случаю, а чуть ли не ежедневно. И так изо дня в день.
Утомительные и длительные переезды также заставляют многих чувствовать себя одинокими. Политолог Роберт Патнэм, автор книги «Боулинг в одиночестве», назвал долгий путь на работу самым четким показателем социальной изоляции человека.
По его мнению, каждые десять минут, потраченных на дорогу, на десять процентов уменьшают вероятность возникновения социальных связей, а ведь именно эти связи заставляют нас чувствовать себя счастливыми и состоявшимися.
Причем, чем выше уровень стресса в дороге, тем более негативно воспринимается человеком то, чем ему приходится заниматься в течение рабочего дня. А всё потому, что на работу человек приезжает в унылом, несколько подавленном состоянии.
Нездоровые симптомы
Ученые из Монреальского университета пришли к выводу, что стресс, связанный с тяжелой дорогой на работу и обратно, ведет к профессиональному выгоранию. Так называют синдром, возникающий на фоне хронического стресса из-за накопления связанных с работой отрицательных эмоций без необходимой разрядки.
Это приводит к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека. Среди симптомов пессимистическое, циничное, скептическое отношение к своей трудовой деятельности, снижение уровня ее эффективности, безразличие к результатам своей работы, унылое настроение, скука, апатия, неверие в профессиональные перспективы и т. д.
Канадские исследователи проанализировали данные почти двух тысяч работающих жителей в сельской местности и городских районах Квебека в возрасте от семнадцати до шестидесяти девяти лет. Ученые принимали во внимание тип транспорта, на котором люди добираются до работы, расстояние, которое им приходится преодолевать ежедневно по пути на работу и с работы, а также наличие у участников исследования характерных проявлений синдрома профессионального выгорания.
В результате исследования было установлено, что между тяжестью дороги от дома до места работы и риском профессионального выгорания существует прямая зависимость. Чем труднее и дольше путь, тем выше риск впасть в уныние и тоску.
Есть и плюсы
Кстати, пороговым значением продолжительности дороги оказались двадцать минут. Всё дело в том, что при превышении этих самых двадцати минут люди значительно чаще начинают испытывать негативные эмоции по отношению к своей работе, а это уже не очень хороший показатель.
Существуют ли плюсы у тех, кто проводит весьма долгое время в дороге на работу и домой? Оказывается, и в этом случае можно найти свои плюсы. Конечно, если есть для этого желание. Желание не пребывать в унынии и винить всё и вся вокруг, что путь долгий, нудный и утомительный.
Как утверждают исследователи, существует только одна проблема, которая не позволяет людям воспользоваться множеством преимуществ долгого времени, проводимого в дороге. Проблема эта заключается в самом человеке. Просто многие люди не умеют использовать свободное время в пути как следует. Или не хотят.
Многие социологи убеждены, что решить проблему пребывания долгого времени в дороге можно с максимальной для себя пользой. Главным моментом при этом является способность человека контролировать самого себя, чтобы избегать стресса.
Нужно быть искренним, чтобы смотреть на себя со стороны, признавать свои слабости и избегать стресса.
Давайте порассуждаем. Огонь помог людям стать теми, кем они сейчас являются. Огонь — помощник и защитник людей. Он согреет и поднимет настроение в ненастную погоду. С помощью огня можно приготовить еду или отогнать диких хищников. Но это возможно только в том случае, если человек умеет управлять огнем. Если нет, то он может легко сгореть. Стресс как огонь. Только страшнее. Поэтому нужен самоконтроль, в том числе и в дороге.
Понятное дело, что есть различия между водителем автомобиля и пассажиром. Первый особенно не расслабится, потому как дорога не прощает невнимательности, а вот пассажир может с пользой провести время.
Если приходится постоять в пробке, то здесь все равны: и водитель, и пассажир. В этом случае можно продумать свой предстоящий рабочий день. Мысленно, и не только, составить перечень задач, которые предстоит решить. Расписать цели по степени важности. Тогда, как только оказываешься на рабочем месте, точно знаешь, с каких дел начинать. Кроме того, способность грамотно выстраивать свое расписание учит ответственному отношению к обязанностям.
Правда, существует некий парадокс: люди, которые живут недалеко от своей работы, нередко на нее опаздывают. Напротив, те, кому добираться далеко, чаще всего приходят вовремя. Но это бывает не во всех случаях.
Не секрет, что большинство из нас, находясь в дороге, стремятся как можно скорее переместиться из пункта А в пункт Б. И если физически не можем повлиять на конечный результат, то ментально делаем всё, чтобы как можно быстрее оказаться в требуемом пункте назначения. И когда в этом случае возникают некоторые проблемы, появляется нервозность, нетерпение и в итоге ухудшается настроение. Но если принимать эту самую дорогу на работу или домой как данность, то можно сохранить спокойствие и не нервничать.
Что делать?
Что можно делать в пути, чтобы не унывать и не портить себе настроение? Иногда полезно выступать в роли созерцателя. Внимательно слушать и наблюдать за теми, кто находится вокруг. К примеру, в общественном транспорте.
Хотя это мнение довольно спорное. Согласитесь, заглядывать в экран чужого мобильного телефона и разглядывать соседнего пассажира невежливо и некрасиво. Но кого-то это совсем не останавливает. Недалекого человека. И это уже не созерцатель, а любопытный человек. В отличие от того пассажира, который смотрит в окно автобуса или трамвая или слушает аудиокнигу.
Не стоит забывать, что, находясь длительное время в дороге, мы совершаем минимум движений и наш организм фактически слабеет. Как следствие, могут возникнуть проблемы с сердечно-сосудистой системой.
Многое зависит от того, как человек проводит время в пути. Если он относительно долго едет в комфортных условиях, это не так страшно. Другой вопрос, если он вынужден толкаться в автобусе: это только ухудшает его настроение. И это уже дополнительные физические и психоэмоциональные усилия. К слову сказать, исследования ученых показали, что сорок процентов сотрудников, тратящих на дорогу в офис более девяноста минут, запоминают меньше полезной информации, чем остальные.
В принципе сам по себе долгий путь не является главной причиной эмоционального выгорания, но может серьезно его усиливать. А выгорает человек, скорее, из-за того, что, например, в коллективе происходят подковерные игры, сталкивание лбами, гнусное обсуждение всех и вся, употребляется ненормативная лексика и т. д.
Когда человек тратит много психической энергии, которая никак не восполняется, это и есть шаг к выгоранию. Длительное время, потраченное в поездке на работу, которая уже стал ненавистной из-за пустопорожней болтовни и всевозможных дрязг,— это дополнительный фактор стресса.
Медики из шведского университета города Лунд провели исследование с целью определить, как влияет дорога на здоровье, настроение и работоспособность сотрудников компаний и промышленных предприятий. Была опрошена двадцать одна тысяча шведов, которые тратят на работу в один конец пути более получаса и работают как минимум четыре часа в неделю.
Выяснилось, что те, кто ходит на службу пешком, реже уходят на больничный, испытывают стресс на работе и, вообще, мечтают поменять место работы. Вопрос: а если работа находится далеко от дома и зарплата оставляет желать лучшего?
Хуже всего оказались показатели тех, кто вынужден был добираться на работу общественным транспортом.
Нужен позитив
По данным исследования, проведенные в дороге пятнадцать часов в неделю лишают среднестатистического работника получаса сна ежедневно. Еще одни исследования показывают, что на самом деле дорога от дома до работы и обратно может выполнять функцию полезного буфера между личной жизнью и производственными проблемами. За долгое время в пути человек имеет возможность настроиться на другой лад.
Об этом пишет и австралиец Дэвид Биссел в своей книге «Транзитная жизнь: как комьютинг меняет наши города». Поясню: комьютеры — это люди, которые тратят несколько часов в день на дорогу на работу или учебу и обратно.
Биссел утверждает, что в долгой дороге лучше планировать свой рабочий день, что у творческих людей рутинные поездки развивают наблюдательность и даже литературный талант. А что, может это и так. Насчет наблюдательности спорить не будем, а вот по поводу литературного таланта…
Думается, ежедневные утомительные поездки могут вызывать только написание каких-нибудь опусов с ругательными словами по отношению к дорогам и автомобильным пробкам.
Всех нас регулярные дорожные эмоции медленно и уверенно вгоняют в стресс, оказывая пагубное влияние на здоровье. Особенно подвержены психологическому воздействию такими поездками представительницы прекрасного пола.
Чтобы сохранить свое позитивное настроение на целый день и не поддаться депрессии, необходимо грамотно использовать время, отведенное на дорогу. Ведь в подобном поведении и заключается отличие разумного человека от чудаковатого.
К чему напрасные траты собственных эмоций, когда можно успешно извлекать выгоду из разумной траты времени и преображать собственную поездку не только в полезное, но и в приятное мероприятие.
Максим МАКСИМОВ