В Краснодарское УФАС рассказали о ситуации, которая складывается в регионе по реализации закона о госзакупках

Руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю Олег Тихенький на пресс-конференции для журналистов рассказал о ситуации, которая складывается в регионе по реализации Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ситуация меняется

— В Краснодарское УФАС в прошлом году поступило самое большое количество жалоб именно на муниципальных заказчиков, на что есть объективные и субъективные причины,- отметил руководитель ведомства Олег Тихенький. — К объективным я бы отнес невысокий уровень подготовки специалистов в районных и сельских администрациях, которые занимаются государственными и муниципальными закупками. Поэтому без их повышения квалификации и переобучения ситуацию изменить в лучшую сторону будет весьма сложно.

А субъективные причины в какой-то степени вытекают из объективных, когда присутствует пресловутый административный ресурс и заказчики пытаются вступить в сговор с различными компаниями, не желающими участвовать в конкурентной процедуре торгов. Другими словами, хотят с помощью административного ресурса определить себя победителями.

Напомню, что глава администрации (губернатор) Краснодарского края Вениамин Кондратьев очень жестко потребовал изменить ситуацию, когда по надуманным причинам из конкурентной борьбы при процедуре торгов выбывает целый ряд хозяйствующих объектов, чаще всего — представители малого и среднего бизнеса. А ведь нельзя забывать, что госзакупки — это стабильный доход, когда добросовестный заказчик поставляет товар и за проделанную в срок работу получает деньги. Это возможность успешного планирования бизнеса.

В Краснодарском крае разработана единая инструкция для участников торгов, в которой всё четко расписано. Важно, что это единые требования ко всем закупкам края, которые размещаются централизованно. Глава региона рекомендовал использовать эту инструкцию во всех муниципалитетах, и в самое ближайшее время мы ожидаем, что хозяйствующим субъектам будет легче участвовать в торгах на всех уровнях закупок.

Применение единой инструкции облегчает жизнь предпринимателей, потому как нет необходимости содержать штат юристов, которые должны разбираться со всей документацией. Есть единая четкая инструкция, и ей нужно следовать. В этом случае предприниматели поймут, что снимается еще один административный барьер на пути к свободным торгам.

Что касается преступных сговоров в сфере закупок товаров, работ и услуг в рамках ФЗ № 44, то в этом случае мы будем направлять материалы на нарушителей в правоохранительные органы. Всё на торгах должно происходить только в рамках закона, который все участники торгов должны неукоснительно соблюдать.

Серьезные механизмы воздействия

— Но за последние годы ситуация стала меняться в лучшую сторону, и это видно по количеству участников торгов. Соответственно есть и конкурентная борьба между ними. Напомню, что существуют серьезные механизмы борьбы с недобросовестными участниками размещения заказов. Если у кого-то в документации отсутствует график поставки товаров или предоставления услуг, то это усложняет контроль за качеством и своевременностью выполнения заказа.

В том случае, когда исполнение контракта не происходит в установленные сроки, в соответствии с законом сведения направляются в антимонопольный орган и мы в свою очередь включаем такую компанию в реестр недобросовестных поставщиков товаров и услуг.

Кроме того, на два года от торгов отлучается компания и ее учредители от участия в торгах, и это очень серьезный механизм влияния на недобросовестных поставщиков. Срок довольно большой, который позволяет отрезвить нарушителей и дать им время подумать о своих действиях. Это заставит их в следующий раз вести свою деятельность в соответствии с законом.

Еще есть обязательные государственные механизмы исполнения в срок государственных заказов. Такие, например, как банковская гарантия, требования к опыту работ,- уточнил Олег Тихенький.

Обоснованные жалобы

Сколько же в прошлом году Краснодарское УФАС России в порядке, предусмотренном ФЗ № 44, рассмотрело жалоб участников закупок? Всего — 2996. На федеральных заказчиков — 683, на заказчиков субъекта — 631, на муниципальных заказчиков — 1682. Обоснованными признано 992 обращения, выдано 645 предписаний об устранении нарушений закона о контрактной системе. На основании поступившей информации проведено 228 внеплановых проверок и выдано 46 предписаний.

Также рассмотрено сорок обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком, 589 обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Рассмотрено 1094 дела об административном правонарушении. Выдано 985 постановлений о наложении административных штрафов на 12794,13 тысячи рублей. Сумма уплаченных штрафов за 2018 год составила 10577,49 тысячи рублей.

В частности, в первом квартале прошлого года поступило 625 жалоб, из которых 155 — на федеральных заказчиков, 109 — на заказчиков субъекта, 361 — на муниципальных заказчиков. На основании поступившей информации проведена 61 внеплановая проверка, по результатам рассмотрения выдано семь предписаний. Возбуждено 226 дел об административных правонарушениях, сумма уплаченных штрафов составила 1740,38 тысячи рублей.

Рассмотрено четыре обращения о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 108 обращений — о включении в реестр недобросовестных поставщиков (РНП), принято 59 решений о включении в РНП.

Во втором квартале 2018 года в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю поступило 879 жалоб на федеральных и муниципальных заказчиков, а также на заказчиков субъекта. Обоснованными признаны 232 жалобы, выдано 168 предписаний, 405 жалоб признано необоснованными. На основании поступившей информации проведено 57 внеплановых проверок и выдано тринадцать предписаний.

Рассмотрено двенадцать обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 94 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков. Возбуждено 302 дела об административных правонарушениях, сумма уплаченных штрафов составила 2961,89 тысячи рублей.

В третьем квартале минувшего года в Краснодарское УФАС России поступило 768 жалоб. На федеральных заказчиков — 143, на заказчиков субъекта — 150, на муниципальных заказчиков — 475. На основании поступившей информации сотрудники Управления Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю провели 64 внеплановые проверки и выдали двенадцать предписаний.

Рассмотрено десять обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 183 обращения — о включении в реестр недобросовестных поставщиков, принято 124 решения о включении в этот реестр.

Возбуждено 234 дела об административных правонарушениях, выдано 213 постановлений о наложении административных штрафов на 3098,86 тысячи рублей; 2282,91 тысячи рублей — это сумма уплаченных штрафов.

Что касается четвертого квартала 2018 года, то в УФАС России по Краснодарскому краю поступило 724 жалобы, из которых 192 — на федеральных заказчиков, 186 — на заказчиков субъекта, 346 — на муниципальных заказчиков. Возвращено 113 жалоб, отозвана сорок одна. По результатам рассмотрения признано обоснованными 219 жалоб, выдано 155 предписаний, 351 жалоба признана необоснованной. Проведено 66 внеплановых проверок, выдано четырнадцать предписаний.

Рассмотрено четырнадцать обращений о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), 204 обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, принято 136 решений о включении в РНП.

Возбуждено 332 дела об административных правонарушениях, выдано 304 постановления о наложении административных штрафов на 3107,52 тысячи рублей. Сумма уплаченных штрафов с учетом постановлений, выданных в третьем квартале, составила 3592,31 тысячи рублей.

Результат совместных действий

На пресс-конференции руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю Олег Тихенький рассказал о том, что если в ходе проведения процедуры торгов присутствует конкурентная борьба между заказчиками, но есть какие-либо небольшие нарушения, не влияющие на результаты торгов, то торги не отменяют. Кроме того, озвучил внедрение комплаенс-контроля (внутреннего антимонопольного контроля) в учреждениях и отметил, что больше всего жалоб, касающихся торгов, фиксируется в сфере строительства, здравоохранения и поставок продуктов питания.

— В прошлом году количество жалоб на федеральных и муниципальных заказчиков, а также заказчиков субъекта сократилось по сравнению с 2017-м. Это связано в том числе с изменением российского законодательства и с теми действиями, которые совместно проводят Управление Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю и администрация региона. Это касается возрастания конкуренции на рынке размещения государственных (муниципальных) заказов.

Вместе мы наведем должный порядок в этой сфере и обеспечим предпринимателям свободу доступа на рынок государственных и муниципальных заказов. Должен быть строгий контроль бюджетных денег, и вся наша деятельность направлена на умножение экономического потенциала Краснодарского края,- подчеркнул руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы России по Краснодарскому краю Олег Тихенький.