В краснодарской художественной галерее «Сантал» впервые проходит персональная выставка живописи Владимира Ушакова

В краснодарской художественной галерее «Сантал» впервые проходит персональная юбилейная выставка живописи Владимира Геннадьевича Ушакова, приуроченная к его семидесятилетию. В экспозицию вошло тридцать работ, созданных за двадцать лет (пейзажи, портреты, жанровые композиции).

Выставка посвящается 177-летию Русского географического общества, созданного 6 (18) августа 1845 года, и проводится в рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Она подготовлена в рамках проекта «Народы России» ООО «Художественная галерея „Сантал”» и АНО «КПСОЦР „Наследие поколений”». В пространстве выставки проводятся мероприятия проекта, посвященные Дню знаний (Первое сентября), и круглые столы, посвященные региональным и национальным культурным традициям народов России.

Владимир Геннадьевич Ушаков окончил в 1975 году Краснодарское художественное училище.
По окончании его получил распределение в Салехард — единственный город в мире на Полярном круге, административный центр нефтяной и газовой отрасли Ямало-Ненецкого автономного округа. И там, в поясе вечной мерзлоты, он прожил 44 года. Стал не только преподавателем и живописцем, но и одним из создателей знаменитой школы декоративно-прикладного искусства — «ямальская кость».

Свою первую персональную выставку Владимир сделал в Салехарде в 1977 году. Работы были выполнены в традициях лирического южного импрессионизма. Пять-шесть лет понадобилось, чтобы найти язык более декоративный, близкий традициям северных народов.

Любовь к пленэру родилась еще в Краснодаре, но на Севере написать этюд непросто: состояние природы меняется настолько стремительно, что уловить его сложно. Особенно быстро бегут облака, почти мгновенно меняя свою форму, силу и красочность, свет и тень. Горы, реки, лес, тундра — всё это живое и одухотворенное на холстах Ушакова, который сумел прочувствовать и понять культурные архетипы ненцев, селькупов, манси. Особенно полюбил он самую глубокую реку России — Обь, которая для местных народов и кормилица, и место сакральное, на берегах которой рождались мифы и легенды.

В пейзажной живописи возникает и тема истории Севера, в том числе и трагической. Художник пишет о давнем XVII веке, остроги, деревянные православные храмы. В них присутствует память о первых русских переселенцах, которые не по своей воле «осваивали» северные просторы. Жанровые картины посвящены северной тематике, жизни местных жителей. Художник создает энциклопедию жизни северных народов, каждый из которых имеет свою специализацию в зависимости от места обитания. Те, что жили дальше от реки, в тундре, занимались разведением оленей, те, что рядом с рекой,— рыболовством, жители леса — охотой. Традиционно происходит разделение труда на женский и мужской. Например, мужчины делают нарты, женщины выделывают оленьи шкуры.

В целом картины художника реалистические. В других присутствует сказочный символизм, основанный на легендах и мифах. В триптихе «Сихарки» он воскрешает древние предания о дооленеводческом народе — сихарках. Это светловолосые и голубоглазые люди очень маленького роста, которых вытеснили под землю нашествия оленеводов.

Ушаков создал целую галерею портретов местной интеллигенции, деятелей искусства, политиков, общественных деятелей. Эти портреты репрезентативные, парадные, в них уделяется внимание национальным костюмам, атрибутам профессиональной деятельности портретируемых.

Сейчас художник с семьей вернулся на Кубань, но величие северных пространств не отпускает его. И в своей мастерской он создает новые картины, навеянные воспоминанием о прожитых годах, об уникальных людях, с которыми его свела судьба.

Выставка работает по шестое сентября 2022 года.
Вход свободный.

Возрастные ограничения: «0 +»

Реклама