Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) к особо охраняемым природным территориям (далее – ООПТ) отнесены участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Указанным федеральным законом регулируются правоотношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния.
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования. С учетом особенностей режима территорий, ООПТ делятся на государственные природные заповедники, национальные либо природные парки, заказники, памятники природы, дендрологические и ботанические сады.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона №33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе разведка и разработка полезных ископаемых; деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений; деятельность, влекущая за собой изменения гидрологического режима; предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов; заготовка древесины, заготовка живицы, промысловая охота, промышленное рыболовство и прибрежное рыболовство, заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, деятельность, влекущая за собой нарушение условий обитания объектов растительного и животного мира, сбор биологических коллекций, интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам; организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок, мест отдыха и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест; строительство объектов спорта, являющихся объектами капитального строительства, а также связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктур; размещение скотомогильников, объектов размещения отходов.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях природных парков запрещается деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств природных парков, нарушение режима содержания памятников истории и культуры. На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 33-ФЗ).
Посещение физическими лицами особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с установленным для таких территорий режимом особой охраны, ознакомиться с которым можно на сайтах администраций ООПТ.
Ответственность за нарушение установленного режима, правил охраны и использования природных ресурсов на землях ООПТ предусмотрена статьей 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, совершение указанного правонарушения влечет наложения на граждан штрафа в размере от трех до четырех тысяч рублей.
Кроме того, за нарушение режима особо охраняемых природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 262 Уголовного кодекса Российской Федерации, санкция которой предусматривает в качестве наиболее строгого наказания исправительные работы на срок до двух лет.
Андрей Московчук, начальник управления по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры Краснодарского края