В Сочи Tesla работает в такси

В Сочи Tesla работает в такси

Первый в России парк такси из электромобилей начал работу в Сочи. О том, как прокатиться на Teslа и сколько это стоит, узнавала наш корреспондент.

Ни рева мотора, ни скрипа тормозов

Вечер. Еду домой с работы. Привычно достаю телефон и вызываю такси. На телефоне загорается надпись: «Через пять минут за вами приедет белая Tesla». С замиранием сердца сажусь в машину. Водитель трогается — и ничего. В смысле — машина-то едет, но ни тебе рева мотора, ни скрипа тормозов.

— Как вообще? — не могу удержаться от вопроса.

— Многие спрашивают,— улыбается водитель. — Замечательно. Быстро разгоняется, маневренная. А еще такие автомобили очень «умные». Работать и ездить на них легче. Чего тут только нет: и контроль климата, и контроль скорости, и даже автопилот. А еще — безопасность. Если машина заметит какое-то препятствие, тут же подаст сигнал. И не просто подаст сигнал, а начнет автоматически притормаживать. Полезная штука, не раз помогала. В общем, электромобиль самое то для сочинских дорог.

А еще для сочинского климата. Руководитель парка электротакси Ecolifepark в Сочи Иса Айдамиров признаётся: когда решали, где реализовать такой необычный проект, без раздумий выбрали олимпийскую столицу.

— Наша компания «Взлет» имеет целую сеть таксопарков автомобилей с обычными двигателями внутреннего сгорания, и, когда решали, где начать работать на электромобилях, выбрали Сочи. Здесь замечательный климат. Все-таки у электромобилей есть особенность: они, как и остальные электронные приборы, те же смартфоны, быстрее разряжаются на холоде. К тому же Сочи всегда был лидером экологической повестки. Мы решили эту идею поддержать,— говорит Иса.

Неполадки можно исправить удаленно

Сегодня в парке электротакси тридцать машин. Учитывая, что, по статистике, выбросы от обычного автомобиля на один километр пути составляют 170 граммов вредных веществ, можно представить, насколько сочинский воздух становится чище. Помимо знаменитых Teslа, в необычном автопарке есть и китайские электромобили — Jac.

— У многих есть предубеждение перед китайскими машинами, но что касается электромобилей, то их они точно умеют делать. Машины эти очень комфортные и технологичные.

— Ломаются часто?

— Если честно, намного меньше, чем обычные, с двигателями внутреннего сгорания. Когда открывали автопарк, то вопрос обслуживания был одним из основных. Но мы нашли специалистов прямо в Сочи. Оказывается, здесь уже есть целое сообщество любителей электротранспорта, которые помогут решить все проблемы. К тому же какие-то неполадки можно исправить удаленно: достаточно производителю просто подключиться к машине по сети Интернет,— поясняет руководитель таксопарка Ecolifepark Иса Айдамиров.

Не возникло проблем и с поиском водителей. Для того чтобы управлять электромобилем, необходимо иметь опыт вождения и пройти часовой инструктаж.

— У Tesla запас мощности — 350 километров, есть еще версия long — такого аккумулятора хватает на 450 километров. У китайского электромобиля заряда хватит километров на двести пятьдесят. Этого достаточно для восьми часов работы — как раз рабочая смена водителей,— сообщает руководитель парка электротакси.

Заряжают электромобили на специальных электрозаправках. Стоимость одного киловатта составляет семнадцать рублей, что дешевле бензина. Поездка на такси-электромобиле в итоге стоит как на обычной машине.

— Параллельно с парком электротакси мы задумались о необходимой инфраструктуре. Благодаря нашим партнерам на курорте появились быстрые зарядные станции. Зарядить аккумулятор на таких можно минут за сорок — шестьдесят. До этого в Сочи были установлены обычные зарядные станции — на таких ждать приходилось часов восемь — десять,— рассказывает Иса Айдамиров.

Быстрые заправки

Сейчас в Сочи расположены четыре быстрые электрозаправочные станции: одна — на горном курорте «Роза Хутор», вторая — в Центральном Сочи, рядом с гостиницей «Пуллман», и еще две — в Имеретинской низменности. Такого количества было бы достаточно для тридцати электротакси.

— После установки четырех электрозаправочных станций мы поняли, что такого количества для города мало. За последние годы в Сочи появилось достаточно много владельцев электротранспорта, которые предпочитают заплатить и заправиться на быстрой заправке, а не использовать бесплатную, но долгую. По нашим расчетам, сегодня городу необходимо еще порядка десяти быстрых электрозаправок,— объясняет генеральный директор компании Electro.Cars Мария Черникова.

Основной проблемой для размещения электрозаправок является недостаток мощности. Для одной такой заправки требуется от восьмидесяти киловатт. Для сравнения: чтобы «осветить» стандартную четырехподъездную пятиэтажку, будет достаточно шестидесяти киловатт.

— Учитывая, что спрос на электромобили постоянно растет, а многие автомобильные концерны уже объявили о прекращении выпуска машин с двигателем внутреннего сгорания, мы будем и дальше развивать инфраструктуру электрозаправок. В текущем году в Сочи появится еще три быстрые зарядные станции в Центральном районе, Адлере и Красной Поляне. Кроме того, мы планируем создать сеть быстрых заправок по пути из Москвы в Сочи. Несколько уже открылось в столице, Воронеже, Шахтах и Краснодаре,— отмечает Мария Черникова.

Реализация инфраструктурного проекта потребует порядка шестидесяти миллионов рублей. Пока же, чтобы избежать ожидания на существующих заправках, для удобства водителей разработано специальное приложение. Оно позволяет забронировать зарядку.

— Самое важное в электромобиле — аккумулятор. По рекомендациям производителей его заряд не должен опускаться ниже двадцати процентов: тогда машина прослужит значительно дольше. Мы разработали специальное приложение, которое позволяет оценивать, когда у автомобиля заряд приблизится к критичному, и определять, возле какой заправки он будет находиться в это время, а также сколько времени ему будет необходимо, чтобы до нее доехать. После этого водитель может забронировать зарядку, подъехать и зарядится без очереди и ожидания,— объясняет Мария Черникова.

Утро. Еду на встречу. Естественно, опаздываю. Вызываю такси. Загадываю: «Вот бы Tesla!» Агрегаторы обещают, скоро в их приложении появится дополнительная кнопка, которая позволит выбрать не просто класс машины, а именно электромобиль.

Кстати…

Перевести на электричество в Сочи планируют не только такси, но и мопеды. Необычный стартап по шерингу электрических мопедов «Экомото» реализует сочинец Антон Бурлаков. В рамках проекта были доработаны существующие модели мопедов, их оснастили съемными батареями. Также спроектированы специальные зарядные шкафы, в которых будут храниться батареи. Пользоваться мопедами можно будет по принципу каршеринга: они будут находиться в свободном доступе на улицах курорта. Когда заряд батареи будет заканчиваться, достаточно будет подъехать к ближайшему зарядному шкафу и поменять батарею на полную. Запаса батареи мопеда будет хватать на 100—120 километров пути. Планируется, что уже весной 2022 года в Сочи появится более пятисот электромопедов.

Ирина СИЗОВА

Фото автора

Реклама