В декабре прошлого года депутаты кубанского парламента приняли финансирование новой программы развития улично-дорожной сети в Краснодаре с 2025 по 2035 год. По программе «25/35» в краевой столице в ближайшие десять лет планируется реконструировать 27 путепроводов, развязок и участков автомагистралей. Общий объем вложений в дорожное строительство превысит полтораста миллиардов рублей.
Планы на год по дорожному строительству глава Краснодара Евгений Наумов назвал насыщенными, рекордными. О масштабах предстоящей работы можно судить уже по первому объекту краевой программы — Тургеневскому мосту. Капитальный ремонт моста уже начался.
«Проект стал возможен только при личной поддержке Губернатора Вениамина Кондратьева. Ответственность на нас самая высокая, ведь эта транспортная артерия соединяет два региона России: Краснодарский край и Республику Адыгею»,— отметил мэр в своем телеграм-канале.
Историческая стройка
Работы в рамках проекта капитального ремонта моста начались в ночь на 16 апреля. Исторической стройкой, большим событием для двух регионов и десятков тысяч автомобилистов назвал капремонт мостового сооружения Евгений Наумов.
По сути, это одни из главных ворот нашего города. Со времени постройки в 1978 году эти ворота капитально не ремонтировались, хотя мелкий точечный ремонт, например дорожного полотна или температурных деформационных швов, выполнялся как минимум раз в полгода.
— Нагрузка на объект длиной 555 метров колоссальная. Только представьте: ежедневно по мосту въезжают в Краснодар и выезжают из города больше пятидесяти тысяч машин. Мы обязаны обеспечить безопасность своих жителей и гостей, водителей и пешеходов,— подчеркнул краснодарский мэр.

Чтобы движение по мосту стало комфортным и безопасным для всех, специалисты заменят 81 балку и отремонтируют 69 балок, также будет заменено 48 железобетонных плит и больше двух тысяч метров парапетного и перильного ограждения. Строители обновят две с половиной тысячи квадратных метров тротуаров и асфальтовое покрытие проезжей части площадью более десяти тысяч квадратных метров. На ремонтируемой части моста уже снимают старое асфальтовое покрытие, убирают опоры освещения и перила.
Ремонт — под контролем
Для горожан и гостей кубанской столицы важно, что движение транспорта по мосту на время ремонта не закрыто полностью. Пока на одной части моста идет ремонт, другая остается доступной для пешеходов и автомобилей, за исключением тяжелых грузовиков. Их перенаправляют в объезд: по Южному, Восточному и Западному обходам, Ростовскому и Ейскому шоссе и через Яблоновский мост. Сейчас проезд в обоих направлениях организован по левой стороне моста.
Также изменена организация дорожного движения вблизи Тургеневского моста. На дорогах установлены временные дорожные знаки и светофоры, нанесена временная разметка. Есть и другие ограничения. Например, спуск с моста теперь стал односторонним, как и участки улицы Буденного — от Тургенева до Братьев Игнатовых, улицы Братьев Игнатовых — от Буденного до Калинина.
Теперь при движении по Буденного в сторону моста на перекрестке с улицей Братьев Игнатовых можно повернуть лишь налево или направо, а при движении по улице Кубанская Набережная в сторону Калинина можно повернуть под мост или на Буденного. Движение прямо на этом перекрестке запрещено.
С началом ремонта некоторые неудобства испытывают и пешеходы. Для прохода в обоих направлениях сейчас доступен только тротуар с левой стороны моста. Также закрыт на двух участках путь под мостом.
Как отметили в городской администрации, не ограничиваться временными мерами при ремонте Тургеневского моста с интенсивным автотрафиком позволила программа развития улично-дорожной сети в Краснодаре, рассчитанная на десять лет. Именно так проект реконструкции моста и получил необходимое финансирование. Сейчас идет первый этап капитального ремонта, а полностью реконструкция моста завершится в 2026 году.
Ремонтные работы идут круглосуточно, одновременно на мосту трудятся больше пятидесяти специалистов. Кроме того, по поручению мэра кубанской столицы специалисты краевого Центра организации дорожного движения в онлайн-режиме следят за трафиком не только на улице Тургенева, но и на Яблоновском мосту и на шлюзах при въезде на Восточный обход.
Приоритет — дорожному строительству
В нынешнем году Краснодар переходит от рекордов в строительстве соцобъектов к рекордам в сфере строительства и реконструкции дорожно-транспортной инфраструктуры. Кроме капремонта Тургеневского моста по программе «25/35» запланирована реализация еще нескольких важных проектов. Среди них реконструкция Западного подъезда к городу и путепровода по улице Фадеева, строительство развязки, соединяющей улицы Тихорецкую и Володарского, реконструкция улиц Красных Партизан, Старокубанской, Демуса, Есенина.
Хороших дорожных новостей жители улицы Есенина, расположенной в Музыкальном микрорайоне города, очень ждали. О том, что подготовка улицы к реконструкции уже началась, им сообщили представители городской администрации на встрече с активом микрорайона.
В середине апреля стартовал первый этап реконструкции улицы Есенина в рамках краевой программы «25/35». Специалисты администрации уже приступили к расчистке улицы.
— Убираем поросль, сухостой, будем пересаживать здоровые деревья и кустарники и переносить контейнерные площадки,— сообщил жителям микрорайона глава Калининской сельской администрации Сергей Пелих.

После завершения работ обновленная улица Есенина превратится в современную двух — трехполосную магистраль с тротуарами, велосипедной дорожкой, светофорами, новыми сетями ливневой канализации и освещением. Как отметили в администрации города, реконструкция улицы Есенина на участке от Солнечной до Гомельской, включая реконструкцию улицы Кухаренко от улицы Сергея Есенина до улицы Шолохова,— это один из проектов в рамках десятилетней программы комплексного развития дорожно-транспортной сети. Первый этап уже стартовал, реализация второго этапа намечена на 2026 год. Окончание всех работ ожидается в 2027 году.
Новые тротуары и велодорожки появятся на участке улицы Красных Партизан — от Заполярной до Западного обхода. Также здесь пройдет трамвайная линия. Это шестьсот метров дороги, которую собираются расширить. Реализовать задуманное городские власти планируют уже в 2025 году. Стоимость работ составит около 260 миллионов рублей.
Развязку, соединяющую улицы Тихорецкую и Володарского, планируют построить также в 2025 году. Эта транспортная развязка — часть большого инфраструктурного проекта: прокладки Восточного подъезда к кубанской столице. Протяженность будущего Восточного коридора составит около сорока километров. Проект состоит из восьми этапов, за четыре из которых отвечает город, а еще за четыре — кубанское Министерство транспорта. Общая стоимость работ по прокладке трехкилометрового участка транспортной развязки на Тихорецкой — Володарского составит около пяти миллиардов рублей.
На постоянном контроле главы города находится прокладка новой дороги на улице Старокубанской, которая должна связать улицы Новую и Воронежскую, а также обеспечить удобный подъезд к краевой школе-интернату для одаренных детей «Наследие». Ожидается, что дорога будет завершена уже к осени нынешнего года.
«Дорога к „Наследию” строится, техника работает параллельно на нескольких участках. Задействовано больше тридцати машин, в том числе бурильные. Работы идут в две смены, об отставаниях даже речь не идет. В сентябре по этой дороге приедут на обучение одаренные дети. Здесь также идет переустройство сетей, строительство подпорной стены берегоукрепления. Техники достаточно»,— написал глава Краснодара Евгений Наумов в своем телеграм-канале.
Строящаяся трасса протяженностью около трех километров будет включать от двух до пяти полос, тротуары, велодорожку и пять парковок. Также проект предусматривает перенос коммуникаций, прокладку ливневой канализации, строительство канализационно-насосной станции и монтаж освещения.
По мнению мэра Наумова, Краснодар должен передвигаться как столица, как один из лучших городов страны, каким он и является. Задача перед властями города стоит грандиозная: решение дорожно-транспортного вопроса.
— Планы у нас амбициозные и, самое главное, реальные. От себя лично, от всех жителей Краснодара и тех, кто выбирает наш город как транзитный пункт, выражаю благодарность Губернатору Вениамину Кондратьеву и Законодательному Собранию края за поддержку программы «25/35». Вместе мы делаем большое дело на долгие годы вперед,— подчеркнул Евгений Наумов.
Рина КАРЕТИНА