29 марта у председателя Законодательного собрания Краснодарского края Владимира Бекетова большой юбилей – ему исполняется 65 лет. А известный политик как всегда в государственных делах. И так уже почти 19 лет, в течение которых он бессменно возглавляет кубанский парламент.
За это время в нашем регионе создана мощная законодательная база, работают многие долгосрочные проекты, один из которых по развитию личных подсобных хозяйств, по праву называют детищем Бекетова.
Кубань уверенно поднялась на высокий политический уровень. Многие законодательные инициативы Краснодарского края лежат в основе федеральных законов.
Секрет успешности политической карьеры Владимира Бекетова в его ярких личностных качествах. Те, кто давно с ним знаком, отмечают, что за внешней мягкостью, сдержанностью скрывается большая требовательность к себе и другим, способность постоять за интересы избирательного округа, края и страны.
За плечами Владимира Андреевича годы работы в одном из лучших хозяйств, райисполкоме, администрации Успенского района, в должности первого заместителя главы края, а он остается для людей простым и открытым в общении. Никогда не подводит избирателей, и те платят ему доверием: Бекетов пять раз баллотировался в депутаты ЗСК по одному округу и всегда выигрывал у соперников с абсолютным преимуществом.
Высокая должность с годами не изменила юбиляра. Это подтвердит любой журналист, знакомый с Владимиром Андреевичем. Если мы просим встретиться, в плотном графике работы он всегда найдет «окошко», чтобы откровенно и полно ответить на все вопросы, никогда не поглядывая на часы. И это тоже отличительная черта человека, по праву считающего гордостью Кубани.
О становлении парламентаризма
– В 2014 году исполняется 20 лет парламентаризму в России. Целая эпоха, – говорит Владимир Андреевич. – ЗСК за эти годы переживало много трудностей. Кризис наметился с самых первых дней работы. Тогда депутаты избирались по многомандатным округам, и уже на второй, максимум третьей сессии группа краснодарских депутатов потребовала: «Давайте уберем всех резервных депутатов. Они не нужны, потому что есть опасность в том, что нас могут убить». В принципе я и тогда не понимал и сейчас не верю в то, что кто-то из-за мандата депутата Законодательного собрания края кого-то убивал. Такая истерия была тогда в кубанском парламенте, но в аналогичной сложной ситуации оказалась страна в целом.
Депутаты взяли и приняли постановление убрать резервных депутатов. А потом случилось так, что один из наших депутатов погиб, четверо были избраны в Государственную думу, и осталось нас сорок пять. С дисциплиной было туговато. Для того чтобы принять на сессиях ЗСК решение, нужен был кворум, а его зачастую собирали с трудом.
В декабре 1995 – январе 1996 года закрутили: давайте срочно проводить выборы в органы местного самоуправления. На тот момент действовал федеральный закон прямого действия, который говорил, что надо в первой половине 96-го провести их, но не было нашего, краевого закона. И вот здесь пошла такая лавина: обращается в суд один из районов, потом еще некоторые: они хотят проводить выборы, уже названы кандидаты, готовые занять
должностные посты, но, как в дальнейшем показала жизнь, не готовые работать на них.
Начались суды, депутаты останавливали лавину, а параллельно работали над проектом краевого закона. Очень тяжело шло дело. Оставалось непонятным, на каком уровне должно быть в регионе местное самоуправление. Большая часть депутатов настаивала на том, чтобы оно было на уровне района, чтобы мы избирали его главу, а глава сельского поселения назначался. Нам нужно было научиться работать на уровне «край–район», а только потом переходить на сельский уровень, потому что объять необъятное невозможно.
Наши ставропольские коллеги пошли тогда по другому пути: избирали глав сельских поселений, а районных назначали. Как таковое местное самоуправление не получилось. Мы выбрали правильный, как показало время, путь.
И вот в 1996-м нам предстояло впервые избирать губернатора края, а также депутатов ЗСК, депутатов и глав городов и районов. Ситуация, прямо скажу, непростая: регион остается без руля и без ветрил. Потому и приняли решение продлить полномочия депутатов кубанского парламента, чтобы выполнить все необходимые процедуры по формированию органов власти.
И опять были обращения в суды. Но мы свою позицию отстояли. Главный аргумент: нельзя оставлять большой край без руководства.
Тогда ряд депутатов, кто хотел развалить работу, нашли другое решение – написали заявление о сложении с себя депутатских полномочий. Таким образом ЗСК могло стать нелигитимным. Нужно было искать выход из сложного положения, но юристы зашли в тупик…
В этой ситуации на высоте оказались руководители силовых структур, это и прокурор Анатолий Никитович Шкребец, и руководитель ФСБ Евгений Леонидович Воронцов, и глава милицейского ведомства Александр Григорьевич Супрунов, обеспечивающие стабильную оперативную обстановку в регионе.
А правильный совет дал нам Юрий Николаевич Загудаев (он тогда был председателем правительства Кубанского казачьего войска, юрист, сейчас работает в краевом суде). Подсказал: «Вы закон Краснодарского края, предусматривающий резервных депутатов, отменили постановлением, а нужно было отменять законом. Поэтому ваше решение недействительно». Больше года мы считали, что у нас нет резервных депутатов, работали в усеченном составе — 45 вместо 50.
Краевая избирательная комиссия принимает решение: вводит из резерва депутатов. И что вы думаете, были даже проблемы опубликовать это решение. Но настояли и опубликовали. И нас стало 50. Те, кто написал заявления, поняли, что вместо них придут другие, и ЗСК останется. Пришли, извинились, начали работать вместе, ни в чем не упрекая друг друга.
Очень сложно проходили выборы губернатора Краснодарского края. Явный лидер выявился, но когда мы принимали закон, заложили норму, что явка избирателей должна составлять 50 процентов плюс один голос. Недобрали активности, и надо было проводить выборы повторно.
1996 год был самым тяжелым, но и определяющим для дальнейшей работы Законодательного собрания Краснодарского края. На мой взгляд, ЗСК сыграло в те годы роль стабилизатора ситуации. Благодаря твердой позиции депутатов кубанского парламента мы сохранили относительную стабильность в регионе – и политическую, и экономическую, и социальную. Относительную потому, что повторюсь, обстановка накалилась по всей стране. Я помню, как тогда мы поддерживали депутатов Кемеровской области, которые, чтобы не допустить роспуска законодательного органа, забаррикадировались в зале и просили поддержки. На Кубани мы не перешли грань. Хотя и было все далеко непросто.
О доверии избирателей
– В пятый раз я избран депутатом ЗСК по одному, Успенскому округу. Испытываю ли я чувство тяжести от тяжелой ноши доверия людей? Я об этом никогда не думаю, – признается Владимир Бекетов. – В первый раз я избирался в депутаты ЗСК по многомандатному округу. Тогда Успенский округ был одним из самых крупных – в него входили Армавир, Курганинск, Гулькевичи. Нужно было избрать пять депутатов. Всего в округе 500 тысяч избирателей, а в Успенском районе – 25 тысяч. Когда коллеги предложили мне, главе Успенского района, принять участие в выборах депутатов, я очень сомневался: «Вы, говорил я, не соизмеряете: 500 тысяч и наши 25». Но потом все-таки согласился. В то время не было никаких рейтингов, и я просто хотел узнать: как люди относятся ко мне, можно ли совмещать работу главы и депутата? Поэтому выдвинулся депутатом райсовета. Решил так: если не изберут депутатом, то не буду работать и главой. Итоги выборов по району оказались хорошие, и я успокоился.
Результаты по выборам депутатов ЗСК объявили только через несколько дней. Набрав наибольшее количество голосов, я занял первое место. Это сильно обидело одного из избранных депутатов. Тогда некоторым «демократам» многое виделось в розовом цвете: им казалось, что убери кого-то или назначь – и все изменится, все станет на свои места. На самом деле за всем скрывается большая работа. Официальный статус действует короткое время. И если результата работы нет, человек быстро перестает быть значимым.
Пересчитывали бюллетени по участкам: цифры на первом – один в один, на втором тоже, на третьем… Тогда комиссия сказала: «Хватит, мы же не можем весь округ пересчитать». Так, все приняли выбор большинства избирателей.
В округе я всегда работал так, чтобы люди, оказавшие мне доверие, не разочаровались в своем выборе. Это непросто. Пока получается. Уверен, что нерешаемых жизненных проблем не бывает. Если они не решаются сегодня, значит решатся завтра. Просто нужно проявлять больше настойчивости. Но если все-таки ничего не получается сделать, людям надо честно сказать об этом и объяснить почему.
О местном самоуправлении
– Идет реформа местного самоуправления, – продолжает председатель ЗСК. – Я все-таки сторонник того, что сильно реформировать его не надо. У меня слово «реформа» ассоциируется со словом «развал». Развалить просто, создать сложно. Мы долго работали в рамках 131-го федерального закона. Честно говоря, я его не сразу принял. Мне казалось, что он будет способствовать тому, что у нас бесхозными останутся больницы, школы, другая инфраструктура, в особенности жилье. Потому что обеспечение жильем передавалось на уровень сельского поселения.
Но тогда Президент России Владимир Владимирович Путин собрал руководителей законодательных органов субъектов страны и сказал: «Я не вижу другого механизма, как повысить активность граждан». Для меня это стало определяющим, потому как уверен, что без активности жителей невозможно решить никакие проблемы.
Депутатам сказал, что мы не будем заниматься критиканством, а начнем реализовывать закон, применяя к делу творческий подход. Увеличили количество депутатов, сделав ставку на молодежь. Не исключили органы ТОС (они на Кубани были еще до того, как появились депутаты в сельских поселениях), потому что власти понимали: должен быть актив, с которым глава мог бы посоветоваться, получить рекомендации. Это было не только наше желание, но и просьбы самих председателей органов ТОС, которые говорили: «Вы нас не бросайте, мы хотим
работать». И сегодня даже трудно представить, как без них вообще когда-то обходились.
Я не уверен, что сегодня 131-й федеральный закон полностью исчерпал себя. У нас есть хорошие предложения. Два источника налогов, которые остаются в местном самоуправлении, – арендная плата за землю и налог на имущество физических лиц. Это те налоги, которые не всегда собираются. Добросовестные граждане платят, недобросовестные – нет. Так вот председатель комитета по вопросам имущественных и земельных отношений Сергей Александрович Тимченко предложил: если местное самоуправление на своей территории будет на сто процентов собирать этот налог, то ему можно было бы оставлять 20 процентов на решение вопросов по благоустройству. Считаю, что это правильно. Но пока мы не нашли механизма реализации этой идеи.
Интересным в новом законопроекте считаю предложение о том, что депутаты будут избираться по внутригородским округам. Вместе с главами, которые будут иметь больше полномочий, они не допустят произвола управляющих компаний. Тогда точно не будет таких экспериментов над людьми, какие произошли в Краснодаре или Новороссийске, когда подача горячей воды сокращается потому, что компания не рассчиталась с поставщиками. Частные лица в числе должников не числятся, а оказываются заложниками сложной ситуации. Под контролем депутатов это не пройдет.
Я горжусь тем, что местное самоуправление на Кубани заслуженно считается одним из лучших в России, потому что это возможность создать лучшую жизнь. Главное – расшевелить людей. И сделать это можно через экономику, развивая малое предпринимательство. Задача власти – помочь людям обрести себя: умеют выращивать – пусть выращивают, умеют торговать – пусть торгуют. Поэтому мы добиваемся принятия федерального закона об оптовых рынках. Человек умеет производить, но не умеет торговать. И наоборот. Так пусть каждый занимается своим делом.
Эту возможность во многом дает малое предпринимательство. Мы совершенно не отрицаем крупных предприятий, они должны быть, большой объем производства на малых предприятиях не сделаешь. А малый бизнес необходим для того, чтобы, во-первых, было рабочее место у тех, кто не нашел его на большом предприятии, и во-вторых, чтобы занять пустующие ниши, не закрытые большим предприятием.
Сегодня на Кубани в сельском хозяйстве работает четырнадцать тысяч хозяйствующих субъектов. В советское время было шестьсот. Мы делаем ставку на то, что малые предприятия будут привлекать и тех людей, которые не могут создать свое производство. Если делать ставку только на организацию малого бизнеса, то с этой стороны мы не дойдем до каждого, кто остается без работы. А вот от руководителей малых предприятий, владельцев хозяйств мы вправе ожидать, что они смогут и обязаны создать, найти, привлечь, обеспечить работой других. Этим занимаемся, стимулируем развитие производства. Уверен, что когда человек имеет хороший доход, тогда у него и жизненная позиция более активная. Тогда он понимает, что есть перспектива и у него, и его детей, и у внуков.
О законодательных инициативах
– За двадцать лет кубанский парламент принял много законов, которые легли в основу федеральных, – говорит Владимир Андреевич. – Сегодня в работе находятся и другие проекты нормативных правовых актов, которые будут полезны стране. Например, одним из самых первых, принятых ЗСК в начале 1990-х годов был закон о миграции. Тогда возникла острая необходимость в нем. Мы принимали его вместе с депутатами Республики Адыгея. На федеральном уровне как инициатива он не был принят, но закон, действующий сегодня, на 70
процентов состоит из норм, которые мы вносили, и идей, заложенных нами. Не потому что мы самые умные, просто ситуация требовала именно такого подхода.
Очень важный законопроект, принятия которого Кубань уже несколько лет настойчиво добивается на федеральном уровне, – об оптовых сельскохозяйственных рынках. Но пока мы не можем его пробить, несмотря даже на поддержку президента. Я понимаю, какие тормоза включаются: два года назад, когда был принят запрет на ввоз огурцов из Европы в Россию, была озвучена такая цифра: в нашу страну ввозится овощей на 840 миллионов евро в год. Это таможенная цена. Тогда в Краснодаре таможенная цена на овощи, привезенные из Турции, составляла 35 центов за один килограмм. Это всего 10 рублей за кило. Но где вы видели такую цену на рынке? Она на порядок выше. Теперь умножьте 840 миллионов евро хотя бы на 10. Это то, что получают лица, занятые в этом бизнесе. Потому и не можем добиться принятия закона.
Но сегодня у меня есть уверенность в том, что он будет принят. Ситуация меняется. Мне только жаль, что времени упущено много. Уже научились бы работать по этому закону и не зависели от зарубежных производителей.
В основе многих краевых законов лежат инициативы жителей края. Прежде всего, это земельные вопросы. Например, люди должны зарегистрировать право собственности на землю, но медлят. ЗСК убеждает, видит, что дело не сдвигается с мертвой точки и обращается в федеральные органы с инициативой увеличить сроки регистрации. В итоге это привело к тому, что сегодня на Кубани самый высокий показатель регистрации права собственности на землю. Но это потребовало много сил.
Или возьмем краевой закон «О государственной поддержке народных художественных промыслов и ремесленной деятельности». Люди рассказали о своих проблемах, мы их поддержали, и сегодня закон работает.
О соседстве Кубани с Крымом
– В свое время ЗСК заключило соглашение о сотрудничестве с Республикой Крым. В свете последних политических событий, изменивших жизнь республики и России в целом, деловые отношения активизировались. Группа депутатов ЗСК недавно вернулась из рабочей поездки в Крым, где работала над конкретным содержанием и согласованием плана совместных действий двух парламентов – кубанского и крымского – на несколько лет. В результате количество направлений работы увеличилось, что нашло отражение в плане, утвержденном на очередной сессии ЗСК.
Накануне в стенах Законодательного собрания края состоялась встреча депутатов с делегацией потребкооперации Республики Крым. У них четыре тысячи работающих. Поинтересовался, сохранена ли на полуострове сеть заготовительных пунктов? Сохранена. Но у них есть большая проблема: чтобы, например, сдать заготовителю мешок картошки, нужны справки из сельсовета, паспортные данные, которые передаются в налоговую инспекцию, облагающую налогом этот мешок картошки. Поэтому крестьяне не очень охотно выращивали ее.
Я рассказал гостям о том, что у нас на Кубани есть ЛПХ, которые освобождены от всех налогов. Работая на приусадебном участке, селяне зарабатывают себе трудовой стаж, чтобы потом получать пенсию. Конечно, крымчан заинтересовал наш опыт. Так как сегодня Крым уже субъект Российской Федерации, то на территории будут действовать российские законы. Наверное, пригодится и что-то из наших региональных наработок.
Готовы ли мы оказать помощь крымчанам? Конечно, готовы. Но для этого необходимо, чтобы они к нам официально обратились. Не потому что мы тут щеки
надуваем от важности, но пусть это будет показателем того, что для них это необходимо. А мы готовы и специалистов туда направить, и помочь принять их.
О личных качествах
– Я сам следую правилу и призываю коллег-депутатов: мы не можем общаться с человеком по принципу хочу не хочу. Получив доверие сотен тысяч людей, мы находимся при исполнении и не имеем права свои личные амбиции ставить выше общественных. Человек бывает неприятен, есть причины не уважать его как личность, но свое отношение к нему депутат может демонстрировать только после того, как оставит должность. А пока этого не произошло, нужно слушать, слышать, видеть рациональное зерно, помогать или решать проблемы людей самому.
За годы работы в Законодательном собрании края сегодня нет человека, с которым мне не захотелось поздороваться. Может, и были трения, но это был рабочий процесс. Мне приятно, когда некоторые депутаты ЗСК, даже из того первого созыва, сегодня приходят обменяться мнением, встретив на улице, подходят поздороваться.
О живом общении
– Сегодня у политиков есть свои блоги в Интернете, а у меня нет, – говорит Владимир Андреевич. – Я сторонник живого общения, адресного внимания. Особенно для должностного лица важно знать, как воспринимается людьми то, что ты сказал. У нас в ЗСК есть свой официальный сайт. Он важен для того, чтобы люди могли почерпнуть в опубликованной информации что-то полезное для себя, узнать, чем депутатский корпус занимается. Поймите правильно: я один из ста депутатов, и не имею права свое мнение выдавать за общее. Наши общие решения – это законы и постановления. В них позиция Законодательного собрания края. И для меня важно, чтобы люди это понимали.
Наталия МЕЛЬНИКОВА
Фото Петра ЯНЕЛЯ